Формы современного Российского государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)

По Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 2).

Согласно Конституции РФ. носителем и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). Щ В юридической литературе относительно формы правления в И современной России существуют две точки зрения, два подхода к решению этого вопроса. Согласно одной авторской позиции. Российская Федерация по ряду существенных показателей — прези­дентская республика, поскольку президент наделен такими полно­мочиями., которые в значительной степени позволяют ему контро-лировать важнейшие сферы государственной жизни. Согласно второму подходу. Россия может быть охарактеризовав на как смешанная (полупрезидентская) республика, т. е. сочетает ; черты парламентской и президентской власти. Полупрезидентская республика отличается определенными особенностями в срав­нении с чисто президентскими республиками- Поэтому, по мнению известного государствоведа В.Е. Чиркина, рассматриваемую форму правления точнее было бы назвать президентско-парламентской.

В подтверждение этого вывода называются следующие отличительные черты формы правления в современной России, позволяющие характеризовать ее как смешанную ( палупрезилентскую);

— Президент РФ избирается всеобщим голосован л ем, что дает возможность ему иметь определенную свободу действии по отношению к парламенту. позволяет быть во многом независимым от Н^Ш парламента;

— сильная президентская власть, в частности, проявляемая в том, что глава государства самостоятельно формирует правительство. утверждает структуру правительства и т. д. Вместе с тем премьер-ми­нистра он назначает с согласия парламента;

-глава государства не относится ни к одной ветви государ. ственной власти;

-наличие парламента — высшего законодательного (предста­вительного) органа государственной власти;

-наличие правительства как высшего органа исполнительной власти;

-возможность отставки правительства парламентом;

-возможность роспуска президентом нижней палаты парла­мента;

-Президент РФ действует независимо от правительства и пар­ламента;

-парламент может объявить импичмент президенту, т. е. поста­вить вопрос об отстранении президента от должности.

Вместе с тем существенно то, что президент — выборный глава российского государства в стране с республиканской формой прав­ления.

Признаки федеративного государства:

-территорию федерации составляют территории ее субъектов;

-субъекты федерации обладают признаками государства: имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

-система государственных органов — двухуровневая, объединя­ет органы государственной власти федерации и органы государствен­ной власти субъектов федерации. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;

-государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образова­ниями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;

-двухуровневая система законодательства — законодательство федерации и законодательство субъектов федерации. Законодатель­ство субъектов федерации не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации;

-двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в Российской Федерации — Государственная Дума Феде­рального Собрания РФ), верхняя — интересы субъектов (в Россий­ской Федерации — Совет Федерации Федерального Собрания РФ);

-две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);

-двухканальная система налогов, включающая наряду с обшефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;

-возможность установления двойного гражданства, например гражданства определенной республики и гражданства федерации;

-наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопас­ности, подчиняющихся центральному правительству.

демократия — это форма орга­низации общества, при которой граждане участвуют в управлении государством либо непосредственно, либо через народных избранников, признаются и реализуются такие принципы, как верховенство кон­ституции и законовf народовластие и политический плюрализм, сво­бода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека, выбор­ность главы государства, представительных органов.

По-видимому, у такого сложного, многостороннего и нередко внутренне противоречивого понятия, как демократия, нет и не может быть простого и к тому же единственно правильного опреде­ления и представления.

Демократию как форму организации общества можно исследо­вать на различных уровнях, трактовать в нескольких значениях. В юридической литературе преобладает мнение о том, что демократии свойственны определенные ключевые черты. Демократия — это:

а) власть большинства;

б) прямое или косвенное (через выборных представителей) управление страной самими людьми, т. е. государственное устрой­ство, основанное на признании народа в качестве источника власти;

в) государство, характеризующееся единством демократической формы правления (как правило, республиканской) и демократиче­ского правового режима (методами и способами осуществления власти);

г) форма устройства любой организации, которая основана на равном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству (политические партии, профсоюзные и иные общественные организации и движения);

д) идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение;

е) социальное и политическое движение за народовластие, осу­ществление демократических целей и начал.

Юридическое признание верховной власти народа, В этом смысле в ч. I ст, 3 Конституции РФ утверждается: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации являет­ся ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть непосредственно (участие в выборах, в референдуме), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3). Природе демократии соответствует конституционное положение о том, что захват власти или присвоение властных пол­номочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Консти­туции РФ).

Периодическая выборность основных органов государства — показа­тель демократизма общества и его политической системы. Соответ­ственно, демократическим может считаться лишь то государство, в котором лица, реализующие ключевые властные функции, избира­ются на определенный ограниченный срок, а не назначаются. В Рос­сийской Федерации посредством выборов избираются глава государ­ства, главы муниципальных органов, депутаты всех уровней.

Идея и практика выборности основных государственных орга­нов содержит большой демократический потенциал. Выборный руководитель, сознавая, что ему оказаны уважение и доверие, несет большую политическую и моральную ответственность перед изби­рателями. Отметим и то, что лица, не участвующие в выборах, полу­чающие властные полномочия не от народа, а от вышестоящих руководителей, иногда по протекции, личной преданности нахо­дятся в системе определенной зависимости. В этой связи имеют место проявления бюрократизма, консерватизма, подхалимства и других негативных явлений.

Верховенство права в жизнедеятельности общества — одна из важнейших характеристик демократии (наряду с народовластием, выборностью основных органов государства). Верховенство (гос­подство) права предполагает наличие таких законов, которые со­держат правовые средства и механизмы, составляющие своеобраз­ный барьер для произвола государственных властных структур регионального и иных уровней в отношении демократических объе­динений, прав и свобод граждан.

Свобода как свойство демократии. Слово «свобода» в самом общем смысле означает возможность индивида действовать по свое­му усмотрению в определенных нравственных или правовых преде­лах, выбирать тот или иной вариант поведения, деятельности. Свобо­да — явление многогранное и многоаспектное. Это свобода мысли, слова, творчества, доступа к культурным ценностям и т. д. Какова взаимосвязь свободы и демократии? Очевидно, демократия содержит необходимые предпосылки, условия для реализации свободы лично­сти. В современной России, если иметь в виду область политико-пра­вовых отношений, — это свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, социально-экономического, психо­логического давления на избирателей, наличие альтернативных кан­дидатов, плюрализм мнений, гласность, многопартийность, призна­ние оппозиции и др. С другой стороны, потенциал свободы способ­ствует упрочению и совершенствованию демократии. Это подтвер­ждается деятельностью СМИ, придающих гласности имеющие место факты «нажима», «наступления» на эти структуры со стороны отдель­ных должностных лиц (нередко регионального уровня), случаи зло­употребления, коррупции в системе государственного аппарата, общественных объединений, наносящих существенный урон, вред процессу становления российской демократии.

Органическая связь демократии и дисциплины. Демократия и дис­циплина — понятия взаимообусловленные, не совпадающие в связи со спецификой их содержания.

Отметим приоритет | также прионый государственный курс, и др.). Отметим также приоритет госу- §f

госдарственной власти в формировании демократических институтов, ориентированных на взаимодействие с гражданами в политических и иных сферах. Назовем в качестве примера образование Обще­ственной палаты РФ и ее ответвлений в регионах или формирова­ние в последнее время Общероссийскою народного фронта, действующего согласованно с правящей партией «Единая Россия».

Наши рекомендации