Распределение обязанностей по организации модульно-рейтинговой системы

Кафедра:

- утверждает рабочую программу дисциплины «Правовая (уголовная) статистика»;

- утверждает модульно-рейтинговые карты дисциплины «Правовая (уголовная) статистика» в соответствии с рабочей программой, в которой определяет количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях;

- систематически анализирует результаты применения рейтинговой системы по изучаемой дисциплине, по окончании учебного года, вносит коррективы в содержание и методику ее преподавания;

- обобщает опыт работы преподавателей кафедры по использованию модульно-рейтинговой системы с целью активного внедрения инновационных подходов к учебному процессу.

Преподаватель:

- разрабатывает рабочую программу по дисциплине «Правовая (уголовная) статистика» в рамках учебно-методического комплекса;

- разрабатывает модульно-рейтинговую карту дисциплины, в которой самостоятельно выбирает формы, методы работы и формы контроля качества знаний студентов;

- формирует необходимые учебно-методические материалы для обучения и контроля знаний студентов, которые размещает в университетской информационной системе;

- знакомит студентов в начале каждого семестра с содержанием модульно-рейтинговой карты учебной дисциплины на текущий семестр;

- по окончании дисциплинарного модуля передает информацию об итогах модульного контроля по преподаваемой дисциплине в деканат для внесения в электронную рейтинговую ведомость;

- по требованию деканата предоставляет информацию о результатах рейтинга студентов по преподаваемой дисциплине;

- по окончании учебного года вносит коррективы в содержание и методику преподавания дисциплины «Правовая (уголовная) статистика» и соответствующие изменения в модульно-рейтинговую карту дисциплины.

Студенты:

- знакомятся с содержанием рабочей программы учебных дисциплин «Правовая (уголовная) статистика», с другими организационными документами с целью организации своей учебной работы по изучению дисциплины с использованием МРСО и рекомендуемых литературных источников;

- выполняют в течение семестра все виды учебной работы, включая самостоятельную, и отчитываются об их выполнении в установленные сроки;

- осваивают в обязательном порядке в течение учебного года все предусмотренные учебным планом дисциплины;

- регулярно вносят в рейтинг-карту результаты своего текущего рейтинга и предоставляют ее на утверждение преподавателю в установленные сроки.




модульно-рейтинговая карта дисциплины

«Правовая (уголовная) статистика»

Наименование модуля, виды работы и формы контроля Рейтинг – баллы Сроки выполнения
минимум максимум  
Базовый модуль №1. Статистика как наука      
Посещение лекций. 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии (семинар-беседа) 0,5  
Решение задач. 0,5  
Модульный контроль № 1 (Контрольная работа) 0,5  
Итого 2,5  
Вариативный модуль №1.      
Составление задач 0,5  
Реферат по «проблемным вопросам» 1,5  
Итого 1,5 2,5  
Модульный рейтинг № 1 7,5  
Базовый модуль № 2. Правовая статистика      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Активное участие в семинарском занятии 0,5  
Выполнение заданий 0,5  
Модульный контроль № 2 (Контрольная работа) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль №2.      
Краткие сведения по истории правовой статистике 0,5  
Реферативный обзор периодики 0,5  
Итого  
Модульный рейтинг № 2  
Базовый модуль № 3. Краткие сведения из истории правовой (уголовной) статистики      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выполнение практических заданий 0,5  
Модульный контроль № 3 (тест) 0,5  
Итого 2,5  
Вариативный модуль №3.      
Реферат 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 3  
Базовый модуль №4. Статистическое наблюдение – основной метод сбора первичной информации.      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач на семинарских занятиях 0,5  
Модульный контроль № 4 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль № 4      
Реферат по предложенной преподавателем теме  
Итого  
Модульный рейтинг № 4  
Базовый модуль № 5 Статистическая сводка и группировка.      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач на семинарских занятиях 0,5  
Модульный контроль № 5 (тест) 0,5  
Итого 2,5  
Вариативный модуль №5.      
Реферат по предложенной преподавателем теме 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 5  
Базовый модуль № 6. Представление данных правовой статистики      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач (домашнее задание) 0,5  
Модульный контроль № 6 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль №6.      
Реферат  
Итого  
Модульный рейтинг № 6    
Базовый модуль № 7. Границы достоверности данных правовой статистики.      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Выполнение заданий 0,5  
Модульный контроль № 7 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль №7.      
Реферат 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 7 7,5  
Базовый модуль № 8. Статистические показатели      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Модульный контроль № 8 (тест) 1,5  
Итого 5,5  
Вариативный модуль № 8.      
Реферат 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 8  
Базовый модуль № 9 Абсолютная и относительная величины.      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 1,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач 0,5  
Модульный контроль № 9 (тест) 1,5  
Итого  
Базовый модуль № 10 Средние величины      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач 0,5  
Модульный контроль № 10 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль № 10.      
Реферат 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 9 7,5  
Базовый модуль № 11. Выборочное наблюдение      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач (домашнее задание) 0,5  
Составление кросворда 0,5  
Модульный контроль № 11 (тест) 0,5  
Итого 3,5  
Вариативный модуль № 11.      
Реферат 0,5  
Итого 0,5  
Модульный рейтинг № 11  
Базовый модуль № 12. Индексы и их использование      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение кроссворда 0,5  
Модульный контроль № 12 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль № 12.      
Реферат 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 12 7,5  
Базовый модуль № 13. Статистическая динамика правовых явлений      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач на семинарских занятиях 0,5  
Модульный контроль № 13 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль № 13.      
Реферат 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 13 7,5  
Базовый модуль № 14. Статистическая взаимосвязь социальных явлений.      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач на семинарских занятиях 0,5  
Модульный контроль № 13 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль № 14.      
Реферат 1,5  
Итого 1,5  
Модульный рейтинг № 14 7,5  
Базовый модуль № 15. Общие вопросы анализа и обобщение данных      
Посещение лекций 0,5  
Посещение семинарских занятий 0,5  
Устный опрос на семинарском занятии 0,5  
Выступление на семинарском занятии 0,5  
Решение задач на семинарских занятиях 0,5  
Модульный контроль № 13 (тест) 0,5  
Итого  
Вариативный модуль № 15.      
Реферат 1,5  
Итого 7,5  
Итоговый модуль (зачет)  
Дисциплинарный рейтинг  

