Основания возникновения, изменения и прекращения права собственности на объекты природы

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значи­тельной степени зависят от формы права собственности. В Гражданском Кодексе РК, устанавливающим общие основания приобре­тения права собственности, предусматривается то, что право соб­ственности на имущество, которое имеет собственник (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено дру­гим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законо­дательством в природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

В Законе РК «О государственном имуществе» указано на следующие основания возникновения имущественных прав государства.

Основаниями приобретения Республикой Казахстан прав на республиканское имущество являются:

1) поступления в республиканский бюджет;

2) приобретение имущества республиканскими юридическими лицами;

3) конфискация (безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке);

4) передача имущества в состав республиканского имущества из состава коммунального имущества;

5) приобретение и создание имущества на основании гражданско-правовых договоров (купля-продажа, подряд и другие договоры);

6) реализация приоритетного права на приобретение стратегических объектов;

7) изъятие бесхозяйственно содержащихся памятников истории и культуры, культурных ценностей по решению суда;

8) приобретение права государственной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в частной собственности, при переоформлении прав на него;

9) наследование, дарение или иная безвозмездная передача либо иное безвозмездное поступление (переход) имущества негосударственных юридических лиц и физических лиц в состав республиканского имущества;

10) принудительное отчуждение имущества для государственных нужд;

11) возврат исполненного Республикой Казахстан по обязательству до момента расторжения или изменения договора;

12) возврат имущества, переданного по сделке, признанной недействительной;

13) иные основания, предусмотренные законами Республики Казахстан.

14) национализация (обращение собственности граждан, юридических лиц в государственную собственность).

Согласно Конституции Республики Казахстан земля и другие природные ресурсы могут находится в частной и государственной формах собственности. Частная собственность предстает в двух видах - индивидуальная и коллективная.

Земельное законодательство называет 8 оснований, по которой индивидуальная собственность граждан признается государством: ведение крестьянского хозяйства, садоводство, животноводство, дачное, гаражное строительство, предпринимательская деятельность.

Коллективная форма частной собственности на землю представлена в законе двумя видами: долевой и совместной. Такая форма возникает как среди граждан, так и среди юридических лиц - колхозов, акционерных и других хозяйствующих сообществ и товариществ.

Предоставление земель - комплексный институт земельного права, сочетающий в себе административные и земельные отношения. Предоставление земель в собственность имеет место тогда, когда по тем или иным объективным причинам не применяются рыночные способы приобретения права собственности.

При предоставлении земель должен соблюдаться приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для сельского хозяйства.

Предоставление земель осуществляется на основе решения администрации, принимаемого после изучения документов заявителя или по итогам конкурса или аукциона. В пределах установленной нормы земельные участки предоставляются гражданам бесплатно, а сверх этой нормы - за плату по договору купли-продажи.

Наряду с административными способами регулирования отношений земельной собственности повышается удельный вес гражданско - правовых средств приобретения права земельной собственности.

Земельные участки в пределах нормы предоставляется бесплатно, сверх установленной нормы - по договору купли - продажи. Продажа земельных участков производится на основе договора, заключаемого между собственником земли и покупателем, по результатом конкурса или аукциона.

Договоры заключаются по типовой форме и подлежат нотариальному удостоверению и регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Помимо договора, заключаемого непосредственно между продавцом и покупателем, права на землю могут быть приобретены в результате проведенного конкурса или аукциона. Стороны оформляют договор, нотариально удостоверяют его и регистрацию проводят по ценам конкурсного или аукционного отбора.

Устанавливаются следующие основные положения этого вида приобретения права собственности на землю:

1. правом приобретения пользуются все субъекты земельных отношений, включая иностранных граждан и юридических лиц.

2. приобретение земельных участков собственность оформляются договором купли продажи.

3. договор купли-продажи приватизируемого участка земли заключается в месячный срок со дня подачи заявления продавцу.

4. продажа земельного участка собственником приватизированных предприятий для расширения и дополнительного строительства производиться на конкурсной или аукционной основах за счет земель, не обремененных правами пользователей или арендаторов.

5. в правилах приватизации земельного участка значится запрет на продажу земель общего пользования в городах, земель заповедников, памятников природы, других особо охраняемых объектов и территорий, а также земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства и использования недр.

Основания прекращение права собственности на землю и другие ресурсы природы предусматриваются в природоресурсовых законах - Законе "О недрах и недропользовании» от 24.06.2010 г., Лесном кодексе от 8.07.2003 г. и Водном кодексе от 9.07.2003 г., Законе "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира" от 9.07.2004 г.и др.

В земельном законодательстве предусматривается 14 оснований прекращения права собственности на землю. Они могут быть распределены на три группы.

К первой относятся случаи прекращения по объективным основаниям.

Ко второй - из-за нарушений условий использования земель.

Третьей - из-за нарушения земельного законодательства.

Наши рекомендации