Модульно-рейтинговой системы.

Модульное обучение – система организации учебного процесса, основанная на структурировании учебной информации в виде логически завершенных частей, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.

При модульно-рейтинговой системе комплекс знаний, приобретенный студентами в процессе изучения Уголовно-процессуального права России, оценивается в рейтинговых баллах.

Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения по данной дисциплине и фиксируются путем занесения в единую ведомость при проведении контролирующих мероприятий.

Данная система организации учебного процесса включает в себя две подсистемы:

- структурирование учебной информации в автономные организационно-методические единицы (модули).

- рейтинговая система оценки освоения модулей.

Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, автономная и логически завершенная по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

Дисциплинарный модуль – часть учебной дисциплины (Уголовно-процессуальное право), направленная на формировании определенной компетенции, и завершающаяся модульным рейтингом.

Входной модуль – часть учебной дисциплины, предназначенная для выявления базовых знаний и умений по предшествующим смежным дисциплинам.

Базовый модуль – части учебной дисциплины, содержащие материал, обязательный для освоения студентами.

Вариативный модуль – дополнительные задания, предназначенные для добора дополнительных баллов по дисциплине (может использоваться также для добора недостающих баллов студентами, по уважительным причинам не набравшими рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки).

Итоговый модуль – часть учебной дисциплины, отводимая на самостоятельную подготовку и проведение аттестации (зачет по общей части уголовного процесса/экзамен по всему курсу дисциплины Уголовно-процессуальное право).

Количество модулей зависит от трудоемкости дисциплины «уголовно-процессуальное право». Целостность модуля не должна быть нарушена сессией, каникулами, практикой и т.п. Изучение модуля предполагает использование комбинации разных форм и методов обучения и завершается контролем.

Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая система оценки освоения студентами учебной дисциплины. Рейтинг — индивидуальная кумулятивная (накопительная) оценка учебных достижений студента. Таким образом, рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на учете и суммировании баллов за выполнение учебных поручений и контрольных заданий по освоенному материалу каждого модуля дисциплины.

По назначению различают следующие виды рейтинга:

Входной рейтинг (ВР) – оценка (в баллах) уровня подготовки студента к освоению дидактических единиц изучаемой дисциплины.

Входной рейтинг осуществляется в рамках входного модуля для установления уровня остаточных знаний по предыдущим смежным дисциплинам (конституционного права, уголовного права, логики, криминалистики и т.п.). Результат может использоваться преподавателем для корректировки содержания и методики преподавания уголовно-процессуального права.

Результат входного рейтинга может включаться в суммарный рейтинг студента по дисциплине (дисциплинарный рейтинг). В случае включения результатов входного рейтинга величина его оценки должна составлять не более 5% суммарного рейтинга дисциплины.

Модульный рейтинг (МР) – сумма баллов (с нарастающим итогом), полученная студентом по результатам изучения модуля.

Модульный рейтинг складывается из баллов, полученных студентами за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных модулем.

В качестве форм контроля могут выступать:

- устный опрос на практических и семинарских занятиях;

- выполнение письменных домашних заданий (практическое решение задач по темам семинарских занятий);

- выполнение рефератов, схематических заданий;

- изучение, анализ архивных уголовных судебных дел в аспекте изучаемых вопросов;

- участие в аудиторном просмотре видеофильмов по тематике «Следствие вели», «Легенды преступного мира», «Криминальная Россия». Участие в практических выступлениях по результатам их разбора;

- выполнение контрольных работ;

- тестирование (письменное или компьютерное);

- контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме)

- выступление по проблемам уголовно-процессуального права на «Катановских чтениях», вузовских и межвузовских конференциях.

Конкретные сроки проведения и виды контрольных мероприятий в рамках освоения модуля студентом устанавливаются преподавателем при разработке рабочей программы дисциплины. Преподаватель осуществляет учет текущей учебной работы студента по освоению модуля. Результаты изучения модулей фиксируются врейтинг - карте студента.

Модульный контроль осуществляется преподавателями непрерывно, используя все формы учебной деятельности: лекции, практические, семинарские, индивидуальные занятия, консультации, контрольные, курсовые работы, защиты рефератов, выполнение домашних заданий (письменное решение задач, изучение, анализ, выступления на семинарских занятиях по архивным судебным уголовным делам; выступления по публикационным материалам) участие в просмотре видеофильмов по следственно-судебной тематике; посещение судебных заседаний по конкретным уголовным делам и др.

