Права собственности на землю в рф
Право собственностиявляется наиболее полным
по содержанию правом на имущество.
В широком смысле собственность- совокупность
производственных отношений, поскольку производ-
ство и общество немыслимы без собственности и ее
различных форм. Производство - источник всех ма-
териальных благ, необходимых для удовлетворения
разнообразных потребностей человека и общества,
а потребности - это объективно существующие нуж-
ды человека в пользовании материальными и иными
благами в целях поддержания своей нормальной
жизнедеятельности.
В узком смысле слова собственность- отношение
между людьми по поводу присвоения продуктов произ-
водства и иных материальных и духовных благ, удов-
летворяющих потребности людей. В этом экономиче-
ском отношении выражается связь человека с вещами,
материальными благами как со своими, отношения
господства над объектами собственности путем вла-
дения, пользования и распоряжения ими.
Содержание права собственности на землю - пра-
вомочие владения, пользования и распоряжения зе-
мельным участком.
Владение земельным участком - это обладание им
как своим.
Пользование землей - это возможность извлекать
ее полезные свойства. По российскому законодатель-
ству земля должна использоваться в соответствии
с ее целевым назначением, определяемым принад-
лежностью к той или иной категории земель.
Отношения собственности на природные ресурсы
регулируются:
1) Конституцией РФ;
2) Гражданским кодексом РФ;
ФОРМЫ ПРАВА ЗЕМЕЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ И ЕЕ СУБЪЕКТЫ
Право собственности на землю в объектив-
ном смысле- это совокупность правовых норм, ре-
гулирующих отношения собственности на землю.
Право собственности на землю в субъектив-
ном смысле- совокупность правомочий собствен-
ника по владению, пользованию и распоряжению зем-
лей. Отношения собственности на земельные участки
регулируются:
1) Конституцией РФ;
2) Гражданским кодексом РФ;
3)природно-ресурным и природоохранительным за-
конодательством России и субъектов Федерации;
4) Указом Президента РФ от 16 декабря1993 г. 2144
«О федеральных природных ресурсах»;
5}Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О раз-
граничении государственной собственности на
землю».
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие при-
родные ресурсы могут находиться в частной, госу-
дарственной, муниципальной и иных формах
собственности.
Субъектами права собственности являются:
1)физические лица;
2) юридические лица;
3) иностранные граждане и организации;
4) Российская Федерация;
5) субъекты РФ;
6) муниципальные образования.
В соответствии со ст. 129 ГК РФ виды объектов граж-
данских прав, находящихся в свободном обороте (сво-
бодно отчуждаются и переходят от одного лица к дру-
гому), изъятых из оборота(нахождение в обороте не
допускается) или ограниченно оборотоспособных
V (ограничен круг участников оборота либо оборот до-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
НА ЗЕМЛЮ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,
ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, СОДЕРЖАНИЕ
Государственной собственностьюявляются зем-
ли, не находящиеся в собственности граждан, юридиче-
ских лиц или муниципальных образовании (ст. 16 ЗК РФ).
Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра-
ничении государственной собственности на землю»
закрепляется разграничение государственной соб-
ственности на землю на:
1)собственность РФ (федеральную собственность);
2) собственность субъектов РФ;
3) собственность муниципальных образований (муни-
ципальную собственность).
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собствен-
ностью в России является имущество, принадлежа-
щее на праве собственности Российской Федерации
(федеральная собственность),и имущество, при-
надлежащее на праве собственности ее субъектам
(собственность субъекта Федерации).
От имени РФ и ее субъектов права собственника
реализуют органы государственной власти в преде-
лах их компетенции, установленной актами, опреде-
ляющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федераль-
ными законами, указами Президента РФ и постанов-
лениями Правительства РФ, нормативными актами
субъектов РФ, по их специальному поручению от их
имени могут выступать государственные органы, орга-
ны местного самоуправления, а также юридические
лица и граждане (ст. 125 ГК РФ). Государство (в лице
РФ и ее субъектов)в земельных отношениях может
выступать в одной из двух ролей:
1)в качестве суверена, устанавливающего нормы
земельного законодательства, осуществляющего
государственный контроль за использованием зе-
мель и другие функции, названные в ст. 9, 10 Зе-
мельного кодекса;
2) в качестве собственника земельных участков. В по-
следнем случае оно пользуется теми же правами и не-
сет те же обязанности, что и другие собственники
земельных участков.
Процедура проведения разграничения государ-
ственной собственности на землю установлена Фе-
деральным законом от 17 июля 2001 г. 101 -ФЗ «О раз-
граничении государственной собственности на
землю».
Момент возникновения права собственности на зе-
мельные участки у РФ, субъектов Федерации и муни-
ципальных образований связан с моментом государ-
ственной регистрации права собственности на
земельные участки.
