Форма государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Политический (государственный) режим

Форма государства - это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от его содержания и определяется им. Значительное влияние на форму государства оказывают экономика, культура, исторические традиции, национальные особенности, природные условия проживания и др.

Под формой государства понимаются форма правления, форма государственного устройства и политический (государственный) режим. Их следует понимать, как основные структурные элементы формы государства:

Форма правления структурно отражает порядок организации высшей государственной власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами государства.

Форма государственного устройства отражает территориальную организацию государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части, взаимоотношений органов государства и его частей между собой.

Политический (государственный) режим отражает систему приемов и способов осуществления власти.

Форма правления - это форма государства, определяющая систему организации высших органов государственной власти, порядок образования данных органов и сроки их деятельности, а также их компетенцию, порядок их взаимоотношений.

Различаются две формы правления - монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который, выполняя функции главы государства, законодательной и во многом исполнительной власти, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

- в большинстве случаев наследует власть представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

- персонифицирует государство, выступая от имени всего народа;

- не несет конкретной юридической ответственности за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная - верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору (до 1992 г. - Саудовская Аравия, Оман - до 1996 г., в Свазиленде конституции отменяются монархом, в настоящее время абсолютная монархия в ее "чистом виде" отсутствует);

б) конституционная - власть монарха ограничена представительным органом (Бахрейн, Кувейт, Бутан, Великобритания, Дания и др.); подразделяется на дуалистическую и парламентарную.

Дуалистическая - власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом (Кувейт, Марокко, Иордания и т.д.). По мнению специалистов, часто это промежуточный, переходный период от абсолютной монархии к парламентарной.

Парламентарная - разновидность ограниченной монархии, где правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах (Великобритания, Дания, Норвегия, Бельгия, Япония, Швеция и др.).

Республика - (в пер. с лат. - общенародное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются избирателями и их деятельность ограничена определенным сроком.

Признаки республики:

1. Высшие органы государственной власти формируются избирателями.

2. Деятельность высших органов государственной власти ограничена определенным сроком.

3. Свойственно разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Республики подразделяются на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные.

В парламентской республике правительство формируется парламентом (из представителей партии, победившей на выборах) и подотчетно ему. Президент в такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной коллегией и имеет незначительные полномочия. В такой республике значительная роль отводится главе правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но, как правило, является лидером либо правящей партии, либо коалиции победивших партий (Италия, Германия, Венгрия, Индия, Финляндия и др.).

В президентской республике правительство формируется президентом, ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос, решение принимает президент единолично. Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом; имеет право самостоятельно издавать нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты. Обычно избирается всеобщим голосованием (США, Мексика, Бразилия и др.).

Смешанными (парламентско-президентскими) называют республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом, Россия. Правительство РФ формируется Президентом РФ и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума, как палата Федерального Собрания, может выразить Правительству РФ недоверие. Окончательное решение об отставке принимает Президент РФ, который может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение 3-х месяцев вправе Государственную Думу распустить. Аналогичные институты можно найти в конституциях Франции, Украины, Болгарии, Португалии и др.

Некоторые авторы выделяют так называемые нетрадиционные республики - СССР (1922-1992); республики, входившие в СССР; некоторые социалистические страны (Югославия), а также республики так называемой народной демократии (Чехословакия, КНДР, Куба, Китай и др.).

Форма государственного устройства есть политико-территориальное устройство государства. В нем раскрывается характер взаимоотношений между территориальными образованиями, а также между центральными и местными органами публичной власти.

Государства с позиции политико-территориального устройства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация, конфедерация, империя).

Унитарное государство - единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, подчиняющихся единым органам власти и признаками суверенитета не обладающие (Франция, Норвегия, Польша и т.д.). В них нет государственных образований, существует единая система высших органов государственной власти, единое гражданство, единая валюта, вооруженные силы и т.д.

Унитарные государства могут быть централизованными (Польша) и децентрализованными (Италия). В централизованных унитарных государствах во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных местные органы власти формируются избирателями и пользуются значительной самостоятельностью, иногда полномочия значительно объемнее полномочий субъектов федерации отдельных государств.

