Модульно-рейтинговой системы

Модульное обучение – система организации учебного процесса, основанная на структурировании учебной информации в виде логически завершенных частей, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.

При модульно-рейтинговой системе все знания, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе изучения дисциплины «Правовая (уголовная) статистика», оцениваются в рейтинговых баллах.

Рейтинговые баллы набираются в течение всего периода обучения по дисциплине и фиксируются путем занесения в единую ведомость при проведении контролирующих мероприятий.

Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса включает в себя две подсистемы:

- структурирование учебной информации в автономные организационно-методические единицы (модули).

- рейтинговая система оценки освоения модулей.

Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины «Адвокатура», автономная и логически завершенная по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания студента.

Дисциплинарный модуль – часть учебной дисциплины, направленная на формировании определенной компетенции, и завершающаяся модульным рейтингом.

Входной модуль – часть учебной дисциплины, предназначенная для выявления базовых знаний и умений по предшествующим смежным дисциплинам (уголовно-процессуальное право, философия, логика, допустимость доказательств в процессе доказывания, конституционное право).

Базовый модуль – части учебной дисциплины, содержащие материал, обязательный для освоения студентами.

Вариативный модуль – дополнительные задания, предназначенные для добора дополнительных баллов по дисциплине (может использоваться также для добора недостающих баллов студентами, по уважительным причинам не набравшими рейтинг по дисциплине в общеустановленные сроки).

Итоговый модуль – часть учебной дисциплины, отводимая на самостоятельную подготовку и проведение аттестации (зачета) в целом по дисциплине.

Целостность модуля не должна быть нарушена сессией, каникулами, практикой и т.п. Изучение модуля предполагает использование комбинации разных форм и методов обучения и завершается контролем.

Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая система оценки освоения студентами учебной дисциплины «Правовая (уголовная) статистика». Рейтинг — индивидуальная кумулятивная (накопительная) оценка учебных достижений студента. Таким образом, рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на учете и суммировании баллов за выполнение учебных поручений и контрольных заданий по освоенному материалу каждого модуля дисциплины.

По назначению различают следующие виды рейтинга:

Входной рейтинг (ВР) – оценка (в баллах) уровня подготовки студента к освоению дидактических единиц изучаемой дисциплины.

Входной рейтинг осуществляется в рамках входного модуля для установления уровня остаточных знаний по смежным с адвокатурой дисциплинам. Результат может использоваться преподавателем для корректировки содержания и методики преподавания дисциплины.

Результат входного рейтинга может включаться в суммарный рейтинг студента по дисциплине (дисциплинарный рейтинг). В случае включения результатов входного рейтинга величина его оценки должна составлять не более 5% суммарного рейтинга дисциплины.

Модульный рейтинг (МР) – сумма баллов (с нарастающим итогом), полученная студентом по результатам изучения модуля.

Модульный рейтинг складывается из баллов, полученных студентами за выполнение всех видов учебной работы, предусмотренных модулем.

В качестве форм контроля могут выступать:

- устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;

- выполнение письменных домашних заданий (практическое решение задач по темам семинарских занятий);

- выполнение рефератов, схематических заданий;

- выполнение и защита лабораторных работ;

- анализ изученных архивных следственно-судебных дел (письменный вариант домашнего задания) и выступления по ним на семинарских занятиях

- выступления на семинарах и практических занятиях;

- выполнение контрольных, курсовых работ;

- тестирование (письменное или компьютерное);

- изучение, анализ рекомендуемых преподавателем публикаций в периодической юридической печати ученых, практиков по наиболее значимым проблемам уголовного судопроизводства и защита материалов на семинарских занятиях;

- контроль самостоятельной работы студентов (в письменной или устной форме) и т.д.

Конкретные сроки проведения и виды контрольных мероприятий в рамках освоения модуля студентом устанавливаются преподавателем при разработке рабочей программы дисциплины. Преподаватель осуществляет учет текущей учебной работы студента по освоению модуля. Результаты изучения модулей фиксируются врейтинг - карте студента.

