Эффективности их деятельности.
Всеми без исключения экономистами отмечается что, объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России является изучение опыта организации налоговых систем и организационных структур налоговых служб зарубежных стран - США, Англии, Франции, Германии, Дании и ряда других государств. Будучи построена по образцу и подобию западных стран налоговая система России по объектам налогообложения вполне сопоставима с их налоговыми системами, и, естественно, что Правительство РФ обратилось за помощью к американским специалистам в этой области. Весьма интересно рассмотреть основные из разработанных мероприятий и уточнить какую практическую помощь они оказали налоговой службе РФ.
Для реализации одного из таких проектов в начале января 1997 г. три организации, занимающиеся оказанием технической помощи - Институт международного развития Гарвардского университета, Министерство финансов США и компания Баренц Груп, - направили в Москву дополнительных консультантов, включавших советников на краткосрочной основе и одного постоянного консультанта. Основные направления проекта – повышение эффективности работы налоговой службы и руководство реорганизацией, включающей изменения в организационной структуре налоговых органов.
Наиболее масштабной оказалась программа мероприятий, которая реализовывалась консультантами Проекта Агентства международного развития США по оказанию содействия в области налоговой реформы в Российской Федерации. Эта работа началась в конце 1996 г. совместно со специалистами Государственной налоговой службы Российской Федерации.
На самом деле помощь американцев недостаточно учитывала особенности российской экономики. Например, одно из мероприятий заключалось в том, что плательщикам было направлено 1, 2 или 3 напоминания о необходимости зайти в налоговую инспекцию и уплатить налог. Большая часть исследования отводилась роли телефонных бесед с налогоплательщиками. Данное направление в работе налоговых органов, безусловно, нужное, однако не первоочередное. Достаточно для примера привести данные одной из районных налоговых инспекций г.Ростова-на-Дону полученные в ходе практической контрольной работы в начале ХХ1 века: из 6890 плательщиков 4588 не являются в налоговую инспекцию, несмотря на напоминания, а телефонная беседа с ними затруднительна по причине отсутствия их по указанному телефону и адресу.
Когда граждане регистрируются в государственных органах как налогоплательщики, когда учредители создают предприятие, они предполагают осуществлять некую хозяйственную деятельность. Безусловно, не все они фактически становятся предпринимателями, кто-то разоряется, не выдерживая конкуренции. Но, как правило, основная часть зарегистрированных плательщиков функционирует, за каждым из несданных отчетов скрываются реальные процессы в экономике, процессы бесконтрольные, влекущие за собой неуплату налогов, описанное выше подпольное производство низкокачественных горюче-смазочных материалов из сырья, просто хищения и многое другое. Так что мы имеем альтернативу: либо посылать плательщиками побольше писем-напоминаний и беседовать с ними по телефону, либо брать под контроль реальные процессы, происходящие в экономике, стремясь к тому, чтобы хозяйственная деятельность субъектов предпринимательства в России была прозрачна для контролирующих органов. Чтобы эти самые контролирующие органы, пользуясь отсутствием достаточно строгого контроля, сами не становились элементом теневой экономики, покрывая экономические преступления.
Существуют многочисленные исследования, посвященные организационной структуре Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее функциям. В настоящее время основной организационный принцип построения структур ГНС на различных уровнях базируется на виде налога. Специалисты Проекта Баренц Груп * отмечают, что структурная перестройка налоговой службы с целью повышения эффективности ее работы может быть продолжена на основе тех функций налогового администрирования, которые оказались наиболее успешными во многих странах.