Общая итоговая оценка по дисциплинеформируется из расчета:

5 «отлично» – 87 - 100 баллов (автоматический зачет);

4 «хорошо» – 73 - 86 баллов;

3 «удовлетворительно» – 60 - 72 баллов (студент сдает зачет на общих основаниях);

2 «неудовлетворительно» – 0-60 баллов (незачет).

РЕЙТИНГ- КАРТА СТУДЕНТА

по изучению дисциплины «Уголовно-процессуальное право»

Наименование модуля, виды работы и формы контроля Рейтинг – баллы Сроки сдачи освоенных элементов модуля Рейтинг – баллы, набранные студентом Подпись препода-вателя
мини-мум макси-мум
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
Дисциплинарный рейтинг: Академическая оценка: Дата: Подпись:
Шкала перевода дисциплинарного рейтинга в академические оценки
Дисциплинарный рейтинг Академическая оценка
60 - 72% 3 (удовлетворительно)
73 - 86% 4 (хорошо)
87 - 100% 5 (отлично)
             

Контрольные материалы

Вопросы к зачету

1. Понятие, значение статистики. Определение.

2. Предмет, особенности и система статистики. Уровень статистики.

3. Основные понятия (категории) статистики: качество, количество, вариации, размах вариации, закономерности.

4. Статистическая методология. Стадии статистических исследований.

5. Современная организация статистики в РФ. Структура статистических органов, принципы организации статистики в РФ.

6. Задачи и полномочия Госкомстата РФ. Взаимодействие Госкомстата с другими органами.

7. Правовая статистика: понятие, цели, предмет.

8. Отрасли правовой статистики.

9. Статистика прокурорского надзора.

10. Структура уголовно-правовой статистики.

11. Значение правовой статистики.

12. История судебной статистики в дореволюционной России.

13. Статистика в Советский период.

14. Понятие статистического наблюдения. Этапы подготовки.

15. Задачи и объекты наблюдения уголовно-правовой статистики.

16. Задачи и объекты наблюдения гражданско-правовой статистики.

17. Единицы наблюдения, отчетная единица, единицы измерения. Программа наблюдения.

18. Статистический формуляр, виды формуляров, инструментарии место и время наблюдения в правовой статистике.

19. Формы статистического наблюдения.

20. виды статистических наблюдений (по времени, по полноте охвата). Способы статистического наблюдения.

21. Понятие и задачи первичного учета.

22. Документы первичного учета.

23. Система статистической отчетности.

24. Точность, ошибки и методы контроля данных статистических наблюдений.

25. Понятие, содержание и цели статистической сводки. Виды сводок.

26. Группировки – научная основа статической сводки, задачи группировки.

27. Виды группировок.

28. Ряды распределения.

29. Группировки и классификация в правовой статистике.

30. Табличный метод представления данных правовой статистики.

31. Графический метод представления данных правовой статистики.

32. Картограмма.

33. Общие требования, предъявляемые к статистическим данным.

34. Границы достоверности статистических данных правовой статистики.

35. Природа и содержание статистических показателей.

36. Значение и виды показателей правовой статистики.

37. Абсолютные величины.

38. Относительные величины, их виды и применение.

39. Вариации массовых явлений и средние величины. Их сущность и значение.

40. Виды средних величин и техника их вычисления.

41. Способы расчета показателей вариации.

42. Выборочное наблюдение как источник статистической информации.

43. Основные вопросы теории выборочного наблюдения.

44. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборочного наблюдения. Виды выборочного наблюдения.

45. Индексы и их значение для анализа правовых явлений.

46. Классификация индексов и особенности их применения в уголовно-правовой статистике.

47. Понятие и классификация рядов динамики.

48. Условия построения рядов динамики.

49. Приемы исследования рядов динамики преступности.

50. Понятие связи явлений и ее виды.

51. Статистические методы выявления наличия и измерения тесноты связи между двумя признаками правовых явлений.

52. Понятие статистического анализа и его основные задачи.

53. Закон больших чисел и теория вероятностей – научная основа анализа статистических данных.

54. Основные направления анализа данных в уголовно-правовой статистике.

Примерные темы контрольных работ

1. Статистическое наблюдение – основной метод сбора первичной информации.

- с учетом данных построить ряды наблюдений. Установить абсолютный и относительный показатели. Выявить динамику.

- на основе полученных данных построить графики и таблицы для наглядности результатов исследования.

- выявить взаимосвязи в ходе анализа и обобщения статистических данных.

2. Абсолютная и относительная вели.

3. Статистическая динамика правовых явлений.

4. Статистическая взаимосвязь социальных явлений.

5. Общие вопросы анализа и обобщение данных

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по курсу «Правовая (уголовная) статистика» предназначены для студентов обучающихся по специальности «Юриспруденция». Выполнение контрольной работы является одной из форм контроля студентов. Контрольная представляет собой письменную работу студента по одному из вариантов, предложенных преподавателем.

Целью является: закрепление и расширение знаний, полученных на лекционных, семинарских и практических занятий, а также при самостоятельной подготовке. Указанная цель достигается исполнением следующих положений:

· глубокое анализирование тех или иных спорных проблем, критическое осмысление сложных положений теории и практики;

· формулирование своей позиции и закрепление ее теоретическим обоснованием.

Изложение материала, при решении задач, должно носить творческий, самостоятельный характер, стиль изложения не должен быть упрощенным.

Если необходимо обратиться к какому-либо источнику законодательного или теоретического характера, надо сделать об этом ссылку на этот источник по установленной форме: указываются фамилии, инициалы автора, название работы, место и год издания книги или брошюры, номера страниц.

Материал излагается точным научным языком, с обязательной регламентацией в законодательном порядке.

Примерные тестовые задания

Вариант 1

Задание 1. Укажите автора учебника для юридических вузов «Советская судебная статистика» (М., 1976):

A. А.А. Герцензон.

Б. М.Н. Гернет.

B. В.Н. Кудрявцев.

Г. С.С. Остроумов.

Задание 2. В настоящее время термин «статистика» имеет следующие значения (укажите правильные ответы):

A. Собирание сведений о различных общественных явлениях.

Б. Различные статистические сборники, статистические показатели.

B. Особая отрасль науки.

Г. Методология общественных наук.

Задание 3. Работник, для которого сбор статистических данных является профессиональной деятельностью, именуется:

A. Статистом.

Б. Статистиком.

B. Сборщиком данных.

Задание 4. Укажите этапы всякой законченной статистической работы:

A. Подготовительная работа.

Б. Статистическое наблюдение.

B. Сводка и группировка собранного материала.

Г. Обработка и анализ сводных статистических показателей.

Задание 5. Правовая статистика включает следующие отрасли:

А. Статистику социальных отклонений.

Б. Уголовно-правовую статистику.

В. Гражданско-правовую статистику.

Г. Административно-правовую статистику.

Д. Моральную статистику.

Вариант 2

Задание 1. Укажите первый этап статистического исследования:

A. Разработка программы исследования.

Б. Статистическое наблюдение.

B. Сводка и группировка собранных данных.

Г. Пилотажное обследование.

Задание 2. Укажите составные разделы уголовно-правовой статистики в соответствии с основными стадиями уголовного процесса:

A. Статистика органов дознания.

Б. Статистика предварительного расследования.

B. Статистика уголовного судопроизводства.

Г. Статистика исполнения приговоров.

