Тема 2. Мораль: сущность, происхождение и исторические типы. Категории этики
(Семинар в форе традиционной технологии)
Цели занятия:
1. Показать актуальность изучения морали, ее сущности, концепций происхождения и исторических типов.
2. Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня культуры будущего юриста.
3. Расширить материал, изложенный в лекции, освещающий специфику профессиональной этики юриста, раскрывающий ее значение, сущность, необходимость изучения.
4. Дать обзор историческому ходу становления и развития морали.
5. Показать актуальность изучения категорий этики.
6. Разъяснить обучаемым необходимость обращения к смысловому содержанию этических категорий.
7. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.
Темы научных сообщений: «Происхождение морали», «Сущность и структура морали», «Основные категории этики».
Учебные вопросы семинара:
1. Понятие морали.
2. Концепции происхождения морали.
3. Структура и функции морали.
4. Роль и значение морали для профессиональной деятельности сотрудников судебной системы.
5. Понятие и виды этических категорий.
6. Применение категорий этики в деятельности работников судебной системы.
Перечень вопросов для блиц-опроса студентов для закрепления пройденного материала:
1. Приведите различные (обыденные и научные) определения морали.
2. Раскройте специфику морального сознания современного человека.
3. Перечислите основные концепции происхождения морали.
4. В чем сущность религиозной трактовки происхождения морали?
5. Назовите имена представителей этико-философских учений, отстаивающих эту концепцию.
6. В чем сущность натуралистической трактовки морали?
7. Назовите имена представителей этико-философских учений, отстаивающих эту концепцию.
8. В чем сущность социологической трактовки морали?
9. Назовите имена представителей этико-философских учений, отстаивающих эту концепцию.
10. Какова структура морали и ее функции?
11. Что такое этическая категория?
12. В чем заключается отличие сущностных категорий этики от структурных?
13. В чем состоят трудности определения добра и зла?
14. Расскажите о религиозных, эвдемонистических и других учения о добре и зле.
15. Каковы средства утверждения добра?
16. В чем сущность понятия «справедливость»?
17. Приведите мнения мыслителей древности о справедливости.
18. Каковы принципы справедливости?
19. Дайте определение долга.
20. Определите роль сознания долга в жизни личности и общества?
21. Каково соотношение долга и личного интереса?
22. Определите происхождение долга и его структуру?
23. Приведите определение совести и покажите ее роль в жизни личности и общества.
24. Каково происхождение совести?
25. В чем состоит сущность счастья?
26. В чем состоит сущность сознания смысла жизни и его роли в жизни человека?
Задание для дальнейшего самостоятельного изучения рассматриваемой проблемы:
4. Изучить соответствующие вопросам обсуждения главы учебника: Гусейнов А.А. Этика / Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. - М., 2010. – 472 с.
5. Изучить лекционный материал.
6. Проанализировать Интернет-ресурсы (Яндекс, Rambler. Google) c целью углубления своих знаний по изучаемой проблеме.
Литература:
Основная
1. Бажданова Ю.В. Этика и психология деловых отношений [Электронный ресурс]: хрестоматия/ Бажданова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11138.— ЭБС «IPRbooks».
2. Гусейнов А.А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М. : Гардарики, 2010. – С.43-56.
3. Дорошенко В.Ю. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]: учебник/ Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15477.— ЭБС «IPRbooks»,
4. Кобликов А.С. Избранное: Юридическая этика. Военные суды России / А.С. Кобликов ; Российская академия правосудия. - М. : НОРМА, 2005. – С.46-58.
5. Кобликов А.С. Юридическая этика : учебник для вузов / А.С. Кобликов. – 3-е изд., с изм. – М. : НОРМА, 2005. – С.67-76.
6. Носков Ю.Г. Основы этики профессиональной деятельности юриста. М.: РАП, 2008 – С. 32-39.
7. Попов Л.М. Добро и зло в этической психологии личности [Электронный ресурс]/ Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2008.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15528.— ЭБС «IPRbooks».
8. Этика: учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. – М. : Гардарики, 2003. – С. 39-46.
9. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. – М. : Щит-М, 2005. – С.67-78.
10. Этика судьи: пособие для судей / Г.Д. Вель, Н.В. Радутная, П. Трюш и др. ; науч. ред. Н.В. Радутная; Рос. акад. правосудия. – М. : РАП, 2002. – С.78-87.
Дополнительная:
1. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. – Воронеж : ВИ МВД России, 2005. – 156 с.
2. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов / Е.А. Красникова. – И.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2005. – 208 с. – (Профессиональное образование).
3. Пашин С.А. Судейская этика / С.А. Пашин. – М. : Комплекс-Прогресс, 2001. – 56 с.
4. Порубов Н.И. Юридическая этика: учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. – Минск : Вышэйшая школа, 2003. – 352 с.
5. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. – 672 с.
6. Скрипник А.П. Этика : учебник / А.П. Скрипник. – М. : Проект, 2004. – 352 с.
7. Традиции адвокатской этики: Избранные труды российских и французских адвокатов (XIX – начало XX в.) / сост. И.В. Елисеев, Р.Ю. Панкратов, Е.Г. Тарло. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 370 с.
8. Шеламова Г.М. Этикет делового общения : учебное пособие / Г.М. Шеламова. – М. : Академия, 2005. – 192 с. – (Профессиональное образование).
9. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. – М. : Гардарики, 2001. – 671 с.
Занятие 3