Проблема эффективности и результативности деятельности психолога. Количественные и качественные критерии эффективности.

До настоящего времени не существует четких и однозначных критериев, по которым можно было бы судить об эффективности всех направлений деятельности практического психолога.

Можно рассмотреть некоторые критерии эффективности каждого из видов деятельности практического психолога в отдельности.

Если говорить о психодиагностике, то, согласно точке зрения Г.С. Абрамовой, «эффективность работы практического психолога со стандартным, психометрическим методом будет определяться соответствием целей применения теста или методики для исследуемой выборки» (1994, С.70). По-видимому, адекватность применяемых психологом методик может проверяться, в частности, результативностью предложенных на основе материалов обследования рекомендаций клиенту.

Эффективность психокоррекционной работы связана с учетом следующих важных моментов:

динамическое содержание периода возрастного развития может быть разнообразным, а значит, успешность, результативность одного и того же воздействия неодинакова в разные моменты жизни;

эффективность психокоррекции определяется не ее интенсивностью и количеством произведенных воздействий, а качеством содержания, своевременностью и адекватностью;

эффективность зависит от степени соответствия психокоррекционной работы индивидуальным особенностям психического развития человека.

Традиционный способ подтверждения результативности индивидуальной психокоррекции состоит в реализации следующей экспериментальной схемы:

В случае групповой психокоррекции в указанную схему добавляется такой компонент как проведение начального и конечного замеров в контрольной группе.

При оценке эффективности психологического консультирования и психотерапии можно указать следующие важнейшие показатели (Г.С. Абрамова, 1994):

субъективно переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;

объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в различных модальностях;

устойчивость изменений в последующей после получения психологической помощи жизни человека.

Об эффективности психотерапии следует сказать чуть подробнее. Первую попытку оценить успешность психоаналитической терапии на основе изучения выборки в несколько тысяч пациентов предпринял в 1952 году Г. Айзенк (результаты дополнительных исследований он опубликовал в 1961 и 1966 г.г.).

Согласно его данным, фактически поправилось большее число нелечившихся больных, чем тех, кто принимал психотерапевтическое лечение (72% и 66% соответственно). Вызвавшие бурю критики результаты исследований Айзенка были подкорректированы дальнейшими исследованиями. Было показано, что процент спонтанного выздоровления не столь высок: от 30 до 45. Кроме того, пациент, лечившийся у психотерапевта, чувствовал себя лучше, чем 80% тех пациентов, которые не проходили лечения.

Вместе с тем, пока так и осталась непреодоленной сложность оценки эффективности психотерапии, связанная с разницей взглядов психотерапевтов на то, что собственно считать психотерапевтическим эффектом.

По итогам работы за учебный год на основе выделенных критериев профессиональной деятельности педагог-психолог представляет качественно-количественный анализ деятельности.

Анализ деятельности педагог-психолог предоставляет в конце учебного года на итоговый педагогический совет в произвольной форме на основе статистического отчета и проблемно-ориентированного анализа деятельности.

Педагог-психолог осуществляет качественный анализ собственной работы, ориентируясь на предлагаемые критерии эффективности профессиональной деятельности.

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога-психолога:

1. Знание психологом теоретических основ психологии, педагогики, философии, социологии;

2. Соблюдение этического кодекса работы психолога,

3. Соответствие нормативам временных нагрузок психолога по всем направлениям профессиональной деятельности,

4. Системность работы психолога с различными категориями в образовательном процессе (ученик, родитель, учитель, администрация и т.д.),

5. Участие психолога в работе различных комиссий и выполнение функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей,

6. Самосовершенствование, участие в семинарах, методических объединениях, конференциях, а также курсах повышения квалификации. Владение профессионально важными качествами, среди которых:

§ умение тактично и корректно высказывать свою точку зрения, обосновывать мировоззренческую позицию,

§ умение давать объективную оценку другим людям и возникающим ситуациям,

§ умение анализировать конкретные ситуации в образовательном процессе, осуществлять выбор адекватных целей и задач,

§ адекватно использовать теоретические знания в своей практической деятельности,

§ умение выбирать адекватные способы и приемы при решении профессионально важных задач,

§ освоение норм, эталонов профессиональной деятельности, достижение в ней мастерства, стремление индивидуализировать свою деятельность, а также осознанно развивать свою индивидуальность средствами профессии,

§ проявление открытость для постоянного профессионального обучения, изменений, накопление опыта,

§ способность ориентироваться в современных проблемах психологии и т.д.

7. Результативность работы и роль психолога в деятельности образовательного учреждения.

§ организация и результативность психологического просвещения и консультирования,

§ соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней: достоверность результатов, доступность и реалистичность рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень учета компетентности должностных лиц при их реализации,

§ эффективность психопрофилактической работы,

§ результативность психокоррекционной работы.

8. Степень включенности психолога в жизнедеятельность образовательного учреждения.

§ реализация поставленных целей и задач в процессе профессиональной деятельности,

§ устанавление внешних и внутренних связей, взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения,

§ участие в создании предметно-развивающей среду в образовательном учреждении для разных категорий сопровождения,

§ обеспечение психологического сопровождения различных участников образовательного процесса,

§ организация обучения общению учащихся и других участников образовательного процесса,

§ обеспечение этичности и соблюдение этикета во взаимодействии учащихся с родителями, педагогами, сверстниками и т.д.

§ создание в коллективе благоприятного психологического климата , который характеризуется продуктивным общением, взаимодействием детей и взрослых,

§ обогащение профессиональный опыт в том числе, за счет личного творческого вклада и т.д.,

§ изучение профессионального психологического опыта своих коллег (района, края, региона, страны и т.д.), с использованием Интернет-ресурсов,

9. реальная материально-техническая база, максимальное и продуктивное использование имеющихся ресурсов в своей профессиональной деятельности,

§ наличие и эффективность использования специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы,

§ наличие и использование необходимого психодиагностического инструментария,

§ наличие и использование дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы,

10. Организационно-правовое обеспечение профессиональной деятельности психолога.

§ наличие и знание обязательных нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность педагога-психолога,

§ наличие (ведение) основной документации педагога-психолога.

Умение анализировать свою профессиональную деятельность развивается с опытом работы психолога. Развитию этого умения недостаточно уделяется внимания в процессе обучения психологов. Поэтому молодым специалистам было бы удобно пользоваться готовыми схемами анализа, постепенно их усложняя и делая индивидуальными.Вот пример одной из таких схем

Наши рекомендации