Правовая основа судебной бухгалтерии

Правовая основа судебной бухгалтерии – это фундаментальная часть нормативного регулирования всех возникающих в ней общественных отношений, важнейшим элементом которого является нормативный акт.

Правовое регулирование является эффективным средством управления социальными процессами, с помощью которых общество оказывает воздействие на бухгалтерский учет. Общественные отношения, складывающиеся при использовании бухгалтерских познаний правоохранительными органами, будучи урегулированными нормами права, приобретают устойчивость и стабильность, осуществляются строго в соответствии с выраженной в этих нормах государственной волей в рамках должного поведения субъектов правового общения.

Правовую основу судебной бухгалтерии, как экономико-правовой дисциплины составляют, прежде всего, источники самого бухгалтерского учета, а также источники различных отраслей права, взаимодействующих с судебной бухгалтерией.

В соответствии с действующим законодательством правовую основу бухгалтерского учета, а значит, и судебной бухгалтерии составляет многозвеньевая, логически выстроенная совокупность законов и подзаконных нормативных актов в соответствии с их юридической силой, которые распространяют свое действие на все организации находящиеся на территории Российской Федерации.

ТЕМА 2. СИСТЕМА И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. В зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регулирующие организацию и ведение бухгалтерского учета, целесообразно представить в виде следующей системы:

1 уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2 уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3 уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4 уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ (ред. от 03.11.2006). Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, федеральные законы, (например «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (ред. от 05.02.2007)) и др.

На втором уровне находятся учетные стандарты (положения по бухгалтерскому учету).

Учетный стандарт (положение) можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения по бухгалтерскому учету призваны конкретизировать ФЗ «О бухгалтерском учете». В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету.

Методические рекомендации и инструкции третьего уровня призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями (например, Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 18.09.2006)).

На четвертом уровне находятся рабочие документы самого предприятия, которые определяют особенности организации и ведения учета в нем. Наиболее типичным документом этого уровня является учетная политика организации.

Понятие и виды учета

В Российской Федерации действует система хозяйственного учета, который представляет собой функцию управления, главным назначением которого является информационное обеспечение В составе хозяйственного учета выделяют оперативный статистический и бухгалтерский учет.

Оперативный учет представляет собой систему сбора текущей информации о ходе хозяйственных процессов и используется для оперативного руководства хозяйственными операциями и процессами.

Статистический учет применяется для наблюдения и количественного отражения массовых явления. Для него характерно: применение таких способов и приемов как обследование, наблюдение, перепись и т.д.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

Бухгалтерский учет на современном этапе подразделяется на финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый учет представляет собой систему сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями.

Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации, которая используется исключительно внутри организации руководителями различных уровней. В системе управленческого учета накапливается информация, в основном о затратах производства.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователями - инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Наши рекомендации