Налоговый контроль. Налоговая проверка
Налоговый контроль является одним из видов финансового контроля. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков, налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Плательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе соответственно: по месту нахождения организации; по месту жительства физического лица. Постановка на учет в налоговом органе организации и индивидуального предпринимателя осуществляется независимо от установленных налоговым законодательством обстоятельств, с наличием которых связаны возникновение и исполнение налогового обязательства по тому или иному налогу.
Постановка на учет организации, индивидуального предпринимателя производится по их заявлению, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня их государственной регистрации.
Самым распространенным и эффективным методом налогового контроля является налоговая проверка. НК РБ (ст. 69) подразделяет налоговые проверки по основанию назначения на плановые и внеплановые.
Плановая проверка проводится на основании графиков проверок, которые утверждаются руководителем налогового органа. Графики проверок доводятся до плательщиков путем размещения их на стендах. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности» все подконтрольные субъекты, в том числе и налогоплательщики, подразделены на три группы риска. Плательщики, отнесенные к высокой группе риска, подлежат включению в план проверок не чаще одного раза в течение календарного года; к средней – не чаще одного раза в три года; низкой – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.
По поручениям Главы государства, Правительства, КГК могут быть назначены внеплановые проверки. Особенностью внеплановой проверки является то, что она может быть проведена без предварительного уведомления плательщика. Внеплановые проверки при наличии определенных обстоятельств могут быть назначены руководителем налоговой инспекции. К таким основаниям относятся: поступление в налоговый орган сведений и фактов, свидетельствующих о нарушениях налогового законодательства; непредставление плательщиком к установленному сроку налоговой декларации (расчета) или других документов, необходимых для налогообложения; реорганизация или ликвидация организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
О масштабах и эффективности налогового контроля можно судить по следующим данным. По результатам контрольных мероприятий в 2010 г. в бюджет поступило 155 млрд рублей, а результативность проверок составила 96 процентов. При этом количество проверок сократилось почти в два раза. Только во время одной из двадцати проверок не были выявлены нарушения. В МНС подсчитали, что на один рубль, идущий на содержание налоговиков, приходится 367 рублей дополнительных поступлений в бюджет.
Налоговая тайна
В процессе взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами образуется различного рода информация, носителями которой могут быть как традиционные (бумажные), так и современные (электронные). Такая информация имеет общий и специальный правовой статус. В отечественном налоговом законодательстве с принятием и введением общей части Налогового кодекса закрепилось понятие «налоговая тайна», оно включает в себя особый вид информации, ставшей доступной налоговым и иным органам в связи с выполнением ими контрольных и надзорных функций относительно плательщиков налогов, сборов и пошлин. Правовой режим налоговой тайны адекватен аналогичным режимам, касающимся банковской тайны, медицинской тайны, тайны следствия и т.п.
Статья 79 (п. 1) НК РБ определяет, что налоговую тайну составляют любые сведения о плательщиках (иных обязанных лицах), полученные налоговыми, таможенными органами, республиканскими и местными органами управления, органами КГК, финансовыми и другими органами. Однако определенная информация, перечень которой прописан в НК РБ, не попадает под режим налоговой тайны.
К ней, в частности, относятся любые сведения, разглашенные плательщиком самостоятельно или с его согласия; об учетном номере плательщика; об уставном фонде организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения. Сюда же относятся сведения, представляемые налоговыми администрациями различных стран друг другу в соответствии с заключенными международными договорами.
Информация, относимая к налоговой тайне, должна быть обеспечена специальными режимами хранения и доступа. Перечень должностных лиц налогового органа, имеющих доступ к информации, помещенной в режим налоговой тайны, установлен МНС.
Утрата документов, содержащих налоговую тайну, ее разглашение работниками налоговых и других органов влечет применение к ним мер ответственности, предусмотренных трудовым, налоговым и уголовным законодательством. В частности, ст. 84 НК РБ устанавливает ответственность налоговых органов за убытки, причиненные плательщикам вследствие незаконных действий их должностных лиц.
Законодательство Республики Беларусь предоставляет право контролирующим и правоохранительным органам в связи с проведением контрольных действий и следственных мероприятий потребовать у налоговых органов информацию о плательщиках, которая является налоговой тайной.
Кроме того, ст. 82 НК РБ обязывает налоговые органы передать Департаменту финансовых расследований КГК материалы проверок плательщиков, если состав налогового правонарушения может быть переквалифицирован в налоговое преступление, предусмотренное УК РБ.
В связи с разглашением налоговой тайны, утратой государственными органами документов, содержащих информацию, попадающую под режим налоговой тайны, у плательщика возникают основания прибегнуть к административному либо судебному порядку защиты нарушенных прав и законных интересов.