Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики

Ответы к экзамену по профессиональной этике.

1 Педагогическая этика как научная дисциплина. Предмет, функции, основные методы исследования.

Этика - oдна из древнейших отраслей философии, наука о морали (нравственности). Термин «ЭТИКА» происходит от древнегреческого слова «ethos» (нрав, обычай, местопребывание, характер и др.)

Процесс формирования этики начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в период античности в Древней Греции, Индии, Китае.

В последствии Аристотель (384- 322 г.г. до н.э.), написавший такие работы, как «Никомахова этика», «Большая этика» и др., ввел в науку понятие «этика», «этический», чтобы обозначить им группу добродетелей, относящихся к характеру человека, подчеркивающих его мужество, уверенность, щедрость и другие качества личности. Науку, которая призвана изучать данные этические добродетели, Аристотель назвал ЭТИКОЙ.

ЭТИКА- учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)

ЭТИКА- это философское учение (объектом которого является мораль), объясняющее и описывающее происхождение и природу нравственности, структуру и социальные функции этого явления. Это наука, ориентированная на повседневные нужды человеческой жизни. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.)

ЭТИКА- это нормы поведения, мораль человека какого-либо класса, общественной или профессиональной группы. (Словарь русского языка.- М.: Русский язык,1988.),

ЭТИКА- это кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, который вытекает из их профессиональной этики (Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона.-М.,1983 ).

Таким образом, этика изучает нравственные проблемы жизни человека, дает определение добра и зла, рассматривает различные модели меж-человеческих отношений и поведения человека в обществе.

Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.).

Предметом педагогической этики являются закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.

Основные задачи педагогической этики:

· исследование методологических проблем, сущности, категорий и специфики педагогической морали,

· разработка нравственных аспектов педагогического труда как особого вида педагогической деятельности,

· выявление требований, предъявляемых к нравственному облику учителя,

· изучение сущности и особенностей индивидуального нравственного сознания педагога,

· исследование характера нравственных отношений учителя с учащимися,

· разработка вопросов нравственного воспитания и самовоспитания педагога.

Основные методы исследования педагогической этики тождественны общенаучным методам: теоретический анализ и синтез, наблюдение и эксперимент, анкетирование, социометрия, рейтинг и др.

Функции

1группа – социальные функции, которые определяют внешние параметры профессии и являются главным предметом контроля со стороны общества:

  • удовлетворение потребности социума в формировании гражданина, ориентированного на общее благо;
  • поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;
  • поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.


2группа – профессионально-практические функции, которые направлены на внутреннюю регламентацию и контроль самого процесса деятельности с целью повышения эффективности и качества работы педагогов:

  • превентивная – предостерегает от действий, наносящих вред ученику;
  • организационная – служит улучшению организации работы, требуя творческого исполнения обязанностей и профессионального долга;
  • управляющая – служит средством социального управления поведением педагога в интересах дела;
  • рационализирующая – облегчает педагогу выбор методов воздействия, наиболее приемлемых с точки зрения этики;
  • координирующая – обеспечивает сотрудничество всех участников педагогического процесса, основанное на доверии и взаимопомощи;
  • оптимизирующая – способствует повышению эффективности педагогического труда, тем самым поднимая статус и увеличивая престижность профессии в обществе;

  • прогностическая – позволяет прогнозировать поведение специалистов в зависимости от степени развития их морально-этической культуры.


3 группа –нравственно-гуманистические функции,которые реализуются в процессе межличностного общения учителя и ученика, а также в отношениях в трудовом коллективе

  • гуманизирующая – приобщает педагога к общечеловеческой системе моральных ценностей;
  • регулятивная – служит регулированию отношений и поведения на основе общепринятой в профессиональном сообществе системе ценностей;
  • ценностно-ориентирующая – служит ориентированию педагога в мире ценностей, придавая смысл его существованию;
  • мотивационная – формирует социально и профессионально одобряемые мотивы деятельности;
  • коммуникативная – направлена на установление партнерских отношений между учителями и учениками, между коллегами по профессиональному «цеху», способствует урегулированию конфликтных ситуаций;
  • воспитательная – формирует и совершенствует личности как учителя, так и ученика и его социального окружения.

Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет». Основные категории педагогической этики.

ЭТИКА- учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах человеческого поведения, об их обязанностях по отношению друг к другу, к обществу, к государству (философский словарь.)

Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни (семья, быт, наука, политика, труд и др.).

Специфика норм морали заключается в следующем:

· ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применяются в самых различных жизненных ситуациях,

· моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека.

Нравственность- есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА - это единство внешней и внутренней культуры личности, одним из составных элементов которой является ЭТИКЕТ.

Этикет (от франц. etiquette – ярлык, этикетка) означает установленный порядок поведения где-либо. Это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Категориипедагогической этики. Это основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны морали и составляющие теоретический аппарат педагогической этики (Шевченко Л. Л.).

В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра, долга, добродетели, совести.

В современной педагогической этике выделяются такие категории, как:

- педагогическая справедливость,

- профессиональный педагогический долг,

- профессиональная честь и совесть,

- достоинство,

- педагогический авторитет,

- самодисциплина.

Педагогическаясправедливость - своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учебе, социально полезной деятельности и т.п

Профессиональный педагогический долг. Профессиональный педагогический долг - одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональная честь.Профессиональная честь в педагогике - это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств.

Профессиональная совесть. Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших ценностей. Совесть активизирует нравственную жизнь человека, она является важным «механизмом» утверждения добра, справедливости.

Педагогическийавторитет.Основывается на принципе единства требования и доверия к личности воспитуемого. Авторитет педагога зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств, нравственного достоинства; это духовная власть над сознанием учащихся.

Наши рекомендации