Модульный контроль осуществляется преподавателями непрерывно, используя все формы учебной деятельности: лекции, практические, семинарские, лабораторные и индивидуальные занятия, консультации, просмотр по тематикам уголовного процесса видеофильмов, контрольные работы, индивидуальные задания, отчеты, рефераты, коллоквиумы и др.

Итоговый рейтинг (ИР) - сумма баллов, полученных студентом в период сессии как результат промежуточной аттестации (зачет/экзамен).

Дисциплинарный рейтинг (ДР) – сумма баллов нарастающим итогом на момент окончания изучения всех дисциплинарных модулей (всей дисциплины).

ДР = ВР + МР1 + МР2 + МР3 + …+ МРn+ ИР

ВР – входной рейтинг;

МР1 – модульный рейтинг (дисциплинарный модуль № 1)

МР2 - модульный рейтинг (дисциплинарный модуль № 2)

МР3 - модульный рейтинг (дисциплинарный модуль № 3)

МРn – промежуточный рейтинг

ИР –итоговый рейтинг

Количество баллов по дисциплине в целом и по отдельным формам работы устанавливается ведущим преподавателем, отражается в рабочей программе и утверждается кафедрой.

В каждом модуле определяется минимальное и максимальное количество баллов.

Сумма максимальных баллов по всем модулям равняется 100%-ному освоению материала – 100 баллов.

Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях.

Студент должен набрать не менее 60% баллов, предусмотренных по дисциплине (при условии набора всех обязательных минимальных баллов).

Таким образом, сумма баллов минимальных границ диапазонов всех дисциплинарных модулей должна составлять 60 баллов, а максимальных – 100 баллов.

Результат входного рейтинга по входному модулю включается в рейтинговую оценку по дисциплине по решению кафедры.

Перевод баллов в академическую оценку осуществляется по следующей схеме: оценка «удовлетворительно» 60-72 баллов, «хорошо» 73-86 баллов, «отлично» 87-100 баллов.

Рейтинговые баллы распределяются по дисциплинарным модулям в зависимости от значимости и трудоемкости модулей.

Модульно-рейтинговая карта дисциплины - документ, определяющий количество рейтинговых баллов и формы работы студента при освоении модулей (является обязательным компонентом рабочей программы учебной дисциплины «Правовая (уголовная) статистика» (Приложение 1)).

В модульно-рейтинговой карте определяются виды текущей работы и формы контроля, диапазоны рейтинговых баллов дисциплинарных модулей (минимум и максимум баллов, которые может заработать студент за выполнение задания).

Модульно-рейтинговая карта дисциплины «Правовая (уголовная) статистика» включает базовые модули (задания) обязательные для выполнения каждым студентом, и вариативные модули (задания), выполняемые студентами, желающими заработать большее количество баллов по дисциплине и получить автоматический зачет при итоговом контроле

В каждом модуле (и базовом, и вариативном) определяется минимальное и максимальное количество баллов. Минимальное количество баллов в каждом модуле является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях. При распределении баллов по видам работы необходимо учитывать трудоемкость учебного материала.

Заменять выполнение заданий базового модуля заданиями вариативного модуля или заданиями другого базового модуля не допускается.

Неуспевающие студенты, то есть не имеющие минимального количества баллов в пределах базового модуля, допускаются к изучению следующего базового модуля. При этом студенты, не набравшие минимального рейтинга по каждому базовому модулю (в сумме минимум 60 баллов), не допускаются к итоговому модулю (зачету). Таким образом, обязательным условием допуска студента к зачету по дисциплине «Правовая (уголовная) статистика» является выполнение всех базовых модулей, что позволяет набрать студенту минимум 60 баллов.

Все задания модулей базовых и вариативных должны быть выполнены, в сроки, установленные в модульно-рейтинговой карте дисциплины «Правовая (уголовная) статистика».

Рейтинг-карта студента –документ,включающий наименование модулей, виды работы и формы контроля, минимальное и максимальное количество баллов, которое необходимо набрать для освоения модуля, сроки сдачи освоенных модулей, фактические рейтинг-баллы, набранные студентом (Приложение 2).

Наши рекомендации