Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики.

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики.

Экономика - наука, изучающая эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. Целью является максимальное удовлетворение потребностей индивидуума и общества в целом в процессе общественного производства. Структура экономики

Микроэкономика-раздел экономической науки изучающий экономические явления и процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов (домашнее хозяйство, фермерское, частное предпринимательство).

· Спрос (предложение на различных рынках товаров и ресурсов)

· Установление равновесной цены на рынке

· Издержки производства

· Структурные рынки (рынок монополии, олигополии, монополистической конкуренции, совершенной конкуренции)

· Степень вмешательства государства в экономику

· Теория потребительского выбора

Макроэкономика - раздел экономической науки изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства (экономика страны)

· Бюджетная и налоговая политика

· Денежная кредитная политика

· Политика распределения доходов

Мега экономика - (мировая экономика) изучает экономические явления и процессы на уровне мирового сообщества.

К проблемам относят

· Миграция труда

· Внешние торговые мировые связи

· Платежный баланс

· Палитетность валют

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru Мезо экономика (региональная экономика) изучает экономические явления и процессы на уровне определенных территорий либо внутри страны, либо территории объединяющих несколько стран.

Основных вопроса экономики

Что производить?- это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Кривая производственных возможностей показывает значение альтернатив для общества. При полной занятости все точки производства буду находиться на кривой. В случае неполной занятости значения могут перемещаться в точки внутри кривой. Это показывает, что в экономике не полностью используются ресурсы. При максимальном уровне производственных возможностей государство не может переместиться в точку вне кривой, поэтому ее часто называют границей производственных возможностей.

Как производить? - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Для кого производить?- это проблема связанная с распределением благ: кому достанутся производственные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.Кривая Лоренца— это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцом в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором кумулируются доли численности и доходов населения. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной четверти

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru

Ресурсы и потребности. Проблема выбора. Определения эффективности. Кривая производственных возможностей.

В процессе общественного производства участвуют экономические ресурсы:

1. Труд- совокупность умственных и физических способностей человека, направленных на осуществление экономической деятельности.

2.Капитал- представляет поток доходов получаемый от использования видов капитала: производственный (реальный): основной (средство производства, используется в течении нескольких производственных циклов), оборотный то что используется в течении одного производственного цикла. Денежный (инвестиционный)Собственный капитал, Заемный капитал, Привлеченный капитал.

3.Земля (природные ресурсы) представляют месторождения и разведанные и неразведанные ископаемые, которые представляют национальные запасы.

4.Предпринимательская способность умение предпринимателя комбинировать имеющиеся экономические ресурсы с целью получения максимальной прибыли.

Потребности:

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru Потребность – это нуждаемость в чем либо. Потребности безграничны и растут вместе с ростом общества. Делятся на первичные(еда, жилье, одежда) и вторичные(необходимость в самообразовании уважении). Проблема выбора Возникает при использовании ресурсов, что предпочесть и потребить, а от чего отказаться. Эффективность экономическая ситуация в случае ограничения экономических ресурсов при которой невозможно увеличить уровень благосостояния не ухудшив состояния другого, т.е эффективность распределения. Эффективность производства Увеличение объемов производства одного товара вызывает снижение объемов другого товара. Кривая производственных возможностей показывает значение альтернатив для общества. При полной занятости все точки производства буду находиться на кривой. В случае неполной занятости значения могут перемещаться в точки внутри кривой. Это показывает что в экономике не полностью используются ресурсы. При максимальном уровне производственных возможностей государство не может переместиться в точку вне кривой, поэтому ее часто называют границей производственных возможностей.

