Методы проведения финансового контроля и способы реализации материалов проверок.
К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка.
Правом назначения ревизий и проверок пользуются президент Российской Федерации, обе палаты Федерального собрания Российской Федерации, правительство Российской Федерации, Главное контрольное управление президента Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, правоохранительные органы – суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности – в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля. В случае необходимости проведения финансовой ревизии или проверки названные руководители и учреждения дают поручения тем или иным органам финансового контроля, включая и аудиторские организации.
Ревизияпредставляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении.
Проверка– единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.
Полная комплексная ревизия включает следующие проверки: операций с денежными средствами;
- расчетных и кредитных операций;
- расчетов с федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами;
- правильности планирования и расходования средств на содержание бюджетных учреждений, формирования и использования ими внебюджетных средств;
- сохранности основных средств и нематериальных активов и операций с ними;
- сбережения производственных запасов, товарно-материальных
ценностей и операций с ними;
- инвестиционных операций;
- расчетов по оплате труда и начисления налогов;
- формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
- формирования финансовых результатов;
- организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего
(ведомственного) контроля.
Для проведения ревизии или проверки устанавливается определенный срок. Они могут проводиться силами одного ревизора или группы (бригады) ревизоров, в необходимых случаях с привлечением экспертов по специальным вопросам.
Ревизия– наиболее эффективный и достоверный метод
финансового контроля особенно для целей последующего контроля, поскольку при наличии на проверяемом объекте всех необходимых документов может дать исчерпывающий ответ об использовании средств в проверяемом периоде. Именно поэтому, когда расследуются так называемые экономические преступления, назначается ревизия финансово-хозяйственной деятельности интересующих следствие объектов в целом или по основным вопросам этой деятельности.
Из-за большого объема подлежащего проверке материала и необходимости затраты значительного времени на практике чаще назначаются проверки конкретных вопросов.
Но в любом случае, чтобы получить доказательные ответы на поставленные в программе вопросы, ревизор должен провести ряд действий, которые для каждой ревизии и проверки одинаковы и обязательны.
Начинают ревизию обычно с проверки учредительных и регистрационных документов организации. Затем переходят к изучению и анализу плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов. Здесь ревизор должен установить законность и правильность операций, отраженных в документах, подлинность самих документов, соответствие их установленным формам, безошибочность содержащихся в них расчетов. Эта работа продолжается практически в ходе всей ревизии. Одновременно ревизор обязан удостовериться в действительности совершения тех или иных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг.
Он делает это путем сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными (первичными) документами и соответствующими исходными данными, а также записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям, например, натуральных показателей отчетности – с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей. В этих же целях прибегают к проведению встречных проверок – сличению имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы, выписок банка по счетам организации с подлинными записями по этим счетам в банке и т. п.
Оформление результатов ревизии.
Результаты ревизии (проверки), как правило, оформляются актом, который подписывают ревизующие, руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации, а в необходимых случаях – ранее работавшие в ревизуемой организации руководитель и главный бухгалтер, ко времени работы которых относится период, охваченный ревизией. В некоторых случаях, определенных нормативными документами, процедура подписания акта руководителем и главным бухгалтером может быть заменена процедурой их ознакомления с содержанием акта.
Акт ревизии – документ, имеющий четко очерченные параметры. Он должен содержать ответы на все вопросы, поставленные в программе ревизии.
В содержании акта ревизии ревизующие обязаны соблюдать объективность, точность используемых данных и описания выявленных фактов, ясность и грамотность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и проверок действительности совершения операций, других ревизионных действий, заключений специальных экспертиз и привлеченных специалистов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц.
Не допускается включение в акт ревизии выводов ревизующих и других лиц, предположений и фактов, не подтвержденных документами, сведений из следственных материалов и ссылок на показания, данные следственным органам, не перепроверенных ревизующими органами материалов внутреннего (ведомственного) контроля. В акте ревизии ревизующие не должны давать правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой и других организаций, квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.
Акт ревизии состоит из текста акта и приложений к нему, на которые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т. п.).