Происхождение и генезис терминов «этика», «мораль», «нравственность». Предмет и задачи этики.

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важнейшая часть философии, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от непосредственного практического нравственного сознания. Возникновение понятия «этика» как философской дисциплины связано с именем Аристотеля. Термин «этический», от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова «этос», что обозначало местопребывание, общее жилище; или – обычаи, нрав.

Этика - философская наука о морали, нравственных категориях и принципах человеческих отношений, которые обеспечивают устойчивость социальной системы, ее функционирование и развитие.

Этика - это:

1 -это область знаний о сущности морали, законах ее возникно­вения, развития, функционирования;

2 -это наука, изучающая проблемы нравственности в обществе, их взаимосвязь с социальными процессами и явлениями во всех сферах об­щественной жизни;

3 -это сфера познания процессов становления, развития и изме­нений норм морали как регулятор отношений между людьми и их отношения к миру и окружающей среде с позиций добра и зла, целесообразности и полезности.

Объектом и предметом этики как науки является мораль

Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики. Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» — бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.[1]

Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и многообразны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик. В качестве теории морали этика и является исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и критерии различия добра и зла.

В рамках этики строится и исследуется также система понятий, в которых можно выразить моральные законы и логику их применения к оценке поведения человека в условиях конкретной ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей нормативно-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Мораль– это, во-первых практика нравственных отношений, во вторых, реальное состояние нравственности в определенной социальной системе, в третьих, закрепленные в общественном сознании представления о должном, необходимом, желательном в отношениях между людьми, в социальных свя­зях, и наконец, в четвертых, это уровень реализации требований нравственности в обществе.

В современном понимании этика - философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Обособление морали в качестве самостоятельной формы общественного сознания имело определенное позитивное общеисторическое значение: выражало расширение горизонта нравственного видения, связанного с тем, что человечество сбросило кровнородственную форму организации общественной жизни; явилось своеобразным способом сохранения, удержания той общественной связи, моральности, которая утрачивалась в реальной действительности; стимулировало моральное негодование как форму социальной критики. Однако основной причиной удвоения нравственной жизни была потребность в выработке единого ценностного языка, духовного сплочения классово разорванного общества на основе моральных стандартов господствующего класса.

В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику — учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.

Профессиональная этика (или профессиональная мораль) – так принято называть, во-первых, кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности, во-вторых, способы обоснования данных кодексов, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии[2]. Не смотря на всеобщий характер моральных требований и наличие единой трудовой морали класса или всего общества, существуют ещё и специфические нормы поведения для всё возрастающего числа видов профессиональной деятельности.

Наши рекомендации