Эффект масштаба

В долгосрочном интервале фирма может менять все факторы производства, это означает, что для данного периода времени все издержки выступают в качестве переменных. Анализ изменения долгосрочных издержек важен для выбора стратегии фирмы в области масштабов своей деятельности. Эффект масштаба будет отрицательный если при увеличении размеров предприятия средние издержки увеличиваются. Это связано с нарушением управляемости чрезмерно крупной фирмы, т.к. 1) снижается эффективность взаимодействия между подразделениями, 2) затрудняется контроль за реализацией решения, 3) с ростом размера предприятия увеличиваются издержки на передачу и обработку информации. Объем производства, где издержки будут минимальны, называется – оптимальным объемом выпуска продукции.

Предельный доход -дополнительный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара. Предельный доход также характеризуется как доход, полученный от реализации после возмещения переменных издержек. Предельный доход является источником образования прибыли и покрытия постоянных издержек.

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru

Признаки рынка совершенной конкуренции. Механизм рынка совершенной конкуренции. Определение оптимального объема производства в краткосрочном периоде. Парадокс прибыли. Эффективность и недостатки рынка совершенной конкуренции.

Признаки РСК: 1) на рынке присутствует неограниченное количество продавцов и покупателей, цена представляет атомистическую структуру (многочисленность) 2) на цену производителя, стандартизируется однородная продукция, товары близко заменители, т.е. покупателю безразлично у кого покупать товар. 3) Доля рынка, занимаемая продавцом незначительна. 4) степень влияния на установленные цены минимальны. 5) Условия входа и выхода на цену свободная, отсутствуют барьеры, нет необходимости в значительном стартовом капитале, цена присутствует быстрая адаптивная гибкость. 6) конкуренция между производителями идет за более дешевые ресурсы.

Механизм РСК:Спрос на РСК являться абсолютно эластичным т.к. производитель не имеет возможности влиять на цену. TR – общий доход – прямолинейная зависимость т.к. каждая дополнительная произведенная единица товара продается по 1 цене. Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru AR -средний доход. Доход, переходящий на единицу выпускаемой продукции. Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru MR – предельный доход. Дополняет связь с производством дополнительных товаров.

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru P=MC=>Q рыночное. Таким образом линия кривая предложения на РСК совпадает с линией предельных издержек и представляет часть кривой MC выше линии рыночной цены.

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru для определения оптимального объема производства предприниматель сравнивает 2 величины MC и MR.

1) Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru 1) MR › MCхарактеризует наличие у предпринимателей предельную прибыль.

2) MRr › 0 предприниматель недопроизводит продукцию т.е. у него есть средства приобретения большого количества ресурсов и тем самым больше произвести. Объем производства меньше Q рыночного.

2) MR=MC. V производства = Q рыночного. Приобретает максимальное количество ресурсов. Фирма находится в состоянии экономического равновесия. 3) MR < MCхарактеризует ситуацию когда фирма перепроизводит т.е. затраты на покупаемые ресурсы превосходят отдачу в виде выручки. V производства › Q рыночного.

Признаки рынка монополии

1)на рынке действует только одна фирма, которая влияет на цены, регулируя предложение; 2)на рынке отсутствуют идентичные виды продукции; 3)контролируя рынок сырья в своей отрасли, фирма-монополист не допускает появления новых производителей. Таким образом, рынок чистой монополии - это рынок одного продавца. Чаще всего это государственные организации, при этом государственная монополия может при помощи ценовой политики решать различные задачи: 1) устанавливать цену ниже себестоимости на социально значимые товары для поддержания соответствующего уровня жизни населения; 2)назначать цену с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов; 3)устанавливать завышенную цену для сокращения потребления.

Виды монополии 1) Открытая монополия – такая экономическая ситуация при которой экспансия 1 фирмы превращает ее в единственного поставщика продукции. Монополия достигается благодаря новизне предлагаемых товаров. 2) Закрытая монополия – возникает в том случае, когда фирма имеет специальные права, получаемые от государства, т.е. государство юридически защищает фирму от конкурентов (лицензия государственная). Либо фирма получает сама исключительные права (авторское право, торговая марка, патент, разрешение на определенный вид деятельности). 3) Естественная монополия – экономическая ситуация при которой спрос на экономическое благо в лучшей степени удовлетворяет единственную фирму или несколько. Конкуренция в данной сфере невозможна или нежелательна т.к. в особенности технологии естественной монополии заложены особенности обслуживания потребителя. Раздел естественной монополии на большее количество фирм приводит к тому, что масштаб производства будет неэффективен.

