Предмет и методы экономики и социологии труда.(лекции)
Предмет и методы экономики и социологии труда.(лекции)
Экономика и социология труда в системе наук о персонале.
1)Объект и предмет изучения ЭиСТ.
2)методы ЭиСТ.
3)ЭиСТ в системе наук.
4)Понятие о труде.Трудовые концепции.
5)Класификация видов труда.
Понятие о труде. Разновидности труда.(лекции)
Структура и воспроизводство населения и трудовых ресурсов.
Состояние и развитие общества в значительной степени определяются количеством и составом его населения. Под населением понимается совокупность людей, живущих на определенной территории-районе, городе, регионе, стране.
Трудовые ресурсы — это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага или оказывать услуги, т.е. трудовые ресурсы включают в себя, с одной стороны, тех людей, которые заняты в экономике, а с другой, не занятых, но способных трудиться. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.
Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста. В ранний и зрелый период жизни человека они формируются и приумножаются, а к старости утрачиваются. Возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения собственно трудовые ресурсы.
направлений изучения трудовых ресурсов, целесообразно посмотреть на состав и структуру населения и на изменение ее численности.
Под воспроизводством населения понимается процесс непрерывного возобновления поколения людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности. Различают три типа воспроизводства населения:
• расширенное воспроизводство характеризуется превышением числа рождений над числом смертей;
• простое воспроизводство — в этом случае нет прироста, поскольку число рождений равно числу смертей;
• суженное — смертность превышает рождаемость, происходит абсолютное сокращение населения.
Воспроизводство населения имеет не только демографический, но также экономический и социальный аспекты. Оно определяет формирование трудовых ресурсов, освоение территорий, состояние производительных сил, развитие социальной инфраструктуры и т.п.
Население и трудовые ресурсы имеют количественные и качественные характеристики, которые необходимы для анализа и оценки демографических процессов и выработки стратегии в области управления трудовыми ресурсами. Для характеристики воспроизводства населения применяются показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
Компоненты трудового потенциала.
Общая оценка качества жизни обычно проводится по следующим направлениям:
здравоохранение;
среднее образование;
высшее образование;
жилищные условия (выбор, качество, доступность);
культура и отдых;
инфляция;
безработица;
мотивация работников;
уровень жизни пенсионеров;
взрослые и дети, охваченные системой социальной помощи (процент населения);
качество и доступность детских дошкольных учреждений;
проблемы наркомании, алкоголизма и тяжких преступлений;
качество природной среды (воздух, вода, инфраструктура);
гражданские свободы;
правоохранительные органы и суд;
Наряду с проблемой определения перечня показателей качества жизни существенное значение имеет проблема их относительной значимости. Обычно она решается на основе мнений экспертов.
Чтобы обосновать состав и структуру показателей качества жизни, целесообразно исходить из структуры потребностей человека. При этом необходимо учитывать различие уровней удовлетворения потребностей групп населения. Для практических целей в первую очередь важно определить нижние границы показателей, которые будут формировать систему ограничений (особенно по экологии, здоровью и безопасности). В конечном счете, проблема обоснованности показателей качества жизни определяется принятой концепцией смысла человеческого существования.
Компоненты деятельности человека. (лекции)
Сущность производительности труда. (лекции)
Факторы роста производительности труда. (лекции)
Показатели эффективности труда: продуктивность и рентабельность.(лекции)
Оценка качества труда.(лекции)
Трудовое поведение.
Трудовое поведение - это исполнительная сторона трудовой деятельности, внешнее ее проявление. Однако за внешне идентичными трудовыми поступками может быть скрыта разная по своей внутренней направленности трудовая деятельность.
В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно на:
-общественную значимость труда, когда работник стремится выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна с точки зрения содержания труда или выгодна с точки зрения его оплаты;
-содержание труда, когда работник стремиться найти наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности для повышения квалификации;
-заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;
-условия труда, когда работник стремится к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой содержательности труда.
Потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под внешним воздействием. Внешне трудовое поведение обусловливается трудовой ситуацией-комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Она включает в себя стимулирование и ценностно-нормативное управление-социальный контроль и состоит из следующих основных элементов:
-стимулов труда, оказывающих опосредованное влияние на поведение работников;
-плановых и оценочных показателей, выступающих критериями трудовой активности и выполняющих функции ценностей труда;
-административных решений (приказов, распоряжений), оказывающих прямое волевое воздействие на поведение работников;
-ценностей и норм поведения, присущих трудовому коллективу и ожидаемых в поведении его членов.
Виды трудового поведения: 1. субъекты поведения (индивидуал, коллективн); 2. производственная ф-ция (исполнительское, управленческое); 3. степень соответствия принятым нормам (нормативное, отклоняющееся); 4. характер мотивации (ценностное, ситуативное).
