Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственно-правовой режим
Формы государственного устройства – это административно-территориальная организация государственной власти, характера взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами.
Выделяют две формы государственного правления: унитарные государства и федеративные государства.
Унитарное государство — форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью
Формы государственного правления:
· Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу
· Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
· Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией.
· Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия
· Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально.
· Республика — форма государственного правления, при которой верховное кикийство осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами)
· Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства.
· Парламентарная республика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента.
· Смешанная республика — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.
· Советская республика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы: Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся и т. д.
· Суперпрезидентская республика — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций.
Функции государства
Ф-ции гос-ва – это основные направления его деят-ти, вытекающие из его сущности. Ф-ции гос-ва постоянны, могут быть внутренними и внешними, постояннымии временными. Ф-ции гос-ва м.б. реализованы только при наступлении определенных юр. обстоятельств (это те жизненные обстоятельства, с к-рыми нормы права связывают возникновение, проведение или прекращение правоотношений): начало войны, стихийное бедствие, совершение преступления и пр. Публичное упорядочивание общественных отношений имеет два важных аспекта: 1. установление правил (норм), имеющих общий или индивидуальный характер, 2. охрана этих правил от нарушения кем бы то ни было => все ф-ции гос-ва можно подразделить на 1.регулятивные и 2.охранительные, осуществляемые правовыми и неправовыми методами: 1:- политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности как внутри, так и вовне гос-ва, - регулятивная – регуляция политических, культурных и социальных процессов, происходящих в обществе, - экономическая – обеспечение нормального развития экономики и эк. стабильности в обществе, - социальная – оказание социальных услуг членам общества, социальное обеспечение граждан и пр., - правоохранительная – обеспечение охраны правопорядка и соблюдение законности, - культурная – обеспечение развития культуры и образования в обществе, - экологическая – охрана экологии, создание благоприятной окружающей среды и пр. функции, - особенно важной ф-цией гос-ва явл-ся правотворческая ф-ция; 2:- активная – стимулирование каких-либо общественных процессов, - пассивная – непрепятствование происходящим общественным процессам, - негативная – подавление происходящих в общ-ве процессов. Гос-во может осуществлять свои ф-ции в различных формах.