Д. Статистика прокурорского надзора.

Задание 3. Укажите основные разделы гражданско-правовой статистики в соответствии с основными стадиями гражданского процесса:

A. Статистика искового производства.

Б. Статистика гражданского судопроизводства.

B. Статистика исполнения судебных решений.

Задание 4. Укажите основные формы статистического наблюде­ния:

A. Анкетный опрос.

Б. Мониторинг.

B. Отчетность.

Г. Специально организованное статистическое наблюдение.

Задание 5. Укажите условия правильной организации выбороч­ного обследования:

A. Число взятых в выборку единиц должно быть достаточно велико.

Б. Выбор отдельных единиц должен происходить таким образом, чтобы каждая единица совокупности имела совершенно одинаковые шансы со всеми другими единицами данной совокупности попасть в выборку.

B. Сплошное обследование единиц наблюдения.

Г. Выбор должен быть произведен из всех частей изучаемой совокупности.

Вариант 3

Задание 1. Получение статистического материала обычно проводится следующими тремя способами:

A. Непосредственное наблюдение.

Б. Опрос.

B. Самотестирование.

Г. Документальный способ.

Задание 2. Укажите конкретные объекты регистрации уголовно-правовой статистики:

A. Преступления.

Б. Лица, совершившие преступления.

B. Наказания.

Г. Аморальные явления.

Задание 3. Укажите конкретные объекты гражданско-правовой статистики:

A. Суд, рассматривающий гражданское дело.

Б. Спор о праве гражданском.

B. Стороны в гражданском процессе.

Г. Судебное решение.

Задание 4. Укажите виды статистического наблюдения в зависимости от полноты охвата единиц совокупности:

A. Сплошное.

Б. Монографическое.

B. Несплошное.

Г. Анкетное.

Задание 5. Непосредственный источник, первичная ячейка, от которой получают данные о единице совокупности, в статистике называется:

A. Объект наблюдения.

Б. Единица измерения.

B. Единица учета.

Г. Единица наблюдения.

Д. Единица регистрации.

Вариант 4

Задание 1. Укажите виды статистического наблюдения в зависимости от учета фактов во времени: А. Периодическое.

Б. Единовременное.

В. Временное.

Г. Текущее (постоянное).

Задание 2. Укажите виды выборки в зависимости от способа ее формирования:

A.

Сплошная.

Б. Собственно-случайная.

B. Систематическая (или механическая).

Г. Типическая.

Задание 3. Согласно теории уголовно-правовой статистики пре­ступность измеряется:

A. Числом лиц, потерпевших от преступлений.

Б. Количеством совершенных преступлений.

B. Количеством лиц, совершивших преступления.

Г. Числом рассмотренных судами всех инстанций уголовных дел.

Задание 4. Укажите автора монографии «Очерки по истории уго­ловной статистики дореволюционной России» (М., 1961):

A. А.А. Герцензон.

Б. А.А. Пионтковский.

B. С.С. Остроумов.

Г. В.Н. Кудрявцев.

Задание 5. Укажите, как называется перечень вопросов, на кото­рые в процессе статистического исследования должны быть получе­ны ответы от каждой единицы совокупности:

A. Табулятор наблюдения.

Б. Классификатор наблюдения.

B. Программа наблюдения.

Г. План наблюдения.

Вариант 5

Задание 1. С точки зрения статистической науки отчетность име­ет три специфические особенности:

А. Отчетность - завершающий этап статистического исследования.

Б. В отчетности как в системе взаимосвязанных показателей по­лучает свое отчетливое выражение программа наблюдения.

В. Отчетность представляет собой сводку и группировку документов первичного учета. Г. Отчетность есть основная форма статистического наблюдения.

Задание 2. В зависимости от формы документы первичного учета подразделяются на:

A. Тесты.

Б. Документы журнальной формы.

B. Карточной формы.

Г. Регистрационные листы.

Задание 3. Расчленение по определенным признакам массы изучаемых общественных явлений на типичные совокупности в статистике называют:

A.Категоризацией.

Б. Классификацией.

B. Группировкой.

Г. Типологией.

Задание 4. В целях обнаружения скрытых закономерностей изменения динамических рядов наиболее часто применяются следующие приемы их преобразования:

A. Сглаживание рядов.

Б. Укрупнение рядов.

B. Удлинение рядов.

Г. Усреднение рядов.

Задание 5. Укажите, на какие категории подразделяются обоб­щающие показатели:

A. Вероятностные.

Б. Абсолютные величины.

B. Относительные величины.

Г. Средние величины.


Наши рекомендации