Тема 2. Правовая основа статуса судей, судебной системы и судебной деятельности в РФ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.2 «Судебная власть»
направление подготовки
40.04.01 Юриспруденция
Профиль «Судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности; адвокатура; нотариат»
Квалификация: магистр
очная, заочная формы обучения
Год набора 2018
Ростов-на-Дону, 2018 г.
Автор – составитель:
Преподаватель кафедры
процессуального права Бочарова Н.Н.
Заведующий кафедрой
процессуального права,
доктор юридических наук,
профессор Назаров С.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | |
2. | Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы | |
3. | Содержание и структура дисциплины (модуля) | |
4. | Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) | |
6.1. Основная литература | ||
6.2. Дополнительная литература | ||
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
6.4. Нормативные правовые документы | ||
6.5. Интернет-ресурсы | ||
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина «Судебный контроль в уголовном судопроизводстве» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК – 3 | готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | ПК – 3.1 | способность к выполнению должностных обязанностей |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
ПК – 3.1 | на уровне знаний: законодательных требований к профессиональной деятельности; правового регламентирования защиты прав и свобод человека и гражданина; приемов и способов их обеспечения | |
на уровне умений: выполнять всесторонний анализ правовой ситуации; принимать решения в соответствии с нормами действующего материального и процессуального законодательства | ||
на уровне навыков: выбора адекватных способов защиты прав и свобод, правопорядка при выполнении должностных обязанностей |
1. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Объем дисциплины:
Б1.В.ОД.2«Судебная власть» осваивается в 1 семестре по очной форме обучения и 1 семестре по заочной форме обучения, общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е.
22/16,5 академических часа/астроном.час. выделено на контактную работу с преподавателем (4/3 ч. лекций, 18/13,5 ч. практических (семинарских) занятий) и77/57,75 ч. на самостоятельную работу обучающихся для очной формы обучения. 16/12 академических часов выделено на контактную работу с преподавателем (4/3 ч. лекций, 12/9 ч. практических (семинарских) занятий) и 83/62,25 ч. на самостоятельную работу обучающихся для заочной форме обучения.
Место дисциплины в структуре ОП ВО:
Освоение дисциплины опирается на знания об основных правоохранительных органах, судебной системе РФ, процессуальных лицах.
Дисциплина реализуется после изучения: Б1.Б.1 «Философия права», Б1.Б.4 «Сравнительное правоведение»; Б1.Б.5 «Актуальные проблемы теории правоохранительной деятельности».
Формы промежуточной аттестации – экзамен в 1 семестре по очной форме обучения и экзамен в 1 семестре по заочной форме обучения.
2. Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 1.
№ п/п | Наименование тем (разделов) |
|
| |||||
Всего |
| СР | ||||||
| ЛР/ЭО, ДОТ* | ПЗ/ЭО, ДОТ* | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Понятие и сущность судебной власти | 47/36,25 | 2/1,5 | 8/6 | 37/27,75 | О РС | ||
Тема 2 | Правовая основа статуса судей, судебной системы и судебной деятельности в РФ | 52/39 | 2/1,5 | 10/7,5 | 40/30 | О Р РС | ||
Промежуточная аттестация | 9/6,75 | экзамен курсовая работа | ||||||
Всего | 108/81 | 4/3 | 18/13,5 | 77/57,75 | ||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Понятие и сущность судебной власти | 39/29,25 | 2/1,5 | 4/3 | 33/24,75 | О Р | ||
Тема 2 | Правовая основа статуса судей, судебной системы и судебной деятельности в РФ | 60/45 | 2/1,5 | 8/6 | 50/37,5 | О Р РС | ||
Промежуточная аттестация | 9/6,75 | экзамен курсовая работа | ||||||
Всего | 108/81 | 4/3 | 12/9 | 83/63,75 |
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1. Понятие и сущность судебной власти.
Генезис судебной власти. Понятие и функции судебной власти. Правосудие. Судебный контроль. Принципы судебной власти. Суд в тоталитарном и демократическом государствах. Судебная власть и теория разделения властей.
Примерные темы рефератов
На аудиторном занятии студент должен представить результаты реферата в форме выступления, которое может сопровождаться презентацией.
1. Положения Конституции РФ о суде как носителе судебной власти.
2. Институты правосудия в современной России.
3. Функции судебной власти в российской юридической доктрине.
4. Судебная власть в правовом государстве.
5. Судья – носитель судебной власти.
6. Судебная власть как социально-правовой феномен.
7. Акты судебной власти.
