Основания возникновения, изменения и прекращения права государственной и частной собственности на землю
В настоящее время основаниями возникновения права государственной собственности на землю являются:
1) решение местного исполнительного и распорядительного органа о выкупе земельного участка из частной собственности в государственную собственность;
2) решение суда о принудительном изъятии земельного участка из частной собственности в собственность Республики Беларусь;
3) решение гражданина, юридического лица о добровольном безвозмездном отчуждении земельного участка из частной собственности в собственность Республики Беларусь.
Основанием прекращения права государственной собственности является решение соответствующего государственного органа о передаче земель в частную собственность или собственность иностранного государства.
Основаниями возникновения права частной собственности на землю являются:
административно-правовые акты (решения государственных органов о передаче земель в частную собственность, в том числе путем приобретения земельного участка по аукциону);
гражданско-правовые сделки с земельными участками;
судебное решение, устанавливающее право собственности на землю.
В Кодексе о земле 2008г. законодателем введена новая норма (статья 44), устанавливающая возможность приобретения права на земельный участок, владение которым осуществляется в течение длительного времени. Так, граждане Республики Беларусь, у которых отсутствуют документы на земельный участок или которые используют земельный участок, граница и (или) размер которого на местности не совпадают с данными параметрами по документам, но которые добросовестно, открыто и непрерывно владеют им как своим собственным в течение 15 и более лет, имеют право приобрести этот земельный участок в частную собственность или получить его в пожизненное наследуемое владение, аренду в сложившейся границе.
Право частной собственности может возникнуть в результате совокупности оснований, а именно заключение сделки и ее регистрация в государственных органах.
Основания прекращения права частной собственности
В соответствии со ст.60 Кодекса о земле право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:
при отчуждении земельного участка лицам, которые в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами не могут являться собственниками земельных участков;
при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;
при изъятии земельного участка для государственных нужд;
при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;
в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;
при отчуждении земельного участка банком-залогодержателем от имени залогодателя при неисполнении последним обязательства по возврату банковского кредита
при признании земельного участка бесхозяйным.
Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:
при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
при использовании земельного участка не по целевому назначению;
при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;
если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка;
если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии со статьей 57 Кодекса о земле, после разрушения капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения) или возведению нового;
при неосуществлении мероприятий по охране земель
при утрате гражданства Республики Беларусь (собственники земельных участков при утрате гражданства Республики Беларусь, за исключением случаев наследования земельного участка, обязаны произвести отчуждение земельного участка в течение одного года со дня утраты гражданства Республики Беларусь);
при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;
при конфискации земельного участка;
при несоблюдении наследниками срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.
Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок.
Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель, за исключением случаев, указанных в части пятой настоящей статьи, принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель.
Если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией подает в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вынесения постановления суда о прекращении такого права и государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок гражданина, права частной собственности на земельный участок негосударственного юридического лица Республики Беларусь решает вопрос о дальнейшем его использовании.
Кроме того, законодательством установлены случаи, когда допускается принудительное изъятие земельного участка, предоставленного в собственность иностранному государству, международной организации: земельный участок, предоставленный в собственность иностранному государству, международной организации, подлежит принудительному изъятию в случаях, когда аналогичный земельный участок на территории иностранного государства изъят из собственности Республики Беларусь или когда это предусмотрено соответствующим международным договором.
Защита права собственности.
Защита права на земельные участки, и в первую очередь права собственности, базируется на конституционных положениях о том, что право собственности охраняется законом и что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Земельное законодательство Республики Беларусь гарантирует всем пользователям земли защиту правомерно осуществляемых земельных прав на случай их ущемления. Нарушенные права землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Всем пользователям земли гарантируется устойчивость их прав. Устойчивость прав на землю обеспечивается невмешательством в деятельность землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков со стороны государственных органов, других организаций. Исключение составляют случаи совершения владельцами земельных участков правонарушений, за которые к ним могут применяться меры ответственности.
Способы защиты земельных прав зависят от их характера и содержания и устанавливаются земельным, гражданским, административным и иным законодательством.
Вещные и обязательственные права на землю могут защищаться способами, предусмотренными гражданским законодательством (ст. 11 ГК). Защита и восстановление нарушенных земельных прав осуществляется, в частности, посредством:
1. Признания недействительными неправомерных сделок с земельными участками и установления факта ничтожности таких сделок.
Сделки купли-продажи, дарения, залога, обмена, аренды, совершаемые собственниками земельных участков (юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь) с нарушением установленных земельным законодательством правил, могут быть признаны недействительными по требованию заинтересованного лица. Сделки, совершение которых запрещено земельным законодательством, считаются ничтожными. К таким сделкам относятся договоры купли-продажи, аренды, дарения, залога, а также самовольный обмен земельных участков, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении.
2.Вещно-правовыми способами защиты, в частности, путем устранения нарушений права собственности на землю, землевладения и землепользования, не связанных с лишением владения (ст. 285 ГК).
3.Посредством возмещения убытков, причиненных землевладельцам, землепользователям и собственникам земли (ст. 14 ГК).
4.Признания недействительными неправомерных актов исполни тельных и распорядительных органов (ст. 12 ГК).
5. Компенсации морального вреда.
6. Присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами.
При этом защита прав землевладельцев и землепользователей осуществляется такими же способами, как и прав собственников земельных участков, поскольку принцип устойчивости распространяется на все виды прав на землю.
Права на землю юридических и физических лиц могут быть восстановлены в административном порядке в процессе контроля за соблюдением земельного законодательства органами управления общей компетенции.
Право граждан и юридических лиц на получение земельного участка для определенных целей и в установленном размере гарантируется возможностью обжалования отказа в предоставлении земельного участка в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в суд, а также установлением в законе исчерпывающего перечня оснований прекращения права собственности на землю, права землевладения и землепользования.