Форма государства и его структура. 8. Форма государственного правления. 9. Форма государственного устройства. 10. Государственный режим

Форма государства — это способ (порядок) организации и осуществления государственной власти.

Форма государства — сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства и государственный режим.

Форма государственного правления — организация верховной государственной власти, характеризующаяся ее источником и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением.

По форме правления все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом царствующей династии и, как правило, наследуется ее представителями.

Основными признаками классической монархии являются: существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно; наследственный порядок преемственности верховной власти; отсутствие юридической ответственности у монарха.

Разновидностями монархии выступают абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя подразделяется на парламентарную и дуалистическую.

В абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничена и всецело принадлежит монарху. В конституционной монархии власть монарха ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. В настоящее время лишь отдельные монархии являются абсолютными, напр., Саудовская Аравия.

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками: правительство формируется из представителей определенной партии /партий/ получивших большинство голосов на выборах в парламент; в законодательной, исполнительной и судебных сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Большинство современных монархий являются именно парламентарными монархиями, напр., Великобритания, Норвегии, Япония.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически она разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарху принадлежит право абсолютного вето, т. е. без его утверждения закон в силу не вступает, а главное - он может распускать парламент. Дуалистические монархии характерны в основном для прошлого века (напр., Пруссия, Австрия). Тем не менее, и сейчас такая форма правления используется в ряде стран, напр., в Иордании и Марокко.

В современном мире выделяют и такие формы монархий, как теократические (глава государства является одновременно главой церкви, напр., Ватикан); выборные (монарх избирается теми или иными субъектами, напр., Малайзия); формальные (государство лишь по форме считается монархией, напр., Канада или Австралия).

Республика — это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Важнейшими признаками республиканской формы правления являются:

выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа.

Разновидностями республики выступают парламентарная республика, президентская республика, полупрезидентская (смешанная) республика.

Главный признак парламентарной республики - политическая ответственность правительства перед парламентом. Глава государства в подобных республиках, как правило, избирается парламентом. Парламентарными республиками в настоящее время являются ФРГ, Италия и др.

В президентской республике и законодательная, и исполнительная власть получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является президент, совмещающий эту функцию с функцией главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности назначаются президентом и подчинены ему. Формальным признаком является отсутствие должности премьер-министра. Главный признак президентской республики состоит в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Пример президентской республики - США.

Попупрезидентская республика сочетает в себе признаки и полупрезидентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным. Такая форма правления имеет место во Франции, Португалии, России, Украине и др.

Форма государственного устройства - это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в характере взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства характеризует государство с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства, т.е. показывает, как устроена территория данного государства, из каких частей она состоит, каково их правовое положение.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на унитарные и федеративные.

Унитарное государство — это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы: области, округа, районы и т. п. Примером унитарных государств могут служить Япония, Франция, Эстония. В таких государствах имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т. д. В отдельных случаях, в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, которые пользуются особым статусом автономных государственных образований (напр., Великобритания, Грузия).

Федеративное государство — это сложное союзное государство, возникшее, как правило, в результате объединения ряда государств или государственных образований - членов федерации. Каждая федерация обладает своеобразием. Вместе с тем можно выделить общие черты, которые характерны для всех федеративных государств. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик, которые в свою очередь имеют собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы и соответствующие органы власти членов федерации, два вида правовых актов - федеральные и правовые акты субъектов федерации. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство субъектов федерации. К федеративным государствам относятся Российская Федерация, США, ФРГ и др.

При характеристике государственного устройства упоминают также и различные формы межгосударственных объединений (конфедерацию, содружество, сообщество).

Конфедерация - это объединение государств, созданное для выполнения определенных задач. В отличие от федерации, конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета и др. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международного общения, осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию и текущее законодательство. Конфедерация недолговечное образование. По достижению общих для субъектов конфедерации целей, они превращаются в федеративные государства или распадаются. Напр., США (1781 – 1787), Германский Союз (1815—1867).

Еще более аморфным объединением является содружество. Содружество - это объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности, которая может проявляться в вопросах экономики, права, языка и др. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, иные юридические акты. В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы. Но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Примером содружества являются Британское содружество наций и СНГ (Содружество Независимых Государств).

Сообщество - это объединение государств, образованное с целью выравнивания экономического и научно-технического потенциала входящих в него субъектов, соединения их усилий для достижения глобальных целей, упрощения таможенных, визовых и иных барьеров, вплоть до их отмены. Примером сообщества является Европейский Союз.

Государственныйрежим - совокупность приемов и методов осуществления государственной власти.

Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных организаций (партий, профсоюзов и др.). Государственный режим - наиболее существенный элемент формы государства, определяющий положение человека в обществе. Он характеризует государство с точки зрения его демократизма или антидемократизма. В связи с этим выделяют демократические и антидемократические государственные режимы.

Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы государственного властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты той или иной разновидности государственного режима.

Антидемократическиережимы характеризуются следующими признаками:

подавлением личности, ущемлением ее прав;

полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строительством;

диктатурой одной партии;

огосударствлением всех общественных организаций;

применением к инакомыслящим жестких репрессивных мер;

приматом государства над правом;

милитаризацией общественной жизни;

игнорированием интересов национальных меньшинств;

отрицанием религиозного мировоззрения либо предпочтением одной из религий при запрещении и подавлении других религиозных течений.

Демократическиережимы характеризуются такими методами осуществления государственной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:

свободе личности в сфере экономической деятельности, составляющей основу материального благополучия общества;

реальной гарантированности личных прав и свобод гражданина, возможности выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в различных объединениях граждан;

эффективных механизмах прямого воздействия граждан на характер государственной власти через выборы и другие формы народовластия;

защите личности от произвола;

учете интересов как большинства, так и меньшинства;

преодолении возникающих социальных противоречий путем поиска компромисса, согласия;

плюрализмом во всех сферах общественной жизни;

легализации действующих оппозиционных партий:

господстве права, верховенстве закона;

примате гражданского общества над государством.

Наши рекомендации