Контроль органов государственной власти и органов МСУ.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления, проводится судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за соблюдением законности.
Статья 4 Федерального закона от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает, что органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации в пределах их полномочий:
- входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания, а также о назначении на должность и освобождении от должности начальников соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы;
- оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих наказания;
- создают учреждениям, исполняющим наказания, условия для их деятельности и привлечения приговоренных к труду, а также обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала учреждений и членов их семей;
- привлекают для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств персонал дислоцированных в районах указанных событий учреждений, исполняющих наказания; в случаях, не терпящих промедления, – с уведомлением соответствующих территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы;
- устанавливают для персонала дополнительные гарантии социальной защиты за счет соответствующих бюджетов.
Данными полномочиями учреждений обладают и органы местного самоуправления, которые также определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях.
Органы государственной власти и управления мэрии, городские и районные администрации, муниципалитеты, префектуры обладают властными полномочиями в решении экономических, социальных, хозяйственных, экологических, коммунальных и других вопросов местного значения.
Они имеют право осуществлять проверки-посещения исправительных учреждений, по результатам которых принимаются решения с оценкой выявленных недостатков, определяются меры по оказанию помощи данным учреждениям.
Таким образом, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц.
Судебный контроль.
Судебный контроль – это одна из важнейших форм поддержания законности при исполнении наказания. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.
Предложения и заявления осужденных рассматриваются судом в обычном для всех государственных органов порядке. Для рассмотрения жалоб на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, установлен особый процессуальный порядок, который согласно ч. 2 ст. 20 УИК РФ применяется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Такие случаи обжалования предусмотрены Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и конкретизированы в главе 24 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными законодательными актами могут быть обжалованы действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц:
- в результате которых нарушены права и свободы гражданина,
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод,
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность,
- незаконное привлечение к ответственности.
При этом не могут быть обжалованы в суд в соответствии с указанными законодательными актами действия или решения должностных лиц, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Применительно к рассматриваемой теме это могут быть решения администрации о представлении или отказе в досрочном освобождении от отбывания наказания, замене наказания более мягким либо более строгим , в случаях, установленных Уголовным Кодексом Российской Федерации и Уголовно-исполнительным Кодексом Российской Федерации.
Прокурорский контроль.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 22 УИК РФ. Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
- лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;
- обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;
- содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;
- соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;
- своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.
Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.
Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах свой компетенции имеет право:
- посещать в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера.
Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежат обязательному, незамедлительному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.
В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления – возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.