8. Модель образцовой личности судьи.
9. Судебный департамент – орган обеспечения деятельности судебной власти.
10.Судейское сообщество России и его роль в становлении судебной власти.
11.Судебная реформа 1991 года в России и обеспечение доступа к правосудию.
12.Судебная реформа 2013 – 2016 гг.
13.Судебная защита – высший уровень защиты прав граждан.
14.Судейская этика.
15.Этика мирового судьи.
16.Принцип независимости судей.
17.Организация работы судьи на судебной участке.
18.Статус судьи и его правовая регламентация.
19.Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам гарантий самостоятельности и доступности судебных органов.
20.Проблемы развития конституционных, организационных и процессуальных принципов в судоустройстве и судопроизводстве.
Список тем является примерным и открытым. Студентом может быть предложена другая – интересная ему для изучения тема.
Критерии оценки
За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы; - формулировка нового аспекта проблемы; - умение работать с научными и информационными источниками, систематизировать и структурировать материал; - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение систематизировать и обобщать исследуемые источники, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме -способность давать характеристику и оценку отдельным политическим событиям и процессам | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка |
9-10 | Отлично |
7-8 | Хорошо |
5-6 | Удовлетворительно |
0–4 | Неудовлетворительно |
Внеаудиторная самостоятельная работа (реферирование научной статьи из журнала)
1. Алешкова И.А. Применение Конституции РФ судами общей юрисдикции: тенденции, практика и перспективы развития. // Государство и право, 2014, № 9.
2. Бабкин А.И. Российский судья: дисциплина в профессиональной и повседневной жизни. // Российский судья, 2015, № 3.
3. Быков В.М. Проблемы суда первой инстанции. // Российская юстиция, 2015, № 3.
4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. 4-е издание. М.: Норма, 2012. – 401 с.
5. Добрынин Н.М., Тордия И.В. Правовая и судебная реформы в сравнительно-правовом и российском контексте. // Государство и право, 2015, № 2.
6. Дубинина Е.С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. 2013. - № 5 (11).
7. Жуйков В.М. Общая концепция развития процессуального законодательства и законодательства о судоустройстве. // Журнал российского права, 2010, № 7.
8. Казачкова З.М., Быкодорова Л.В. Специализированные судебные органы по разрешению экономических споров: российский и зарубежный опыт организации. // Российская юстиция, 2014, № 9, с. 35-39.
9. Калинина Н.С. Деятельность судебной системы по вопросам реализации судебной власти. // Российский судья, 2014, № 4.
10. Клеандров М.И. Объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества. // Журнал российского права, 2013, № 9, с. 52 – 59.
11. Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. // Журнал конституционного правосудия, 2013, № 3.
12. Чашин А.Н. Реформированная структура российской судебной системы. // Российский судья, 2014, № 4.
13. Фоков А.П. О юрисдикции нового Верховного Суда РФ: компетенция и полномочия. // Российский судья, 2014, № 3.
Методические материалы
Освоение дисциплины «Судебная власть» предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся базовых системных теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для их применения на практике.
Базовый материал по конкретным вопросам осваиваемой дисциплины дается в рамках занятий лекционного типа.
Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля для дополнительных записей. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их. В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и принципов. Остальное должно быть записано своими словами. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.
Семинарские занятия по дисциплине «Судебная власть» проводятся с целью применения и расширения знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы над литературными источниками с использованием современных информационных технологий, в частности, сети Интернет. Целью самостоятельной работы является повторение, закрепление и расширение пройденного на аудиторных занятиях материала.
Для правильного понимания изучаемых вопросов рекомендуется в полном объеме выполнять предложенные задания, строго следовать указаниям по подготовке к семинарским занятиям, последовательно проходить промежуточные и итоговые формы контроля.
Освоение дисциплины обучающимися целесообразно проводить в следующем порядке:
1) получение базовых знаний по конкретной теме дисциплины в рамках занятий лекционного типа;
2) работа с основной и дополнительной литературой по теме при подготовке к семинарским занятиям;
3) выполнение заданий самостоятельной работы по соответствующей теме до проведения семинарского занятия по ней;
4) закрепление полученных знаний в рамках проведения семинарского занятия;
5) получение дополнительных консультаций у преподавателя по соответствующей теме в дни и часы консультаций.
При подготовке к семинарским занятиям, контрольным и тестированию, следует в полной мере использовать академический курс литературы, рекомендованной преподавателем. Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться сетевые информационно-экспертные ресурсы, а также словари, справочники. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебниках. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.
Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.
Студентам рекомендуется выполнить самостоятельно рефераты и доклады, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям.
Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзамену (зачету). Основными функциями экзамена (зачета) являются: обучающая и оценочная. При подготовке к экзамену (зачету) студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал. Экзамен позволяет оценить уровень сформированности этапа компетенций.
Перечень используемых образовательных технологий и оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины. В следующей таблице представлено описание возможных видов контрольных мероприятий.
Виды занятий и контрольных мероприятий | Оцениваемые результаты обучения | Описание процедуры оценивания |
Посещение лекций | Знание теоретического материала по пройденным темам | Проверка конспектов лекций, тестирование |
Выполнение практических работ | Основные умения и навыки, соответствующие теме занятия | Защита выполненных кейсовых и ситуационных заданий, демонстрация командных решений при выполнении лабораторной работы |
Самостоятельная работа (выполнение индивидуальных, дополнительных заданий, рефератов) | Знания, умения и навыки, сформированные во время самоподготовки | Проверка полученных результатов, рефератов |
Промежуточная аттестация | Знания, умения и навыки, соответствующие изученной дисциплине | Зачет, с учетом результатов текущего контроля, в форме контрольной работы Экзамен (зачет), с учетом результатов текущего контроля, в форме опроса по билетам |
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, практических занятий, написание рефератов, подготовка докладов, выполнение заданий.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на практическом (семинарском) занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, с заранее запланированными ошибками.
Практические (семинарские) занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения автора получать необходимую информацию, компилировать ее, делать логические выводы и использовать теоретические знания, полученные в процессе обучения.
3. Самостоятельная работа должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата, подготовка презентации по реферату.
Вопросы для самостоятельной подготовки к опросу по темам курса
Тема: Акты судебной власти.
1. Юридический акт: понятие, виды, формы.
2. Судебный акт: определение, виды, структура.
3. Виды судебных актов в конституционном судопроизводстве.
4. Виды судебных актов в гражданском судопроизводстве.
5. Виды судебных актов в уголовном и административном судопроизводстве.
6. Ознакомление с судебными актами по конкретным делам.
7. Исполнение судебных актов.
Практическое задание:
Найти на сайте любого суда решение и выделить в нем основные части.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31.10.1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»// Российская газета. 1995. 28 декабря.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
3.Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19.12.2003г. «О судебном решении» // Российская газета. 2003. 26 декабря.
Специальная литература
1. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России. М.: Норма, 2011. – 212 с.
- Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. 4-е издание. М.: Норма, 2012. – 401 с.
- Владыкина Т.А. Компетенция мирового судьи: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 12. С. 66 – 70.
4. Дикарев И.С. Особое мнение судьи: вопрос о правовых последствиях. // Российская юстиция, 2014, № 10, с. 56-59.
5. Добрынин Н.М., Тордия И.В. Правовая и судебная реформы в сравнительно-правовом и российском контексте. // Государство и право, 2015, № 2.
6. Дубинина Е.С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы экономики, управления и права. 2013. - № 5 (11).
7. Ермошин Г.Т. Понятия «суд» и «судья» в конституционно-правовом смысле. // Российское правосудие, 2010, № 6.
8. Жуйков В.М. Общая концепция развития процессуального законодательства и законодательства о судоустройстве. // Журнал российского права, 2010, № 7.
9. Жуйков В.М. О предложении реформирования мировой юстиции в РФ путем «радикальной автономизации». // Журнал российского права, 2015, № 3.
10. Клеандров М.И. Правовые основы статуса судьи. Курс лекций. М.: РАП, 2010.
11. Клеандров М.И. Объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества. // Журнал российского права, 2013, № 9, с. 52 – 59.
12. Модернизация статуса судьи: современные международные подходы / отв. ред. Т.Н. Нешатаева. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.
13. Морозова А.С., Плахтий Е.В. Вопросы компетенции конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Российская юстиция, 2013, N 3, С. 49 - 52.
14. Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. // Журнал конституционного правосудия, 2013, № 3.
15. Чашин А.Н. Реформированная структура российской судебной системы. // Российский судья, 2014, № 4.
16. Шибанова Е.В. Роль Верховного Суда РФ в нивелировании пробелов законодательной техники УК РФ и УПК РФ. // Российская юстиция, 2014, № 10.