Определение цены и объема производства на рынке монополии

Оценка эффективности рынка монополии

1) Рынок эффективен: а)монополии принадлежит ведущая роль в научно техническом прогрессе. Получение сверхприбыли позволяет финансировать научно исследовательские и опытно конструктивные разработки. Б) монополия имеет возможность ранжировать покупателей по рынкам, осуществляет ценовую дискриминацию. В) в случае естественной монополии реализуется эффект масштаба что позволяет поддерживать низкие цены на этих рынках. Г) получаемая прибыль монополии стимулирует конкуренцию, т.к. является привлекательным для других фирм. Д) наличие монополистических структур в национальной экономике демонстрирует состояние финансовой зрелости, высокий уровень экономического развития страны.

2) Рынок не эффективен:а) монополист имеет возможность комбинировать цену, количество, в итоге он стремиться производить продукцию в меньших объемах, но по более высоким ценам, чем могли бы производить конкуренты. В итоге рынок монополий, как правило, дефицитный рынок. Б) монополисты облагают налогом всех потребителей своей продукции, тем самым усиливает неравновесие распределения доходов в обществе. В) монополия проявляет такой негатив эффект как Х-неэффективность, которая означает что достигает чрезмерной власти на рынке монополии ликвидирует конкурентов что уничтожает атмосферу постоянной борьбы за покупателя, сокращается основа для экономии ресурсов, увеличиваются траты на люксовые товары, во внешней деятельности фирмы. Г) монополисты представляют угрозу для функционирования рынка, сдерживают рост конкурентоспособности отечественных товаров: 1. продукция естественной монополии, как правило, лежит в издержках всех отраслей производств, таким образом, тарифы естественных монополий оказывают влияние на ценообразование продукции всех отраслей экономики. 2. Продукция монополистов становится т.к. является единственной на рынке, нет стимула к ее совершенству.

Признаки:

1. На рынке присутствует от 10 до 100 производителей.

2. Дифференцированный товар, который различают по стилю, дизайну, упаковке, способу продаж., марке,

3. Конкуренты обладают очень ограниченной властью над ценой, поскольку потребители могут переключиться на товар других производителей.

4. Уменьшение чувствительности спроса к цене за счет создание отличительных особенностей у товаров и услуг

5. Барьеры входа/выхода низкие

6. Используется как ценовая, так и неценовая конкуренция.

7. Цены на товары несколько выше, чем в РСК, что рассматривается как плата за разнообразие и более полное удовлетворение потребностей людей при большом ассортименте товара

8. Цены достаточно подвижные и менее завышены, чем в монополии и олигополии

9. Возможность получения сверх прибыли только в краткосрочном периоде, в долгосрочном фирма получает нормальную прибыль

Неценовая конкуренция – это метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня,

Неценовая конкуренция построена на использовании преимуществ отдельных фирм в техническом уровне, дизайне, надежности эксплуатации производимых ими изделий. Решающую роль играют такие параметры производи­мой продукции, как экологичность, энергоемкость, эргономиче­ские и эстетические качества, безопасность в эксплуатации. В рамках реализации неценовой конкуренции существует не­сколько методов:

• дифференциация продукции, связанная с появлением в данный момент времени значительного количества типов, видов, стилей одного и того же товара;

• улучшение качества товара с течением времени, что необ­ходимо из-за существования конкуренции в отрасли;

• реклама. Цель рекламы — увеличение доли фирмы на рынке этого товара. Каждая фирма-монополистический конкурент для успешной деятельности должна учитывать не только цену товара и возможности ее изменения, изменения са­мого продукта, но и возможности рекламно-пропагандистской компании.