Итоговый рейтинг (ИР) - сумма баллов, полученных студентом в период сессии как результат промежуточной аттестации (зачет, экзамен).

Дисциплинарный рейтинг (ДР) – сумма баллов нарастающим итогом на момент окончания изучения всех дисциплинарных модулей (всего уголовно-процессуального права).

ДР = ВР + МР1 + МР2 + МР3 + …+ МРn+ ИР

ВР – входной рейтинг;

МР1 – модульный рейтинг (дисциплинарный модуль № 1)

МР2 - модульный рейтинг (дисциплинарный модуль № 2)

МР3 - модульный рейтинг (дисциплинарный модуль № 3)

МРn – промежуточный рейтинг

ИР –итоговый рейтинг

Количество баллов по дисциплине в целом и по отдельным формам работы устанавливается ведущим преподавателем, отражается в рабочей программе и утверждается кафедрой.

В каждом модуле определяется минимальное и максимальное количество баллов.

Сумма максимальных баллов по всем модулям равняется 100%-ному освоению материала – 100 баллов.

Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях.

Студент должен набрать не менее 60% баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов).

Таким образом, сумма баллов минимальных границ диапазонов всех дисциплинарных модулей должна составлять 60 баллов, а максимальных – 100 баллов.

Результат входного рейтинга по входному модулю включается в рейтинговую оценку по дисциплине по решению кафедры.

Перевод баллов в академическую оценку осуществляется по следующей схеме: оценка «удовлетворительно» 60-72 баллов, «хорошо» 73-86 баллов, «отлично» 87-100 баллов.

Рейтинговые баллы распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от значимости и трудоемкости модулей.

Рекомендуемое соотношение модулей в дисциплинарном рейтинге

Наименование модуля Наименование рейтинга Баллы
Входной модуль Входной рейтинг (ВР) 0-5 баллов
Дисциплинарный модуль 1 Модульный рейтинг (МР1) 60 баллов
Дисциплинарный модуль 2 Модульный рейтинг (МР2)
Дисциплинарный модуль 3 Модульный рейтинг (МР3)
……    
Вариативные модули Вариативный рейтинг (ВР) 0-5 баллов
Итоговый модуль (зачет/ экзамен) Итоговый рейтинг (ИР) 40 баллов
Дисциплинарный рейтинг 100 баллов

Модульно-рейтинговая карта дисциплины - документ, определяющий количество рейтинговых баллов и формы работы студента при освоении модулей (является обязательным компонентом рабочей программы изучения Уголовно-процессуального права (Приложение 1)).

В модульно-рейтинговой карте определяются виды текущей работы и формы контроля, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей (минимум и максимум баллов, которые может заработать студент за выполнение задания).

Модульно-рейтинговая карта дисциплины включает базовые модули (задания) обязательные для выполнения каждым студентом, и вариативные модули (задания), выполняемые студентами, желающими заработать большее количество баллов по дисциплине и получить автоматический зачет.

В каждом модуле (и базовом, и вариативном) определяется минимальное и максимальное количество баллов. Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях. При распределении баллов по видам работы необходимо учитывать трудоемкость учебного материала.

Заменять выполнение заданий базового модуля заданиями вариативного модуля или заданиями другого базового модуля не допускается.

Неуспевающие студенты, то есть не имеющие минимального количества баллов в пределах базового модуля, допускаются к изучению следующего базового модуля. При этом студенты, не набравшие минимального рейтинга по каждому базовому модулю (в сумме минимум 60 баллов), не допускаются к итоговому модулю (зачет, экзамен).

Таким образом, обязательным условием допуска студента к зачету или экзамену является выполнение всех базовых модулей, что позволяет набрать студенту минимум 60 баллов.

Все задания модулей базовых и вариативных должны быть выполнены, в сроки, установленные в модульно-рейтинговой карте дисциплины.

Рейтинг-карта студента –документ,включающий наименование модулей, виды работы и формы контроля, минимальное и максимальное количество баллов, которое необходимо набрать для освоения модуля, сроки сдачи освоенных модулей, фактические рейтинг-баллы, набранные студентом (Приложение 2).

Наши рекомендации