Предмет и задачи исправительной психологии
Исправительная (пенитенциарная; от лат. «роеnitentiarius» – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления утраченных социальных связей и качествличности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе.
Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности воспитателя и коллектива исправительного учреждения [28, с. 326].
Взаимодействуя с уголовно-исполнительным правом, пенитенциарная психология призвана разрабатывать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, средства и приемы психологической коррекции личности преступников.
Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации [18, с. 656].
Следует отметить, что стратегической задачей любого исправительного учреждения является возможность оторвать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. Однако, как показывает практика, эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы.
В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:
– психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;
– разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;
– осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;
– разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
– всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально-положительной микросреды;
– формирование социально-положительных жизненных перспектив[18, с. 656].
Основное значение в ИУ приобретает воспитательная деятельность.
Воспитательная работа в ИУ складывается из следующих компонентов:
1) изучение каждой конкретной личности;
2) создание отдельных групп осужденных, из которых впоследствии будет складываться коллектив;
3) режимное, трудовое воздействие на группы осужденных и на каждого отдельного осужденного для ликвидации дефектов психических свойств, качеств, для выработки положительного опыта, навыков, привычек;
4) применение методов воспитательного воздействия на личность и группы осужденных для выработки положительных качеств;
5) постоянная деятельность по повышению интеллектуального, волевого, эстетического уровня каждого отдельного осужденного;
6) подготовка осужденных к жизни на свободе, включая поиск работы на сайте http://irr.ru/ [16, с. 419].
Вся направленность воспитательной работы должна последовательно создавать отрицательное отношение к прошлому; чувство виновности за совершенные действия, за ущерб, причиненный государству или отдельным лицам; интерес к трудовой и общественной жизни ИУ; желание изменить в себе качества, свойства, которые привели к действиям, нанесшим этот ущерб; перспективу жизни после отбытия наказания.
Конструктивная деятельность призвана обеспечивать процесс перевоспитания осужденных и выражается прежде всего в прогнозировании и планировании системы действий, направленных на изучение отдельных осужденных, группы осужденных, мер воспитательного воздействия, применяемых к ним.
Вся воспитательная деятельность, а тем более перевоспитание лиц, совершивших преступление, может проходить только при глубоком знании всех психических особенностей каждой личности.
Познавательная деятельность по изучению личности осужденных осуществляется путем применения целой совокупности специальных методов познания (собирание и изучение документов, проведение беседы, наблюдение, анализ результатов труда осужденного, психолого-педагогические эксперименты)
7. Методы юридической психологии. (+ см. вопрос 1)
Методы психологии- Совокупность способов и приемов изучения психических явлений.
Существуют различные классификации методов психологии. Одной из наиболее популярных является классификация Б. Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии.
1 группа – Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.
К ним относят сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы. Сравнительный способ организации исследования основывается на сопоставлении данных разных возрастных выборок. Лонгитюдное исследование предполагает длительное изучение интересуемого явления. Комплексный метод предполагает междисциплинарное изучение предмета.
2 группа – Эмпирические методы - группа методов психологии, позволяющих получить первичные данные об изучаемом явлении. Поэтому данные методы известны еще как «методы сбора первичной информации». К эмпирическим методам относят наблюдение и эксперимент.
3 группа – Методы обработки данных – подразумевают проведение количественного (статистического) и качественного анализа первичных данных (дифференциация материала по группам, сопоставление, сравнение и т. д.).
4 группа – Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами. Выделяют генетический способ интерпретации (анализ материала в плане развития с выделения отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурный способ (установление структурной связи между всеми характеристиками личности).
Основными методами получения психологической информации являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.
Необходимые Условия для использования метода: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления, и проверка гипотезы в последующих наблюдениях.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт)– один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (или факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.
Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может и не знать.
8. Личностный подход в ЮП
ЮП имеет дело с реальностями жизни, с исследованием и решением индивидуально и общественно значимых проблем человека. Реальностям жизни соответствует психологический поход к человеку как к личности. Под личностью в психологической науке понимается конкретный человек, обладающий сознанием и другими психологическими особенностями, характеризующими его как представителя современной человеческой цивилизации, члена общества, определенной социальной группы, способного достойно жить и заниматься деятельностью среди людей, уважать, защищать и созидать социальные ценности. Психология личности - главное системное социальное качество человека и главная характеристика особенностей его психологии. В его поступках проявляются не отдельные психологические качества, а вся психология личности и прежде всего то в ней, что санкционирует эти поступки, считая их допустимыми и оправданными.
Проблема личности - одна из центральные проблем общества. Каков тип личностей формируется и преобладает в данном обществе - таково и общество. Общество и жизнь в нем может стать лучше, только если люди становятся лучше и деятельность государства обеспечивает это совершенствованием жизни людей. Проблема личности - одна из важнейших проблем и в сфере права, в деятельности правоохранительных органов. Высоких результатов добиться могут только сотрудники - развитые личности. Великому чешскому ученому Яну Амосу Коменскому (1592-1670) принадлежат резко выраженная мысль о том, ученость без добродетели - все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи. Если граждане находятся на низком уровне личностного развития, то они оказываются не способными уважать закон, следовать его предписаниям и участвовать в укреплении законности и правопорядка.
Психология личности целостна, системна, структурна, иерархична и выражена в социально значимых подсистемах (сферах), элементах, свойствах.
Сфера направленности (потребностно-мотивационная) включает в себя все побудительные силы личности - ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др. Психологические компоненты этой сферы определяют избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекают в них компоненты других психологических сфер, влияют на степень, характер, способ использования возможностей личности. Этой сфере принадлежит системообразующая, приоритетная роль в психологии личности.
Сфера операциональная включает психологические элементы, обеспечивающие использование личных возможностей в качестве способов и средств достижения целей (определяемых сферой направленности.). Личность - не только то, что она делает, но и как делает. В этой сфере относятся: морально-деловые(морально-психологические, морально-характерологические) и профессионально-деловые компоненты. Для достижения своих целей человек прибегает и к моральным средствам (долга, ответственности, честности, порядочности, трудолюбия, коллективизма, дружбы, коллективной солидарности или противоположные – ложь, обман, подлог, мошенничество, угодничество, оговор и т.п.) и профессиональные (организованность, упорство, смелость, знания, навыки, умения, способности и др.).
Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы действий, но оказывает динамическое влияние на другие сферы личности и их проявления. Это обнаруживается в разной силе, подвижности, уравновешенности, скорости, согласованности, эмоциональной окрашенности появлений других психологических особенностей, в том числе относящихся к сферам направленности и операциональной. В иерархии сфер модуляционная (психофизиологическая) сфера - низшая, обслуживающая другие.
В традиционной психологии эти особенности представляются в виде базовых психологических свойств личности: направленности, характера, способностей, темперамента, а нередко и подготовленности как свойства.
Личностный подход - определенная ориентация юридико-психологического исследования, выводов, теоретических построений и практических рекомендаций, обеспечивающая поход к человеку как личности. Он особенно важен в ЮП, изучающей человека в отношениях со сферой права, являющейся социальной и в которой человек обнаруживает себя в своем социальном качестве, т.е. как личность. Личностный подход обязывает: 1) всегда подходить к человеку как к личности, 2) изучая человека, обязательно изучать все психологические сферы или свойства личности; 3) во всей работе с человеком учитывать иерархию отношений сфер (свойств) личности, в которых ведущая роль принадлежит направленности, а, во-вторых, - морально-психологическим (морально-характерологическим) качествам; 4) изучая и оценивая какую-то психологическую особенность, четко представлять к какой из сфер (свойств) она относится, что доминирует над ней и на что она сама влияет; 5) оценивая и работая с человеком, подходить интегрально, системно, с учетом индивидуального своеобразия развитости сфер (свойств); 6) при разработке мер по оказанию психологической помощи человеку и воздействий на него, исходить их необходимости влияния на все сферы (свойства), учитывая тесные взаимосвязи между ними.
Личностный подход реализуется во всех элементах исследования любой юридико-психологической проблемы: целях, задачах, гипотезе, методике, сборе материала, его анализе, оценках. выводах, рекомендациях.
9.