Вопрос 2. Понятие и сущность налогового консультирования. Принципы и основные критерии эффективной деятельности налогового консультанта.
Налоговое консультирование – это вид профессиональной деятельности по оказанию заказчику (консультируемому лицу) на платной основе услуг, содействующих должному исполнению налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, можно сделать вывод, что консультирование – форма оказания услуг выражающаяся в предоставлении определенной помощи, рекомендации совета квалифицированным лицом.
НК – это абсолютно самостоятельный вид деятельности близкий, но не совпадающий по предмету по способу реализации ни с аудитом, ни с юридической консультацией.
НК получает применение в такой сфере услуг, кот носит название консалтинг.
Консалтинг способствует увеличению эффективности работы предприятий. Сущность- бизнес, суть кот состоит в продаже консультантом собственных знаний и умений. Для налогового консультанта это интересный и перспективный вид бизнеса, т.к. происходит усложнение системы налогового законодательства, что приводит к увеличению спроса на этот вид услуг. Сфера НК: налоговые консультации, бух, юр, по работе с ЦБ, управление кадрами и бизнесом, пр.(заполнение док-тов, подготовка бизнес-планов)
Этико-психологические основы в деятельности налогового консультанта:
В настоящее время выделяется 3 группы этических норм:
· Основополагающие нормы общества
· Нормы какой-либо общественной группы(#профессии)
· Этические нормы бизнеса
Этические нормы в области консультирования выполняют следующие функции:
· Направлены на регулирование деятельности членов профессионального сообщества в отношении с клиентами и другими лицами;
· Направлены на регулирование взаимоотношений членов профессионального сообщества с другими сообществами;
· Обеспечивают высокое качество профессиональных услуг;
· Формируют общественное доверие посредствам профессии.
Базовыми принципами деятельности налогового консультанта являются следующие:
· Профессиональная компетентность – налоговый консультант должен поддерживать высокий уровень профессиональных знаний, основанных на постоянном повышении квалификации, а также воздерживаться от какого-либо поведения, которое могло бы дискредитировать профессию.
· Честность - налоговый консультант должен, действовать в отношении с клиентом честно и открыто.
· Независимость - налоговый консультант должен, действовать в отношении с клиентом самостоятельно и независимо.
· Достоверность – обеспечение полного рассмотрения и проработки комплекса проблем, а также полноты анализа возможных вариантов решений, учитывая интересы всех сторон.
· Объективность и беспристрастность – на мнение консультанта ничего не должно влиять.
· Законность – должен следовать закону, т.е легально осуществлять свою деятельность и использовать достоверную информацию.
· Конфиденциальность – налоговый консультант обязан соблюдать тайну информации, получаемую от клиента за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ.
· Ответственность – должен нести ответственность за качество оказываемых услуг.
· Корректность налоговый консультант обязан учитывать мнение коллег по профессиональной деятельности и избегать создания конфликтных.
Вопрос 3. Учетная политика организации для целей налогообложения: формирование (метод определения доходов и расходов, порядок распределения прямых расходов, выбор способа начисления амортизации, создание различных резервов и т.д.), внесение изменений в учетную политику.
В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления или кассовым методом. При методе начисления доходы и расходы для целей налогообложения будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Кассовый метод признания доходов и расходов могут применять только те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превысила 1 000 000 руб. за квартал (ст. 273 НК РФ). Но если в течение года выручка окажется больше этого показателя, организация будет вынуждена перейти на метод начисления. В этом случае все доходы и расходы нужно пересчитать с начала года в соответствии с этим методом. Поэтому, если у налогоплательщика размер выручки близок к уровню, при котором использование кассового метода невозможно, в учетной политике лучше изначально утвердить метод начисления.
Если же в учетной политике не будет указан метод учета доходов и расходов, то доходы и расходы в налоговом учете учитываются методом начисления. Если организация использует метод начисления, данные налогового учета будут максимально приближены к показателям бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, делят расходы в целях налогообложения прибыли на прямые и косвенные. В указанной статье Кодекса приведен примерный перечень прямых расходов, на который организации должны ориентироваться при формировании списка прямых расходов. Указанный перечень открытый. Это означает, что организации, исходя из отраслевой специфики, могут включать в него иные расходы. Для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета можно установить один и тот же перечень прямых расходов. Это позволит не применять нормы ПБУ 18/02. Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике, причем даже если он полностью соответствует перечню, приведенному в статье 318 НК РФ.
Прямые расходы лишь частично уменьшают налог базу, косвенные – полностью. Состав прямых расходов различен для производственных (стоимость производственного сырья и материалов, оплата труда для производственного персонала) и торговых организаций (стоимость приобретения Т, расходы по доставке приобретенных Т, если они не вкл. в стоимость приобретения). Себестоимость формируется по выбранному методу в учетной политике (ФИФО, ЛИФО, средней стоимости).
Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей.
Организация может применять как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета два метода начисления амортизации:
· линейный;
· нелинейный.
При этом выбранный налогоплательщиком метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.
· Формирование резервов: по сомнительным долгам;
· по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;
· предстоящих расходов на выплату отпусков;
· на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
Период, на который создается резерв по сомнительным долгам: отчетный период; налоговый период.
Предельный размер резерва по сомнительным долгам: Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового периода).
Порядок использования неизрасходованного резерва по сомнительным долгам: сумма переносится на следующий налоговый период; остаток включается в состав внереализционных доходов, если величина вновь созданного резерва меньше чем сумма остатка предыдущего отчетного (налогового) периода.
Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:
· если организация решила изменить применяемые методы учета;
· если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.
В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае — не ранее момента вступления в силу указанных изменений.
БИЛЕТ № 23
1. Цикличность экономического развития. Промышленный цикл.
2. Налоговые декларации: виды налоговых деклараций, представление, внесение исправлений в налоговые декларации. Ответственность, предусмотренная НК РФ за нарушение сроков подачи налоговых деклараций. Электронная сдача отчетности.
3. Общая характеристика налогов и сборов за пользование недрами и природными ресурсами. Назначение, характеристика элементов, порядок и сроки уплаты.
Вопрос 1. Цикл–такая модель движения,при кот.возникает повторяемость периодов,состоящих в свою очередь из частей(фаз).Цикл–период,за кот.экономика проходит все составляющие,связанные с ростом и снижением рын.конъюнктуры..
Эк. цикл–повторяющиеся на протяжении пары лет,подъемы и спады эконом.активности.
К. Маркс обратил внимание на природу циклического развития,исследовал колебания объемов пр-ва,поэтому такая интерпретация получила название промышленного цикла.
Промышл-й цикл включает 4 этапа(длиться около 7-12 лет):
1.Кризис.
Черты:1)Перепроизв-во товаров(их произведено значит-но больше по сравнению с платежеспос-м спросом);2)Резкое падение цен(явл.следствием превышения предлож-я товаров над их спросом);3)Резкое сокращение размеров произ-ва;4)Массовые банкротства предп-ий;5)Резкий рост безработицы и падение зараб.платы;6)Обесценивание товаров, безработица, прямое уничтожение капитала.
2)депрессия.
Черты:1)Рассасывание товарного избытка;2)Приостановка резкого падения цен;3)Прекращение спада произв-ва;4)Падение ссудного%;5)застой в промыш-ом производстве,вялость торговли,наличие большой массы свободного денежного капитала.
3)оживление.
4)промышленный пик.
Оживление и пик хар-ся:1)Быстрый рост произв-ва;2)Значительное повышение товарных цен;3)Сокращением размеров безработицы;4)Повышением зараб.платы.В фазе оживления предпр-я,оправившись от кризисных потрясений,доводят объем произ-ва до прежнего уровня. В фазе подъема произв-во превышает высшую точку,достигнутую в предыдущем цикле накануне кризиса.Это ведет к расширению торговли за пределы платежеспособного спроса населения.Создаются предпосылки для очередного эк. кризиса перепроизводства.
Кризис явл. важнейшей фазой промышл-го цикла.Каждый кризис служит исходным пунктом для следующих за ним фаз и создает условия для них.В свою очередь, каждый подъем обрывается новым кризисом.Эк-ка сама по себе не может выйти из цикла. Модификация цикла на соврем.этапе связана с существенными институц-ми изменениями,кот.подорвали свободное движение цен.
Факторы,влияющие на модификацию:1)крупные корпорации,препятствуют свободному движению цен.2) профсоюзы(стабильная з/п на всех циклах)3) рост гос. расходов,для того чтобы повысить деловую активность правительство само идет на дефицит бюджета,проводит антициклическую политику(Снижение налогов;Рост гос-х инвестиций;Рост компенсаций соц-но незащищенным слоям населения).
Виды циклов:
1)сезонный цикл;
2)конъюнктурные колебания(охватывают отдельные рынки,связан с нарушением частичного рыночного равновесия;колебания товарно-матер-х запасов.
3)среднесрочный инвестиционный цикл(промышл-ый)(продолж-ть~10 лет,связан с периодическим обновлением основного капитала.Впервые был изучен Марксом,но в экономике обознач-ся под именем Жульена).
4)строительный(связан с периодич-м обновл-ем зданий и сооружен~20 лет,цикл Кузница);
5)длинная волна(Кондратьева)(связан со сменой отраслей лидеров ок.50 лет).
Вопрос 2. Налоговые декларации: виды налоговых деклараций, представление, внесение исправлений в налоговые декларации. Ответственность, предусмотренная НК РФ за нарушение сроков подачи налоговых деклараций. Электронная сдача отчетности.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика или заявление, составленное в электронной форме об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
По видам декларируемых налогов различают следующие виды деклараций:Декл по НДС; Декл по налогу на прибыль; Декл по НДФЛ; по УСН; По ЕНВД; по ЕСХН; по налогу на имущество; по транс Н; по зем Н; по НДПИ; по водному Н; по акцизам и т.д.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате.
Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
Лицо, признаваемое н/пл-ком по одному или нескольким налогам, не осущ-щее операций, в рез-те кот происходит движение денежных ср-в на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообл-я, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налог декларацию.
Единая налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые должны прилагаться к налоговой декларации.
Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация может быть представлена н/пл-ком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговая декларация представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если уточненная налог декларация представляется в налог орган после истечения срока подачи налог декларации и срока уплаты налога, то н/пл-к освоб-ся от ответст-сти в случаях: 1. представления уточненной налог декларации до момента, когда н/пл-к узнал об обнаружении налог органом не отражения или неполноты отражения сведений в налог декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налог проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налог декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени; 2. представления уточненной налог декларации после проведения выездной налог проверки за соответствующий налог период, по рез-там кот не были обнаружены не отражение или неполнота отражения сведений в налог декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Отчетность предоставленная в электронном виде должна быть оформлена соответствующим образом. Для доказательства достоверности отчетности и факта утверждения ее руководителем введена электронно-цифровая подпись (ЭЦП).
Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки.
Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию электронно-цифровой подписью должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.