Федерация - союз государств, обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам). Функционируют две системы высших органов государственной власти. Наряду с федеральными, имеются органы власти субъектов Федерации. Существует две системы законодательства, двойное гражданство, двухканальная система налогов и др. (Россия, США, Канада).

Субъекты Федерации, как правило, не имеют права от собственного имени самостоятельно выступать на мировой арене.

Федерации подразделяют по национальному и территориальному признакам. Национальные Федерации, как правило, недолговечны, поскольку в политической и государственной жизни часто именно этот фактор и разрушает государственность (Чехословакия, Югославия и др.). В территориальных Федерациях число субъектов Федерации не соответствует количеству национальностей и национальный фактор, как правило, остро не выражен (Канада). Здесь нередко учитывается фактор языка, т.е. в субъект Федерации чаще объединяется население, говорящее на одном диалекте.

Кроме этого, Федерации разделяют на симметричные и асимметричные. Речь идет о правовом положении различных частей Федерации, юридическом, в большинстве случаев, но не экономическом. Абсолютно симметричных Федераций нет, ибо в любом случае какие-то различия между субъектами всегда имеют место.

Различают договорные и конституционные Федерации. Договорные возникли на основе договора между объединившимися государствами (США); конституционные - путем принятия конституции, поправок к ней или законом парламента (РФ).

Конфедерация - в большинстве случаев союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (Швейцария с 1815 по 1848 г.; США с 1776 по 1787 г. и др.). Обычно создается на основе договоров о ее создании. Для данного государственного устройства характерна меньшая сплоченность государств, чем в Федерации. Отсутствие единой судебной и законодательной системы, общего гражданства и др.

Субъекты конфедерации обладают правом сецессии (добровольного выхода) и правом нуллификации (отмены действия общеконфедеративных актов на своей территории). Также государственные образования создаются для военных или экономических целей.

Империя - это объединение под одной короной различных государственных образований, подчиненных императору, законам империи. Обычно создавались путем завоевания чужих земель (империя франков, Римская империя, Германская империя, Российская империя и др.).

Политический (государственный) режим - совокупность способов осуществления государственной власти, проявляющихся в отношениях государства и общества, характеризующих степень участия населения в осуществлении власти, состояние прав и свобод граждан.

В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический государственный режим присущ странам с социально ориентированной рыночной экономикой, где личность самостоятельна в экономической сфере, что обусловливает свободу предпринимательства и частную собственность. Государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей, с учетом системы сдержек и противовесов. Демократический государственный режим характеризуется выборностью и сменяемостью органов государственной власти, а также ее децентрализацией. Государственная власть обеспечивает развитие политической активности граждан. Методы осуществления государственной власти учитывают наличие легальной политической оппозиции, которая "рассматривается не как зло, а как необходимый элемент для совершенствования государственного управления, хотя на практике государственная власть всегда использует (и по своему положению не может не использовать) ограничительные меры по отношению к оппозиции, стесняя, но в рамках закона, ее деятельность"*(20).

В данном государственном режиме ограничено применение методов принуждения, конституционные права граждан соответствуют мировым стандартам, а также осуществляется гибкая социальная политика (помощь детям, инвалидам, пенсионерам и др.).

Демократический политический режим характерен для США, Франции, Великобритании, Германии и многих других европейских стран.

Полудемократические государства характеризуются соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма - нарушен принцип взаимодействия властей, не отработана система сдержек и противововесов, политическая активность граждан не развита. Конституционные права граждан в таких государствах соответствуют международным стандартам, но не защищаются государством должным образом.

Данный государственный режим характерен для России, Турции, Египта и других стран, преимущественно постсоциалистических.

Авторитарный государственный режим характеризуется преобладанием методов принуждения при сохранении отдельных приемов либерализма. В странах с авторитарным государственным режимом безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства; выборы в представительные органы являются формальностью, народ отстранен от управления государством, формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью. Политическая оппозиция практически отсутствует (иногда формально разрешается деятельность близких по идеологии партий или профсоюзов). Конституционные права граждан открыто нарушаются. По мнению специалистов, данный государственный режим характерен для Таиланда, Сирии, Малайзии, стран африканского континента и не только.