Макроэкономические показатели (ВНП,ВВП, ЧНП,НД, ЛД)

Макроэкономика- этораздел экономической науки, изучающий экономические явления и процессы на уровне национального хозяйства.(экономики страны)

Цель макроэкономики:

1. Повышение благосостояния индивидуума и экономики в целом.(высокий и растущий национальный доход)

2. Высокая занятость

3.Стабиьный и медленно растущий уровень цен.

Валовый внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике страны, независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны в течении одного года в текущих ценах.

Метод расчета ВВП:

По доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

По расходам

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму(покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Экспорт — Импорт

По добавленной стоимости (или производственный метод)

ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги

Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции

2) ВНП(Валовой национальный продукт)

Это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенная национальной экономикой за 1 год в действующих ценах, созданная факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны, не только внутри страны, но и за рубежом.

В экономически развитых странах различие между ВВП и ВНП составляет не более 1%, что говорит о их высокой интеграции в мировую экономику.

(метод расчета в вопросе №21)

3) ЧНП (Чистый национальный продукт)

Отражает производственный потенциал экономики, т.к. не включает стоимость потребленного капитала, т.е. амортизационные отчисления, включает только чистые инвестиции.

ЧНП=ВНП - амортизационные отчисления

4) НД(Национальный доход)

Вычитает косвенные налоги, государственные субсидии

НД=ЧНП - косвенные налоги - государственные субсидии

Это совокупный доход заработанный экономикой за 1 год

5) ЛД(Личный доход)

ЛД=НД - ,,,

ЛД: заработанный, но не полученный индивидуумом
,,,

· Взносы на соц страхование

· Налог на прибыль корпорации

· Нераспределенная прибыль корпорации

·

ЛД: полученный, но не заработанный индивидуумом
Трансферные платежи

· Проценты по гос облигациям

5.1) Номинальный личный доход, это начисленный доход собственника за определенный момент времени (показывает уровень дохода, но не уровень потребления)

5.2) Располагаемый личный доход, используемый доход, находящийся в распоряжении собственника экономических ресурсов, после вычета обязательных платежей (налоги, элементы и т.д.)

5.3) Реальный личный доход, это покупательская способность используемого дохода, т.е совокупность товаров и услуг, которые можно было приобрести при существующем уровне цен.

Обратная зависимость между ценами и уровнем реального дохода.

Методы расчета ВНП

ВНП(Валовой национальный продукт)

Это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг произведенная национальной экономикой до 1 года в действующих ценах, вне зависимости от того где располагается предприятие национального производства на данной территории или за рубежом.

ВНП = ВВП + Сальдо первичных доходов, полученных из-за границы или переданных за границу (к таким первым доходам обычно относят оплату труда, доходы от собственности в виде дивидендов)

Существуют 3 способа измерения :

1. По расходам (метод конечного использования).

2. По добавленной стоимости (производственный метод).

3. По доходам (распределительный метод).

При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП (домохозяйств, фирм, государства и иностранцев). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП.

Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВНП = Y = C + I + G + NX,

где C – личные потребительские расходы, которые включают расходы домохозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, на услуги (кроме расходов на покупку жилья).

I – валовые частные внутренние инвестиции. Включают производственные капиталовложения (инвестиции в основные производственные фонды), инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в запасы (ТМЦ).

Инвестиции понимаются как добавление к физическому запасу капитала. Приобретение финансовых бумаг (акций, облигаций) не является инвестициями. Термин «внутренние инвестиции» означает, что это инвестиции, производимые жителями данной страны (в т.ч. расходы на импортные товары). Термин « частные» инвестиции означает, что они не включают государственные инвестиции. Термин «валовые» означает, что из инвестиций не вычитается амортизация:

Валовые инвестиции = Чистые инвестиции + Амортизация.

Рост запасов учитывается со знаком «+», а уменьшение со знаком минус.

G – государственные закупки товаров и услуг (строительство и содержание школ, дорог, армии, расходы на национальную оборону, зарплату государственных служащих и т.д.). Сюда не входят трансфертные платежи. Государственные трансферты– это выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию.

NX – чистый экспорт. Он равен разности стоимостных объемов экспорта и импорта. Если страна экспортирует больше, чем импортирует, то на мировом рынке она выступает «нетто-экспортером», а ВНП превышает объем внутренних расходов. Если же импортирует больше, то является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной. Сумма расходов превышает объем производства.

При подсчете ВНП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Добавленная стоимость (ДС) – это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и стоимостью промежуточных продуктов, приобретенных фирмой.

Величина ВНП в этом случае представляет собой сумму добавленной стоимости всех производящих фирм. Этот метод позволяет учесть вклад различных фирм и отраслей в создание ВНП.

ВНП = Σ Добавленная стоимость + Косвенные налоги – Государственные субсидии.

Для экономики в целом сумма всей ДС должна быть равна стоимости конечных товаров и услуг.

При расчете ВНП по доходам суммируются все виды факторных доходов (зарплата, рента, %), а также 2 компонента, не являющихся доходами: амортизационные отчисления и чистые косвенные налоги на бизнес (налоги минус субсидии).

Существует связь между показателями ВНП и ВВП:

ВНП = ВВП + чистые факторные доходы из-за рубежа.

Чистые факторные доходы из-за рубежа – это разность между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными на территории данной страны.

Если ВНП превышает ВВП, значит, жители данной страны получают за границей больше, чем иностранцы зарабатывают в данной стране.

По способу получения дохода в составе ВНП выделяют следующие виды факторных доходов:

§ компенсации за труд работающим по найму (зарплата, премии);

§ доходы собственников;

§ рентные доходы;

§ прибыль корпораций (остающаяся после оплаты труда и % за кредит; в ней выделяют дивиденды акционеров, нераспределенную прибыль и налог на прибыль);

§ чистый % (разница между процентными платежами фирм другим секторам экономики и процентными платежами, полученными фирмами от др. секторов – домохозяйств и государства).

Из трех методов чаще используются производственный и метод конечного использования.

22. дефлятор внп. Индекс потребительских цен индекс цен производителей.

Дефлятор ВНП — индекс цен, включающий цены потребительских товаров и услуг, а также цены инвестиционных товаров и товаров, купленных и проданных на мировом рынке. Индекс потребительских— один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике. Основывается на фиксированном уровне цен множества товаров и услуг потребительской корзины: 1)Основной инструмент для расчета инфляции в США. 2)Считается лучшим показателем стоимости жизни. 3)Является индексом Ласпейреса, поскольку при расчете ИПЦ используется потребительская корзина базового года. Индекс цен производителей — показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы и товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Используется для пересчета в сопоставимые цены максимально детализированных компонентов ВНП. Индекс с фиксированным набором весов, отслеживающий изменения в ценах, по которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне реализации. PPI охватывает все стадии производства: сырье, промежуточные стадии, готовую продукцию, а также все сектора: промышленность, добычу, сельское хозяйство. Цены импортных товаров в него не входят, но оказывают влияние на него через цены импортируемых сырья и комплектующих. Таким образом, главное отличие его от индекса потребительских цен в том, что он охватывает только товары, но не услуги, и на оптовом уровне их реализации

Восходящий(промежуточный)

характеризует реальную экономику, активно используются рыночные механизмы, начинаю расти цены, рост темпов объемов продукции, темпы экономического роста высокие, безработица сокращается, экономика стремится к своему патенциалу

в)вертикальный (классический )

участок совокупного предложения явл-ся трактовкой классической школы о полном действии всех эконом. ресурсов, производством эконом. max возможного объема выпуска, при гибких ценах.

(экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.)

В реальной экон-ке рассматривается промежуточный отрезок AS, т.к. ВВП имеет умеренные темпы роста, а процессы ценообразования частично регулируются рынком и частично гос-вом.

На сдвиг совокупного предложения оказывают цены на факторы производства, а также налоги.

Неценовые факторы совокупного предложения:

Изменение цен на ресурсы:

· Наличие внутренних ресурсов

· Цены на импортные ресурсы

· Господство на рынке

Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

Изменения правовых норм:

· Налоги с предприятий и субсидии

· Государственное регулирование

Эффект храповика

Предмет «Экономика». Структура экономики. Методы, принципы и функции экономической науки. Три основных вопроса экономики. - student2.ru На рис представлено макроэкономическое равновесие, где в т.Е0 совпадает совокупный спрос и совокупное предложение. При расширении совокупного спроса точка равновесия перемещается в т.Е1 демонстрируя более высокий уровень цен и ВВП.В экономике совокупный спрос не только расширяется но и уменьшается, в этом случае срабатывает эффект храповика.

При сужении спроса AD1-AD0,равновесие должно было переместиться в тюЕ0,но в реальной экономике этого не происходит, т.к. уровень цен как правило не снижается. Поэтому точка равновесия перемещается в т.У2,при этом объёмы производства падают до уровня У2,вместо У0,а кривая AS перемещается на линию Р1Е2Е1.

Это объясняется инерционностью цен,т.к. производитель заключает договора на покупку сырья, оплату рабочей силы по определённым ценам предыдущего периода и произвольно уменьшить их не может. Поэтому он предлагает продукцию по прежним ценам в меньшем количестве, чтобы не остаться в убытке.

Типы экономического роста

1.Экстенсивный-предусматривает рост ВВП обусловленный увеличением количества ресурсов(труд, земля, капитал),(ресурсы ограничены) т.е. простым прибавлением в использовании ресурсов .При этом показатели производительности ресурсов, либо неизменны, либо снижаются.

2.Интенсивный-связан с использованием более совершенными по качеству ресурсами, при этом показатель производительности ресурсов имеют тенденцию к росту.

В экономике рассматривается преобладание какого-либо типа экон. Роста.

На экон. Рост оказывают влияние следующие факторы:

1)прямые факторы, делающие экон.рост физически возможным-факторы предложения :труд, капитал, технологии, прир.рес.

3)косвенные факторы-это условия, позволяющие реализовать возможности экономики экон.роста.-факторы спроса:

-сниж. монополизации рынка

-налоговый климат в экономике

-эффективность кредитно-банковской системы

-действие политики распределения доходов

-динамика потреб, инвестионных и гос. расходов.

Фазы экономического цикла.

1)фаза кризиса(А)-резкое снижение деловой активност:.

-Кризис начинается с перепроизводства

-Затаривание складов предприятия устаревшей продукцией

-нехватка денежных средств

-снижение прибыли предприятия, падение курсов акций

-нарастание количества банкротств предприятий

-рост безработицы

-снижение покупательного спроса

-снижение цен товаров

-снижение банковских%

2)фаза депрессии(стагнации)-снижение объемов выпуска, инвестиции прекращаются, несмотря на низкие цены

.В фазе депрессии замедляются темпы роста, происходит застой в банкротствах, приостанавливается падение цен, массовая безработица, в экономике высвобождается большая масса денежного капитала, достигается самый высокий спрос на новое оборудование и технологии

3)фаза оживления(восстан.,экспансия)-постепенное увеличение производства массовое обновление основного капитала, сокращение безработицы, рост зарплаты и %ставок, постепенное повышение цен.

