Тема 2. Мораль: сущность, происхождение и исторические типы. Категории этики

(Семинар в форе традиционной технологии)

Цели занятия:

1. Показать актуальность изучения морали, ее сущности, концепций происхождения и исторических типов.

2. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.

3. Расширить материал, изложенный в лекции, освещающий специфику профессиональной этики юриста, раскрывающий ее значение, сущность, необходимость изучения.

4. Дать обзор историческому ходу становления и развития морали.

5. Показать актуальность изучения категорий этики.

6. Разъяснить обучаемым необходимость обращения к смысловому содержанию этических категорий.

7. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.

Темы научных сообщений: «Происхождение морали», «Сущность и структура морали», «Основные категории этики».

Учебные вопросы семинара:

1. Понятие морали.

2. Концепции происхождения морали.

3. Структура и функции морали.

4. Роль и значение морали для профессиональной деятельности сотрудников судебной системы.

5. Понятие и виды этических категорий.

6. Применение категорий этики в деятельности работников судебной системы.

Перечень вопросов для блиц-опроса студентов для закрепления пройденного материала:

1. Приведите различные (обыденные и научные) определения морали.

2. Раскройте специфику морального сознания современного человека.

3. Перечислите основные концепции происхождения морали.

4. В чем сущность религиозной трактовки происхождения морали?

5. Назовите имена представителей этико-философских учений, отстаивающих эту концепцию.

6. В чем сущность натуралистической трактовки морали?

7. Назовите имена представителей этико-философских учений, отстаивающих эту концепцию.

8. В чем сущность социологической трактовки морали?

9. Назовите имена представителей этико-философских учений, отстаивающих эту концепцию.

10. Какова структура морали и ее функции?

11. Что такое этическая категория?

12. В чем заключается отличие сущностных категорий этики от структурных?

13. В чем состоят трудности определения добра и зла?

14. Расскажите о религиозных, эвдемонистических и других учения о добре и зле.

15. Каковы средства утверждения добра?

16. В чем сущность понятия «справедливость»?

17. Приведите мнения мыслителей древности о справедливости.

18. Каковы принципы справедливости?

19. Дайте определение долга.

20. Определите роль сознания долга в жизни личности и общества?

21. Каково соотношение долга и личного интереса?

22. Определите происхождение долга и его структуру?

23. Приведите определение совести и покажите ее роль в жизни личности и общества.

24. Каково происхождение совести?

25. В чем состоит сущность счастья?

26. В чем состоит сущность сознания смысла жизни и его роли в жизни человека?

Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:

4. Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2010. – 472 с.

5. Изучить лекционный материал.

6. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по изучаемой проблеме.

Литература:

Основная

1. Бажданова Ю.В. Этика и психология деловых отношений [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Бажданова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11138.— ЭБС «IPRbooks».

2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2010. – С.43-56.

3. Дорошенко В.Ю. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]: учебник/ Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15477.— ЭБС «IPRbooks»,

4. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов ; Российская академия правосудия. - М. : НОРМА, 2005. – С.46-58.

5. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2005. – С.67-76.

6. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С. 32-39.

7. Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности [Электронный ресурс]/ Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2008.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15528.— ЭБС «IPRbooks».

8. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003. – С. 39-46.

9. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С.67-78.

10. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – С.78-87.

Дополнительная:

1. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж : ВИ МВД России, 2005. – 156 с.

2. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование).

3. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.

4. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.

5. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.

6. Скрипник А.П. Этика : учебник / А.П. Скрипник. – М. : Проект, 2004. – 352 с.

7. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.

8. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).

9. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.

Занятие 3

Наши рекомендации