17. Штепа Е.В. Организационно-правовые основы создания Верховного Суда РСФСР. // Северо-Кавказский юридический вестник, 2012, № 3, с. 58-62.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.ОД.2 «Судебная власть»
направление подготовки
40.04.01 Юриспруденция
Профиль «Судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности; адвокатура; нотариат»
Квалификация: магистр
очная, заочная формы обучения
Год набора 2018
Ростов-на-Дону, 2018 г.
Автор – составитель:
Преподаватель кафедры
процессуального права Бочарова Н.Н.
Заведующий кафедрой
процессуального права,
доктор юридических наук,
профессор Назаров С.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы | |
2. | Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы | |
3. | Содержание и структура дисциплины (модуля) | |
4. | Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю) | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) | |
6.1. Основная литература | ||
6.2. Дополнительная литература | ||
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
6.4. Нормативные правовые документы | ||
6.5. Интернет-ресурсы | ||
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы |
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина «Судебный контроль в уголовном судопроизводстве» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК – 3 | готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства | ПК – 3.1 | способность к выполнению должностных обязанностей |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
ПК – 3.1 | на уровне знаний: законодательных требований к профессиональной деятельности; правового регламентирования защиты прав и свобод человека и гражданина; приемов и способов их обеспечения | |
на уровне умений: выполнять всесторонний анализ правовой ситуации; принимать решения в соответствии с нормами действующего материального и процессуального законодательства | ||
на уровне навыков: выбора адекватных способов защиты прав и свобод, правопорядка при выполнении должностных обязанностей |
1. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Объем дисциплины:
Б1.В.ОД.2«Судебная власть» осваивается в 1 семестре по очной форме обучения и 1 семестре по заочной форме обучения, общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е.
22/16,5 академических часа/астроном.час. выделено на контактную работу с преподавателем (4/3 ч. лекций, 18/13,5 ч. практических (семинарских) занятий) и77/57,75 ч. на самостоятельную работу обучающихся для очной формы обучения. 16/12 академических часов выделено на контактную работу с преподавателем (4/3 ч. лекций, 12/9 ч. практических (семинарских) занятий) и 83/62,25 ч. на самостоятельную работу обучающихся для заочной форме обучения.
Место дисциплины в структуре ОП ВО:
Освоение дисциплины опирается на знания об основных правоохранительных органах, судебной системе РФ, процессуальных лицах.
Дисциплина реализуется после изучения: Б1.Б.1 «Философия права», Б1.Б.4 «Сравнительное правоведение»; Б1.Б.5 «Актуальные проблемы теории правоохранительной деятельности».
Формы промежуточной аттестации – экзамен в 1 семестре по очной форме обучения и экзамен в 1 семестре по заочной форме обучения.
2. Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 1.
№ п/п | Наименование тем (разделов) |
|
| |||||
Всего |
| СР | ||||||
| ЛР/ЭО, ДОТ* | ПЗ/ЭО, ДОТ* | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Понятие и сущность судебной власти | 47/36,25 | 2/1,5 | 8/6 | 37/27,75 | О РС | ||
Тема 2 | Правовая основа статуса судей, судебной системы и судебной деятельности в РФ | 52/39 | 2/1,5 | 10/7,5 | 40/30 | О Р РС | ||
Промежуточная аттестация | 9/6,75 | экзамен курсовая работа | ||||||
Всего | 108/81 | 4/3 | 18/13,5 | 77/57,75 | ||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Понятие и сущность судебной власти | 39/29,25 | 2/1,5 | 4/3 | 33/24,75 | О Р | ||
Тема 2 | Правовая основа статуса судей, судебной системы и судебной деятельности в РФ | 60/45 | 2/1,5 | 8/6 | 50/37,5 | О Р РС | ||
Промежуточная аттестация | 9/6,75 | экзамен курсовая работа | ||||||
Всего | 108/81 | 4/3 | 12/9 | 83/63,75 |
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1. Понятие и сущность судебной власти.
Генезис судебной власти. Понятие и функции судебной власти. Правосудие. Судебный контроль. Принципы судебной власти. Суд в тоталитарном и демократическом государствах. Судебная власть и теория разделения властей.
Тема 2. Правовая основа статуса судей, судебной системы и судебной деятельности в РФ.
Закон РФ о «Статус судей в РФ» и проблемы его совершенствования. Правовая основа построения судебной системы в Российской Федерации. Конституция и процессуальное законодательство, определяющее деятельность судов. Судебная система РФ: суды общей юрисдикции; военные суды; арбитражные суды; мировая юстиция. Судебная практика как основа совершенствования законодательства. Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в совершенствовании законодательства. Проблема судебного прецедента в российской правовой системе.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине