Тема 1. Детство как социально-психологический феномен

Детство – это период активного социального «развертывания» растущего человека и освоения социокультурных достижений общества, период пробы и самоопределения себя в социальном и социокультурном пространстве человеческого мира, которое происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом.

Как отмечается в концепции Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, на современном этапе в области дошкольной педагогики объектом научных исследований должен выступать не сам по себе ребенок или ребенок в системе педагогических факторов, а целостная детско-взрослая общность, характеризующаяся различными формами воспитательно-образовательного взаимодействия взрослых и детей, и, соответственно, предметом исследований должны становиться многоплановые закономерности, механизмы, условия (исторические, социологические, психологические, педагогические) становления этой общности.

В связи с этим в дошкольной педагогике наметились и новые исследовательские приоритеты, в частности анализ исторической, социокультурной, психолого-педагогической специфики современного типа детства, раскрытие его психологических и педагогических особенностей в контексте как сложившихся, так и складывающихся форм отношений мира детей и мира взрослых, поиск способов построения личностно-развивающих взаимодействий детей и взрослых в образовательной и необразовательной сферах, путей формирования у взрослых психологической готовности к организации таких взаимодействий.

В отечественной психолого-педагогической науке детство рассматривается как социокультурная ценность, самостоятельный и значимый период жизни, в котором происходит интенсивное развитие и становление ребенка.

Вопросы развития детства, формирования понятий и образов детства в истории человечества исследуются в работах Ф. Ариеса, Л. Демоза, О.И. Кошелевой, В.Т. Кудрявцева, Л. Стоуна, В.А. Субботского, Н. Постмена, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона.

Ценный вклад в понимание социокультурных различий детства и его функционирования как социальной структуры был сделан этнографическими исследованиями И.С. Кона, Н. Костомарова, М. Мид, Г. Спенсера, Э. Тейлора, Д. Фрезера, Ю. Бронфенбреннера.

Проблемы ценности детства в культуре и социальной жизни общества рассматриваются в работах В.Т. Кудрявцева, А.Б. Орлова, Д.И. Фельдштейна.

Исследованы такие аспекты проблемы, как социальные реальности детства (Е.М. Рыбинский), особенности социального конструирования детства (С.Н. Щеглова), стартовый потенциал детства (Ю.В. Овинова), детская субкультура (И.С. Кон, М.М. Князева, Н.Б. Крылова, А.В. Мудрик, В.Т. Кудрявцев, М.В. Осорина, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Но несмотря на многообразие исследовательской практики по проблемам детства, феномен «мир детства» до сих пор остается всем хорошо известным, но малопонятным явлением социального мира.

Во-первых, «не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов: физического и психического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций, приобретения ребенком ценностных ориентаций и социальных установок при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути. В результате отсутствует и общее видение детского социального пространства, не вычленена общая тенденция, выступающая главной в развитии детства как обобщенного субъекта в системе отношений с миром взрослых» [4, с. 4].

Во-вторых, феномен «детство» не получил должной концептуальной разработки в рамках современной гуманистической парадигмы образования в России. В современной педагогической науке гуманизация образования изучается в различных аспектах:

§ философско-методологическом (М.Н. Берулава, И.А. Бестужев-Лада, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, И.Н. Семенов);

§ концептуально-теоретическом (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, И.Б. Котова, А.Б. Орлов, Е.Н. Шиянов);

§ воспитательно-образовательном (О.С. Газман, Е.В. Бондаревская, С.Л. Братченко, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, С.Д. Поляков).

Но социально-педагогические стереотипы моносубъектной педагогики выступали и выступают «как внутренние и внешние механизмы торможения, сдерживающие развитие отечественной психолого-педагогической теории и практики, затрудняющие внутреннее и внешнее принятие любых альтернативных подходов» [3, с.143].

В третьих, особую значимость в современных условиях качественного усложнения системы человеческих отношений приобретает проблема взаимодействия взрослого и детского сообщества, связанная с необходимостью переосмысления позиции отношений мира взрослых к детству не как к совокупности детей разных возрастов, а как к субъекту взаимодействия, как к особому социальному состоянию, в котором развертывается взаимодействие двух поколений на основе субъект-субъектных отношений.

Новое понимание взаимоотношений детей и взрослых представлено в трудах современных ученых в области философии и истории образования (Б.С. Гершунский, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Н.Д. Никандров). В исследованиях последних лет разрабатывается теория педагогической поддержки как особой деятельности педагога, находящегося в тесной связи с процессами социального саморазвития, самореализации ребенка (О.С. Газман, С.Д. Поляков, И.С. Якиманская).

Но несмотря на то, что проблема взаимоотношений детей и взрослых занимает все большее место в психологических, социально-психологических, педагогических исследованиях, в реальной образовательной практике детство продолжает выступать как объект наблюдения и воздействия взрослого мира, а усилия педагогов направляются на то, чтобы найти возможности и условия не взаимодействия, а воздействия на ребенка, на поиск реализации возможностей ребенка воспринимать воспитательные влияния.

Таким образом, проблема взаимодействия взрослых и детей требует дальнейшего изучения, в частности поиска новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка, определения пространства, содержания, способов взаимодействия детей и взрослых.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как вы думаете, с развитием общества продолжительность детства будет увеличиваться или сокращаться?

2. Проинтерпретируйте слова одного из героев романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Ивана Карамазова: «Дети, пока дети, до семи лет, например, страшно отстоят от людей: совсем как будто другое существо и с другою породой».

3. Выделите наиболее устойчивые и ригидные стереотипы отношения мира взрослых к миру детства.

Литература

Основная литература (СНОСКА: Сноски в тексте даются только на основную литературу)

1. Демакова И. Гуманизация пространства детства // Народное образование. – 2001. - № 4. – С. 167-172.

2. Кудрявцев В.Т. Исследования детского развития на рубеже столетий // Вопросы психологии. – 2000. - № 2. – С. 3-21.

3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. – М., 2002. – С. 112-121, 140-150.

4. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. – С. 3-19.

Дополнительная литература

1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. – М., 1999. – С. 294-322.

2. Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991.

3. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. – М., 2001. – С. 236-249.

4. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991. – С. 139-205.

5. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. – 1992. - № 2-3. – С. 7-13.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1

Наши рекомендации