Также выделяют функциональное п. (связано с выполн-ем физич или умств труда), экономическое п.(дорыночное, рыноч, псевдорын), организационное и административное п., стратификационное п.( связ с профессионал, трудовой карьерой), адаптивно-приспособленческое п. (приспос-е работника к новым профес статусам, ролям, требованиям технол среды и т.д. Подвиды: конформистское и конвенциональное), церемониальное и субординационное, деструктивное п. (противоправное; административно-управленч, связанное с превыш-ем прав и полномочий, с прямым невып-ем обяз-тей; дисфункциональное (профес некомпетентность); индивидуально-целевое (эгоистический х-ер); групповой эгоизм; имитационное поведение; консервативное; девиантное).
Социальная регуляция трудового поведения, социальный механизм трудовой активности персонала находящихся под влиянием разнообразн факторов-стимулов и факторов-тормозов(действующих на ур-не предприятия): 1. понимание всем персоналом экономических и юридич принципов функц-ния акционерной собственности, ощущение четкой зависимости своего благосостояния как от достижений предприятия в целом, так и от своего личного труд вклада; 2. возможность рабочих участвовать в управлении своим предприятием.
Создание сильной команды.
Значение команды
Перед созданием команды у лидера должно быть четкое представление о том, что это такое. Команда — это не просто" группа людей, работающих в некотором отделе под руководством определенного лидера или менеджера. Команда — это двое или более людей, которые движутся в тесном взаимодействии к общей цели. У этого определения есть два важных аспекта. Во-первых, тесное взаимодействие требует эффективной коммуникации. Во-вторых, члены команды имеют общую цель. Все они работают над одной задачей.
В Книге Екклесиаста 4:9-12 излагаются преимущества команды:
«Двоим лучше у нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимает товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет9 который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».
Из этого отрывка становятся ясны некоторые важные принципы команды. Остановимся на них подробнее.
Двое обладают более высоким потенциалому чем сумма потенциалов каждого в отдельности.Если группу последователей, каждый из которых работает над каким-либо проектом индивидуально, вы объедините в команду, то они станут работать более продуктивно. Два человека, работающие в команде, более продуктивны, чем двое, работающие раздельно.
Результаты работы лучше, если она выполняется в команде.Команда не только способна сделатьбольше, она сделает этолучше. Тому есть несколько причин. Во-первых, люди работают добросовестнее, когда за ними наблюдают коллеги. Во-вторых, у этих людей есть общая цель, и они работают упорнее, так как знают, что неудача одного приведет к неудаче остальных. Это принцип «один за всех, и все за одного», столь свойственный команде. Вот почему игроки спортивных команд говорят: «Мне все равно, доверяют мне или нет,— я играю так, чтобы мы выиграли».
Члены команды готовы прийти друг другу на помощь в трудных ситуациях.Люди, работающие индивидуально в отделах или группах, попав в затруднительное положение, не могут рассчитывать на помощь коллег с той же уверенностью, как в случае, когда группа функционирует как команда. Индивидуально работающие члены группы зачастую фактически действуют друг против друга, соревнуясь за признание и успех. Когда какой-то член такой группы испытывает затруднения, другие ее члены могут получить удовлетворение.
Вы всегда можете узнать, что вам удалось создать команду: ваши люди говорят "мы", а не "они"
С другой стороны, если группа работает как команда, каждый ее член поддерживает другого, потому что, когда один работник терпит неудачу, это создает трудности для всей команды. Например, игрок, забивающий гол в футбольном матче, забивает его не ради собственного успеха — он забивает для команды. Если удар неудачный, то это неприятность для всей команды. Поэтому полузащитники прикрывают его, центрфорвард стремится провести мяч наилучшим образом, а владеющий им пасует игроку перед воротами, находящемуся в лучшей позиции. Вся команда работает на то, чтобы удар завершился голом, и этот удар приносит успех всей команде. Это не столько соревнование игроков, сколько сотрудничество.
Единство в команде
В качестве консультанта по менеджменту я часто имел возможность наблюдать отсутствие единства в организациях и группах — как в секулярных, так и в христианских. Всякий раз, когда лидер жаловался мне на отсутствие единства в его или ее группе (организации), я впоследствии узнавал, что члены этой группы работают не как команда.
Единство возникает, когда группа тесно сплачивается ради общего дела. Ее члены привязываются друг к другу, поддерживают, поощряют, помогают, защищают, потому что они сознают потребность друг в друге для его успешного завершения. Чтобы добиться успеха, команда нуждается в каждом своем члене.
Общая цель
Для команды недостаточно иметь цели. Их имеет всякая группа. Для того, чтобы группа единомышленников стала командой, они должны иметь общую цель. Есть большое различие между целями и общей целью. Общая цель — это цель группы: все члены участвуют в ее достижении; они воспринимают ее эмоционально и испытывают увлеченность ею. Другими словами, эта цель становится ихдостоянием.
Предмет и методы экономики и социологии труда.(лекции)