Вопрос 6: Общение как социально-психологический феномен. Структура, уровни, аспекты, функции и средства общения

Категория «общение» в психологической науке. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии. Информационный подход: лингвистическая модель, модель социального навыка, равновесная модель, программная модель социального взаимодействия, системная модель. Реляционный подход.

Уровни анализа общения. Компоненты общения. Аспекты общения. Информационный аспект. Интерактивный аспект. Перцептивный аспект. Функции общения.

Средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения.

Категория «общение» является одной из центральных в социальной психологии. За последние 25 лет изучение этой проблемы стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии, прежде всего.

Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только социально-психологического исследования. Необходимо выявить специфически психологический аспект этой категории. При этом вопрос о связи общения с деятельностью является принципиальным. Одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи является идея единства общения и деятельности (Г.М.Андреева, 1988). Исходя из этого принципа, общение понимается очень широко: как реальность человеческих отношений, которая представляет специфические формы совместной деятельности людей, т.е. общение – форма общественной деятельности. Однако характер этой взаимосвязи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение понимаются как две стороны социального бытия человека; иногда общение понимается как элемент деятельности, а сама деятельность рассматривается как условие общения (А.Н.Леонтьев). Общение интерпретируют и как особый вид деятельности (А.А.Леонтьев).

Разработка проблемы «общения» в отечественной науке представлена в ряде коллективных работ («Психологические исследования общения», «Познание и общение» и др), в монографиях А.В.Брушлинского, В.А.Поликарпова.

Существует ряд определений процесса общения. Сухов А.Н., говоря об общении имеет в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, её восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности. В.В.Знаков считает, что «общение – это такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психические качества друг друга, и в ходе которых формируются межличностные отношения между ними».

2. Выделяют три основных подхода к изучению проблемы общения в социальной психологии: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракционный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения).

Информационные подходыбыли развиты в основном в 30 – 40-ые годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований в них является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» - сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракционные подходыбыли развиты в 60 – 70-ые годы и рассматривающие общение как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.д.). В рамках этого подхода разработано 5 наиболее важных моделей структурирования и управления ситуации социального присутствия при помощи средств поведения:

Реляционный подходначал постепенно развиваться с середины 50-ых годов (Р.Бёдствилл, Г.Бэйтсон). Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Исторически общение и межличностные отношения считались различными сторонами исследований. С развитием реляционного подхода сформировалась тенденция к интеграции этих сфер. С этой точки зрения, взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов, т.е. взаимоотношения существуют на надиндивидуальном уровне.

3. К анализу структуры общения можно подойти по-разному: выявляя уровни анализа, перечисляя его функции и т.д. Обычно выделяют три уровня анализа (Ломов Б.Ф.):

· Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как образ жизни. Процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида;

· Мезоуровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных, логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общений – по поводу «чего» и с «какой целью»;

· Микроуровень: общение процесс, состоящий из единиц общения – сопряженных актов или трансакций.

К структуре общения относят:

· Коммуникативно-информационый компонент – процесс приема и передачи сообщений, предполагающих обратную связь, в основе которой лежит психологический контакт;

· Познавательный компонент – процесс восприятия и понимания людьми друг друга;

· Интерактивный компонент, связанный с процессом воздействия, поведения.

Андреева Г.М. выделят три аспекта общения:

Информационный аспект. Общение рассматривается как обмен различными представлениями, чувствами, установка и т.д. между людьми. Специфика процесса обмена информацией заключается в том, что это не просто «движение информации» между двумя устройствами, в процессе общения каждая из сторон является активным субъектом; во-вторых, процесс общения влечет воздействие друг на друга; в-третьих, коммуникативный процесс возможен, если оба участника коммуникации обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникационные барьеры, которые не связаны с каналом коммуникации или погрешностями в кодировании, а носят социальный или психологический характер.

Информация, исходящая от коммуникатора может быть двух типов: побудительная (приказ, совет, просьба) и констатирующая (сообщение).

Интерактивный аспект. Общение рассматривается как взаимодействие людей. В ходе общения чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.

В социальной психологии существует ряд попыток описать структуру взаимодействий (теория социального действия – Парсонс Т., М.Вебер, П.Сорокин; теория социальной связи Щепаньского Я.; транзактный анализ Э.Берна).

Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Выделяют два основных типа взаимодействий: кооперация (координация единичных сил участников) и конкуренция (конфликт).

Перцептивный аспект. Общение рассматривается как взаимопонимание между участниками коммуникации.

Процесс взаимопонимания, осознания себя через другого включает три механизма: идентификацию (отождествление себя с другим), рефлексию (осознание индивидом, как он воспринимается партнером по общению) и эмпатию (мысленный процесс «уподобления себя партнеру с целью понять переживания и чувства познаваемого человека).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия. Каждый из участников коммуникативного процесса, оценивает другого и строит собственную систему интерпретации его поведения. В условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и образцы поведения. Возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Особая отрасль социальной психологии изучает эти процессы – процессы каузальной атрибуции (Г.Келли, Э.Джонс, К.Дэвис, Д.Кенноуз, Р.Нисбет и др.).

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название – исследование аттракций. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса.

Под функциямиобщения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Ломов Б.Ф. выделят в аналогичном смысле три функции общения:

Ø Информационно-коммуникативную, заключающуюся в приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами;

Ø Регуляторно-коммуникативную, заключающуюся в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

Ø Аффективно-коммуникатиную, заключающуюся в регуляции эмоциональных состояний человека в процессе коммуникации.

4. Общение возможно лишь при помощи знаковых систем. Различают вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Преимущества письменного языка становятся решающими там, где необходимы точность и ответственность за каждое слово. Пользование письменным языком зависит от словарного запаса пользователя и его стиля изложения.

Устный язык имеет главное преимущество перед письменным – экономность. Экономия достигается за счет иного порядка слов, которые допускает устная речь, пропуска концов и частей предложений.

Искусство общения предполагает:

Ø Владение письменным языком, что обеспечивается образованием;

Ø Владение устным языком

Ø Умение устанавливать оптимальное соотношение устного и письменного языка для каждой ситуации.

В последние десятилетия интерес в мировой социально-психологической науке заметно повысился интерес к невербальным способам общения. Установлено, что они имеют два источника происхождения: биологическую эволюцию и культуру.

Невербальные средства общения делятся на три группы:

1. Визуальные:

Ø Кинесика (движения рук, ног, головы, туловища);

Ø Направление взгляда и визуальный контакт;

Ø Выражение глаз;

Ø Выражение лица;

Ø Поза (локализация, смена поз относительного словесного текста);

Ø Кожные реакции;

Ø Дистанция (расстояние между собеседником, угол поворота к нему, персональное пространство);

Ø Вспомагательные средства общения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы и т.д.).

2. Акустические (звуковые):

Ø Связанные с речью (интонация, тембр, громкость, тон, ритм, речевые паузы и т.д.);

Ø Не связанные с речью (смех, плач, кашель, скрежет зубами и т.д.).

3. Тактильные (связанные с прикосновением):

Ø Физическое воздействие (контактный танец);

Ø Такевика (пожатие руки, хлопание по плечу).

Наши рекомендации