Тоталитарный режим - полная противоположность демократического государственного режима. Характеризуется всеобъемлющим контролем государства над обществом и опирается на системное применение насилия или угрозу его применения. Проявляется нетерпение ко всякому инакомыслию, власть в государстве осуществляется вождем или пожизненным президентом, часто лидером единственной политической партии. Политическая активность граждан отсутствует, личность в деятельности государства игнорируется.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый - коммунизм, правый - фашизм и религиозный - фундаментализм.

В литературе нередко выделяют переходный и чрезвычайный режимы, которые, имея авторитарную или демократическую направленность, как правило, имеют временный характер. Они формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил или при стихийных экологических, социальных и иных потрясениях, угрожающих нормальному функционированию государств, безопасности его граждан.

1. Правовые отношения возникают только на основе норм права; отсюдамежду нормами права и правоотношениями возникает прямая связь, "зависимость" (Л.А. Морозова), т.е. возникает только то правоотношение, которое смоделировано в правовой норме*(121). Правоотношение, в принципе, не может возникать вне нормы права. Исключение составляют ситуации пробелов в праве. Здесь отношения, подпадающие под правовую регламентацию, какое-то время не могут обрести правовую определенность.

2. Правоотношение носит волевой характер. Во-первых, здесь проявляется воля нормоустановителя, ибо модель поведения, действия, возникающие юридические последствия есть смоделированная, "запланированная" нормотворческим органом правовая ситуация (государством, его органами; муниципальными и другими компетентными образованиями). Во-вторых, право регулирует отношения между субъектами права, в том числе физическими лицами. Осуществляется это путем воздействия на сознание и волю и, конечно, с учетом интересов общества. Поэтому в основе приобретения субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей лежат сознательно-волевые действия. Правовые отношения в большинстве случаев, возникают, изменяются или прекращаются в результате волевых действий субъектов права. Это может быть договор, изменения в договоре, нарушения юридической нормы, акт компетентного государственного органа, например, суда.

3. Правоотношение есть индивидуализированная связь между субъектами права, которые наделены субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями. Они возникают на основе правовой нормы, другими словами, происходит конкретизация юридической нормы; положения нормы "привязываются" к конкретной ситуации. Носитель субъективного права называется управомоченным лицом, а носитель субъективной обязанности - обязанным. В правоотношении это главное, его суть, которая и образует феномен противостояния прав и обязанностей ("кто-то что-то вправе", а "кто-то что-то обязан"). В фактическом правоотношении в большинстве случаев обе стороны по отношению друг к другу имеют соответствующие субъективные права и соответствующие субъективные обязанности.

4. Правоотношение гарантируется принудительной силой государства, обеспечивается его механизмом. Возможность его применения (государственного механизма) является важным условием надлежащей реализации субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей как элементов содержания правоотношения. Не следует абсолютизировать механизм государства в обеспечении и гарантировании правоотношения, тем не менее именно эта особенность отличает правовые отношения от иных.

Правоотношение - юридическая связь, возникающая на основе правовых норм, между субъектами права, наделенными субъективными юридическими правами и субъективными юридическими обязанностями, и обеспеченная государственным механизмом.

Состав (структура) правоотношения - это то, из чего оно состоит, что его образует. Прежде все это субъекты правоотношения, субъективные юридические права, субъективные юридические обязанности и объекты правоотношения. На схеме это может выглядеть следующим образом.

┌───┐ + ┌───────────────┐ - ┌───┐

│ С │ ───► │ Объект │◄─── │ С │ схема

└───┘ └───────────────┘ └───┘

1 2 3 4 5

1, 5 - субъекты правоотношения;

2 - субъективные юридические права;

3 - субъективные юридические обязанности;

4 - объекты правоотношения.

Состав (структура) правоотношения - это некая идеальная модель, научно-практическая абстракция. Данное понятие имеет познавательное, во многом учебное значение. Может быть положено в основу начальных размышлений о правоотношении, его перспективе, особенностях; в практической жизни, например, при исследовании видов правоотношений, данная модель, как подчеркивалось, может быть лишь исходным моментом для понимания глубинных особенностей правовых отношений.

Наши рекомендации