Тема 7. Профессиональное общение юриста как социально-психологический феномен
(Интерактивное занятие в форме учебной дискуссии)
Введение в проблему:
Анализ термина «профессиональное общение», его рассмотрение в этической и психологической литературе, раскрытие его значения для профессиональной деятельности юриста.
Содержание дискуссии: детальное рассмотрение профессионального общения как социально-психологического феномена применительно к профессиональной деятельности юриста.
Цели занятия:
1. Раскрыть специфику профессионального общения юриста.
2. Показать взаимосвязь высокой культуры общения и профессиональной успешности юриста.
3. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.
Основные обсуждаемые вопросы учебной дискуссии:
1. В чем суть общения и коммуникативной компетентности юриста?
Основу обсуждаемого вопроса составляют положения, которые необходимо детально раскрыть:
- каковы виды общения?
- каковы типы общения?
- в чем специфика общения юриста?
- в чем суть коммуникативной компетентности юриста?
2. Охарактеризуйте этические аспекты перцепции.
Раскрытие данной проблемы предполагает:
а) рассмотрение культуры восприятия и понимания человека человеком;
б) раскрытие этико-психологических аспектов социальной перцепции.
3. Каковы этические аспекты коммуникации в юриспруденции?
Раскрытие данного вопроса происходит в ходе коллективного обсуждения подготовленного сообщения на тему: «Коммуникация в юриспруденции: этические проблемы», что предполагает поиск ответов участников дискуссии на вопросы:
- каковы требования, предъявляемые к речи юриста?
- в чем особенности базовых правил вербального этикета?
- чем состоит смысл активного слушания?
4. Каковы этические аспекты интеракции?
Раскрытие этико-психологических аспектов интеракции предполагает в процессе дискуссии поиск ответов на вопросы:
а) чем состоит культура установления психологического контакта?
б) каковы известные Вам приемы установления психологического контакта?
в) каково значение этикетных навыков для современного юриста?
Перечень вопросов краткой блиц-дискуссии для закрепления пройденного материала:
1. Раскройте сущность понятий: общение и коммуникативная компетентность юриста.
2. В чем состоит культура восприятия и понимания человека человеком?
3. Раскройте этико-психологические аспекты социальной перцепции.
4. Укажите требования, предъявляемые к речи юриста.
5. Сформулируйте базовые правила невербального этикета.
6. В чем состоит смысл активного слушания?
7. Раскройте этико-психологические аспекты интеракции.
8. В чем состоит культура установления психологического контакта?
9. Перечислите известные Вам приемы установления психологического контакта.
10. Каково значение этикетных навыков для современного юриста?
Подведение итогов дискуссии:
- анализ решения студентами конкретных вопросов в ходе обсуждения;
- оценка действий участников дискуссии;
- выставление оценок студентам.
Задание для дальнейшего самостоятельного изучения проблемы дискуссии:
1. Изучить соответствующие вопросам дискуссии главы учебника: Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2010. – 347 с.
2. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по проблеме профессионального общения юриста.
3. Изучить лекционный материал.
Литература:
Основная
1. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2008. – С.108-131.
2. Гусейнов А.А. Этика : учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2008. – С.47-58.
3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2004. – С. 184-206.
4. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С.4-18.
5. Основы деловой культуры [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.:Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html
6. Основы этики и психологии профессиональной деятельности [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.: Академия,2014. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html
7. Основы культуры профессионального общения [Электронный образовательный ресурс]: нпо. – М.: Академия,2012. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html
8. Романов В.В. Юридическая психология: учебник для вузов / В.В. Романов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрлитинформ, 2010. – С.25 – 43.
9. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Под ред. А.М. Столяренко. - 2-е изд, доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – Режим доступа: http://www.kanskpk.su/index.php/biblioteka/348-2012-10-28-22-36-39.html
10. Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие / Н.Н. Шувалова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – С. 196-206.
Дополнительная:
1. Аминов И. И. Психология делового общения: учебное пособие / Аминов И. И. – М.: ОМЕГА-Л, 2007. – 304 с.
2. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. -М., 2008. - 63 с.
3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: МГУ, 2000. -104 с.
4.Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л.,2009. - 55 с.
5. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2005. - 108 с.
6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. -- СПб, 2010. - 207 с.
7. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов ; Российская академия правосудия. - М. : НОРМА, 2005. – 272 с.
8. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2005. – 176 с.
9. Лабунская В.А. Экспрессия человека. Ростов-на-Дону, 2009. –386 с.
10. Леонтьев А.А. Психология общения. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Смысл, 2009. - 365 с.
11. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М.: Прогресс, 2006. –365 с.
12. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.
13. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.
14. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.
15. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).
Занятие 6