Распределение обязанностей по организации модульно-рейтинговой системы.
Кафедра уголовного права и процесса:
- утверждает в установленном порядке рабочие программы дисциплин и структуру учебно-методических комплексов;
- утверждает модульно-рейтинговые карты дисциплин в соответствии с рабочими программами, в которых определяет количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях;
- систематически анализирует результаты применения рейтинговой системы по окончании учебного года вносит коррективы в содержание и методику преподавания дисциплин;
- обобщает опыт работы преподавателей кафедры по использованию модульно-рейтинговой системы с целью активного внедрения инновационных подходов к учебному процессу.
Преподаватели:
- разрабатывают рабочие программы дисциплин в рамках учебно-методических комплексов по уголовно-процессуальному праву;
- разрабатывают модульно-рейтинговые карты дисциплин, в которых самостоятельно выбирают формы, методы работы и формы контроля качества знаний студентов;
- формируют необходимые учебно-методические материалы для обучения и контроля знаний студентов, которые размещают в университетской информационной системе;
- знакомят студентов в начале каждого семестра с содержанием модульно-рейтинговой карты изучения уголовного процесса на текущий семестр;
- по окончании дисциплинарного модуля передают информацию об итогах модульного контроля по преподаваемым дисциплинам в деканат для внесения в электронную рейтинговую ведомость;
- по требованию деканата предоставляют информацию о результатах рейтинга студентов по усвоению уголовно-процессуального права;
- по окончании учебного года вносят коррективы в содержание и методику преподавания дисциплины, и соответствующие изменения в модульно-рейтинговую карту дисциплины.
Студенты:
- знакомятся с содержанием рабочих программ учебных дисциплин, с другими организационными документами с целью организации своей учебной работы по изучению дисциплины с использованием модульно-рейтинговой системы обучения (МРСО);
- выполняют в течение семестра все виды учебной работы, включая самостоятельную, и отчитываются об их выполнении в установленные сроки;
- осваивают в обязательном порядке в течение учебного года все предусмотренные учебным планом дисциплины;
- регулярно вносят в рейтинг-карту результаты своего текущего рейтинга и предоставляют ее на утверждение преподавателю.
По дисциплине Уголовно-процессуальное право в модульно-рейтинговой карте отражается:
- входной модуль – это минимум знаний по уже изученным дисциплинам, которыми должны обладать студенты для успешного изучения уголовного процесса его общей и особенной части.
- дисциплинарные модули – каждый из которых должен соответствовать наименованию разделов уголовного процесса как в теме плана рабочей программы.
- в каждом дисциплинарном модуле выделяются Базовые модули (наименование которых соответствует наименованию тем в рамках раздела, как в тем. плане в рабочей программе) – это несколько обязательных заданий необходимых для усвоения соответствующей темы и Вариативные модули – необязательные задания, которые выполняют либо особо инициативные студенты, чтобы заработать больше баллов и получить «автомат», либо студенты, которые по уважительной причине в срок не выполнили задания базового модуля и «догоняют» других, «отрабатывают» пропуски.
- итоговый модуль – зачет или экзамен (по учебному плану).
Минимум и максимум баллов, которые может заработать студент за каждое задание, Вы определяете самостоятельно исходя из сложности и трудоемкости задания.
В итоге к итоговому модулю (зачету или экзамену) все баллы в сумме в графе минимум должны составить 60 баллов, а в графе максимум – 100 баллов.
Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины
Для проверки уровня усвоения изученного материала применяются разные виды контроля.
Контроль знаний студентов проводится систематически (с помощью тестов, подготовки докладов, решения задач, проведения контрольных работ). Текущий контроль позволяет выявить пробелы в знаниях студентов.
Промежуточным видом контроля знаний студентов заочной и очной форм обучения является зачет.
После изучения всего курса проводится итоговый контроль в виде экзамена. Цель экзамена - завершить курс обучения, проверить сложившуюся у студентов систему понятий и отметить степень усвоения знаний.
При подготовке к зачету и экзамену студент повторяет и закрепляет полученные знания.
Зачет и экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам, включенным в билет (два вопроса).
Учитывая, что преподавание курса «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» ориентировано на модульно-рейтинговую систему образования, студент выполнивший все самостоятельные задания-модули, предложенные применительно к каждой теме дисциплины, и набравший к концу семестра по результатам 100 баллов в Рейтинг-карте студента получает автоматический экзамен.
Таким образом, форма организации текущего контроля по дисциплине, связана с определением рейтинга по шкале, характеризующей уровень и объем работы студентов в процессе усвоения и закрепления учебного материала.
Модульно-рейтинговая карта дисциплины включает базовые модули (задания) обязательные для выполнения каждым студентом, и вариативные модули (задания), выполняемые студентами, желающими заработать большее количество баллов по дисциплине и получить автоматический экзамен.
В каждом модуле (и базовом, и вариативном) определяется минимальное и максимальное количество баллов.
Минимальное количество баллов в каждом базовом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях (как базовых, так и вариативных).
Таким образом, заменять выполнение заданий базового модуля заданиями вариативного модуля или других базовых модулей не допускается.
Неуспевающие студенты, то есть не имеющие минимального количества баллов в пределах базового модуля, допускаются к изучению следующего базового модуля. При этом студенты, не набравшие минимального рейтинга по каждому базовому модулю, не допускаются к итоговому модулю. Обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение всех базовых модулей, что позволяет набрать студенту минимум 60 баллов.
Оставшиеся 40 баллов позволяют студенту набрать задания вариативных модулей.
К концу семестра студент, выполнивший все требования учебной программы и имеющий дисциплинарный рейтинг, превышающий минимальное количество баллов по изученным модулям (более 60 баллов), может получить по итогам своей работы без проведения дополнительных испытаний зачет или экзаменационную оценку в соответствии с набранным рейтингом. Т.е. если он набрал от 60 до 72 баллов – оценку 3 «удовлетворительно»; от 73 до 86 баллов – оценку 4 «хорошо»; от 87 до 100 баллов – оценку 5 «отлично».
При этом по дисциплинам, заканчивающимся экзаменом студент в обязательном порядке должен набрать минимальный рейтинг – 60 баллов (причем за счет заданий именно базовых модулей, замена заданий базового модуля заданиями вариативного модуля не допускается). В противном случае он не допускается до экзамена – итогового модуля.
На самом же экзамене студент может набрать еще 40 баллов (это максимум для итогового модуля) и, таким образом в сумме получить до 100 баллов. Потом итоговая сумма баллов переводится в академическую оценку согласно предложенной выше схеме.
Критерии оценки знаний студентов на экзамене по