Функция оживления заключается в осуществлении расширения воспроизводства, достижения докризисного уровня ВВП(ВВП больше чем ВВП в т.А)

4)фаза подъёма(эк.пик,бум)-носит ажиотажный характер. Наметившееся оживление охватывает всё большее количество отраслей, привлекая новые капиталы. Лихорадочно растут цены, безработица минимальна, при одновременном росте зарплаты резко растёт спрос а продукцию тех отраслей, которые определяют тенденцию в движении НТП.

Фаза подъёма выполняет воспроизводственную функцию. Производство выходит своими объёмами за пределы платёжеспособности спроса, следовательно снова подходя к фазе перепроизводства ,т.е. экономика стремится в фазу кризиса.

Причины экономического цикла:

1) внешних факторов:

-открытие месторождений стратегических материалов(нефть,золото,уран)

-миграция населения по территории земли, освоение новых территорий

-мощные прорывы в технических изобретениях и инновациях

2) внутренних факторов:

-личное потребление инвестиций в производства, оказывают влияние на объёмы производства и занятость

-физ. срок службы капитала

Экон. политика государства, выражающаяся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление

В зависимости от поведения эконом. величин на разных фазах цикла выделяют следующие показатели:

А) проциклические параметры которые увеличиваются в фазе подъёма и сниж. в фазе спада(ВВП,объёмы продаж,прибыли)

Б) контрциклические -увелич. в фазе спада и сниж.в фазе подъёма(ур.безработицы,трансфертные выплаты,дефицит гос.бюджета)

В)ациклические-параметры не связаны с фазами эк.цикла(объём экспорта)

29.Сущность и виды инфляции по трём критериям. Подавленная инфляция. Инфляци спроса и издержек. Причины инфляции. Дефляция и инструменты её осуществления.

Инфл. -это обесценивание денег проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги не обусловленное повышением их качества.

Сущность инфляции– превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

Инфл.вызывается переполнением каналов денежного обращения, избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы.AD-денежная масса

AS-товарная масса

Поэтому AD больше AS при инфляционном росте цен

Классификация видов инфляции по трем критериям: формами проявления, темпами обесценения денег, факторами инфляции.

По формам проявления инфляции можно выделить:

- Ценовую инфляцию, которая проявляется в форме роста цен;

- Инфляцию сбережений, когда обесценивание денег проявляется в росте вынужденных сбережений при зафиксированных государством ценах и доходах;

- Девальвацию, при которой обесценивания денег проявляется в падении их курса к иностранным валютам.

Основным видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях рынке вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.

По темпам обесценивания денег обычно выделяют три вида инфляции:

- Ползучие, характеризующийся ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен - до 10% в год;

- Умеренную, открытую, которая проявляется в ускорении обесценивания денег в форме роста цен, %. Такая инфляция становится ощутимой для экономических субъектов, и они начинают принимать адаптационные меры. Больше всего это удается предприятиям монополизированных секторов экономики, особенно «естественным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают учащенно повышать цены на свои товары в ответ на рост спроса. Их покупатели начинают нести дополнительные расходы, и поэтому повышают цены на свои товары. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики, нарушая равновесие всего рынка;

- Галопирующей инфляции, когда рост цен от 10%, а иногда до 100% в год. Для этого вида инфляции характерно скачкообразное, крайне неравномерное распределение роста цен, которое трудно предсказать и которое не поддается регулированию. От такой инфляции трудно защититься, и влияние ее на экономику резко отрицательное;

- Гиперинфляция, характеризуется чрезвычайно высокими темпами роста цен - более 100% в год. В развитых странах до 1000 %. На этой стадии деньги начинают терять свои функции, купюры низких номиналов и разменная монета исчезают из обращения, падает роль денег в экономике, распространяется бартер. Нарушается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике и т.д.

По факторам, вызывающим инфляционный процесс:

- Инфляцию издержек;

- Инфляцию спроса.

Различают открытую и подавленную инфляцию. Первая проявляется в росте цен, вторая — в исчезновении товаров.

Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она потому-то и называется “подавленной” что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме:

Наши рекомендации