Основанием государственной регистрации права
собственности являются акты Правительства РФ об
утверждении перечней земельных участков, на кото-
рые, соответственно, у РФ, ее субъектов и муниципаль-
ных образований возникает право собственности при
разграничении государственной собственности на
землю, а также вступившие^ законную силу судебные
решения по спорам, связанным с разграничением
государственной собственности на землю. В ст. 17 ЗК РФ
установлены основания возникновения феде-
ральной собственности на землю.Помимо разгра-
ничения в соответствии с вышеуказанным законом,
к таковым относятся:
1) приобретение Российской Федерацией земельных
участков по основаниям, предусмотренным граж-
данским законодательством;
2) признание федеральными законами нахождения
отдельных земельных участков в федеральной соб-
ственности.
пускается по специальному разрешению), должны
быть прямо указаны в законе.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ владе-
ние, пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами в той мере, в какой их оборот
допускается законом, осуществляется их собствен-
никами свободно, если это не наносит ущерба окру-
жающей среде и не нарушает прав и законных интере-
сов других лиц.
ЗК РФ в ст. 27 установлены ограничения оборото-
способности земельныхучастков, в ст. 37 - особенно-
сти порядка заключения договоров купли-продажи зе-
мельных участков; особенности оборота земель
сельскохозяйственного назначения закреплены Феде-
ральным законом от 24 июля 2002 г. 101 -ФЗ «Об оборо-
те земель сельскохозяйственного назначения».
Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разгра-
ничении государственной собственности на землю»
определены правовые основы разграничения госу-
дарственной собственности на землю на федераль-
ную собственность, собственность субъектов РФ и му-
ниципальную собственность.
Статья 15 Земельного кодекса РФ закрепляет осно-
вы правового регулирования отношений частной соб-
ственности на землю.
Частной собственностью признаются те земельные
участки, которые приобретены гражданами и юриди-
ческими лицами по основаниям, предусмотренным
законодательством, т. е. законно. Все граждане и юри-
дические лица имеют право на равный доступ к при-
обретению земельных участков в собственность.
Собственник земельного участка вправе использо-
вать вустановленном порядке для собственных нужд
имеющиеся на земельном участке общераспростра-
ненные полезные ископаемые, пресные подземные
воды, а также закрытые водоемы в соответствии с за-
конодательством РФ (ст. 40 Земельного кодекса РФ).
3)природно-ресурсным и природоохранительным за-
конодательством России и субъектов Федерации;
4) Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144
«О федеральных природных ресурсах»;
5) Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О раз-
граничении государственной собственности на
землю».
Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь
имущество в собственности, владеть, пользоваться
и распоряжаться им как единолично, так и совместно
с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Хотя Конституцией РФ, помимо государственной,
частной и муниципальной, установлена возможность
существования и иных форм собственности, земель-
ное законодательство останавливается пока только
на трех перечисленных.
Особенность права собственности на землю в Рос-
сии - виды прав на землю определены в законодатель-
стве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обла- CD
дающего правами на землю, устанавливается объем т"~
прав и обязанностей, составляющих содержание того
или иного вида права собственности на землю.
Действующее законодательство позволяет назвать
и другие особенности права собственности на
земельные участки:
1) доминирующим субъектом отношений собственно-
сти выступают граждане;
2) большая часть земельных участков, предоставлен-
ных в собственность, - это земли сельскохозяй-
ственного назначения;
3) при распоряжении земельными участками устанав-
ливаются некоторые ограничения - существуют
земли, изъятые из гражданского оборота; распоря-
жение земельным участком возможно лишь сохра-
няя его целевое назначение.
Права всех субъектов права собственности равны
и защищаются способами, установленными законом.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
НА ЗЕМЛЮ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ,
СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Муниципальная собственностьна землю воз-
никает:
1) в результате разграничения государственной соб-
ственности на землю в соответствии с Федераль-
ным законом «О разграничении государственной
собственности на землю»;
2) в случае приобретения земельных участков, нахо-
дящихся в собственности граждан или юридических
лиц, по основаниям, установленным гражданским
законодательством (ст. 19 Земельного кодекса РФ).
Территорию муниципального образования состав-
ляют (ст. 12 Федерального закона «Об общих принци-
пах организации местного самоуправления в РФ»):
1) земли городских, сельских поселений;
2)прилегающие к ним земли общего пользования;
3) рекреационные зоны;
4) земли, необходимые для развития поселений;
5) другие земли в границах муниципального образо-
вания независимо от форм собственности и целе-
вого назначения.
От имени муниципального образования права соб-
ственника осуществляют органы местного самоуправ-
ления (или в случаях, установленных законом, иные
лица по специальному поручению органов местного
самоуправления). В муниципальной собственности
находятся земельные участки, признанные таковыми
не только федеральными законами, но и принятыми
в соответствии с ними законами субъекта РФ. Что каса-
ется гражданско-правовых оснований приобретения
муниципальной собственности на земельные участ-
ки, то в отличие отгосударственной собственности
она может возникать в порядке ст. 225 Гражданского
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА