Нормативный правовой акт: понятие, признаки, этапы эволюции, структура, виды, роль в системах источников права различных правовых семей.
Виды правовых актов:- НПА (конституция),- правореализационные (паспорт, ордер на квартиру, договор),- правоприменительные (постановления о наложении административного взыскания, штрафа),- акты толкования (закон о толковании Конституции).
Нормативные правовые акты – наиболее распространенная форма права в большинстве стран мира. Их называют нормативными, т.к. они содержат нормы права.
Не НПА:- распоряжения Президента, если оно не предусмотрено Президентом,
- распоряжения представителей палат Парламента,- распоряжения Премьер-министра,
- акты прокуроров, прокуратуры, кроме НПА генерального прокурора,- акты ЗАГСа.
НПА – письменный официальный документ установленной формы, принятый правотворческим органом (или путем референдума) в пределах его компетенции и в установленном порядке, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Признаки НПА:- разновидность правовых актов,- содержит нормы права,- принят компетентным органом в установленном порядке,- обеспечивается госпринуждением,- охраняется государством,- обладает юридической силой.
Виды НПА по юридической силе:
- законы (законодательный акт с высшей юридической силой: Законы (Кодексы), декреты, указы и директивы Президента нормативного хар-ра). Высшая юридическая сила закона это верховенство закона: все остальные НПА должны им соответствовать, законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом, никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его принял, законы всегда нормативны. Виды законов: - конституция, конституционные законы (О внесении изменений…, толкование конституции); - программные (развитие села, военная доктрина); - органические (у нас не признаются); - обычные (кодексы в том числе, те законы, которые не попадают под другие виды); - постоянные, временные, чрезвычайные; - общего и специального действия.
- подзаконные акты (инструкция, устав, положение, приказ, правила, регламент, решение),
- с заранее установленной юридической силой (Правила дорожного движения) и нет (Уставы, Положения),
- оспоримые (подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены (жалоба или протест) заинтересованными органами и лицами: Президент может контролировать Акты исполкомов),
- ничтожные (в силу явной противозаконности не порождают правовых последствий с момента их возникновения и не исполняются. Их исполнение наказуемо.
Виды НПА по правовым последствиям:- основные (законы),
- вспомогательные (подзаконны) не изменяют нормы права. Расширяют ее сферу действия или содержат поручения нижестоящим органам на издание соотв. нормативных актов.
Виды НПА по издающим органам:
- Президент: декреты (чрезвычайные и делегированные), указы, директивы,- Палаты парламента: постановления,- Министры: приказы, распоряжения,- Пленумы судов: постановления,- Генеральный прокурор: акты и т.д.
Ненормативный указ Президента:
- о награждении,- об отмене акта исполкома,- о назначении на должность.
Виды НПА:
- по сроку: бессрочные, временные и срочные,- внешнего и внутреннего действия,
- общегосударственный (в масштабе всей страны), региональный (в административно-территориальной единице или нескольких), локальный - по предмету: налоговые, земельные, комплексные и др.,- по отраслям права.
Требования к НПА:
а) общие:
- должен быть издан уполномоченным органом и в пределах его компетенции,- в интересах граждан,- в соответствии с законом,- в форме и порядке, определенном законом.
б) специальные (дополнительные):
- издаются в определенный срок,- наличие спецразрешения вышестоящего органа,
- предварительное согласование,- последующее утверждение,- написан четким языком,
- должен соответствовать действующему законодательству и др.
в) организационно-технические:
- реквизиты НПА (форма акта, орган принявший, заголовок с указанием предмета регулирования, дата, место принятия и регистрационный номер, подписи лиц), Это же относится и ко внешней структуре. Преамбула, нормативное содержание, отмена других НПА, опубликование и вступление в юридическую силу.
- структура НПА (статьи и их части: пункты и подпункты; главы, разделы (их нумерация сплошная); преамбула (нормы права не содержит)).
НПА имеют строгую иерархию.
Иерархия НПА по Василевичу:
- акты референдума,- конституция,- международные договоры,- законы, декреты, указы Президента,- указы Президента на основе закона,- постановления Правительства,- НПА министров и госкомитетов,- НПА местных органов управления и самоуправления.
Иерархия по Демичеву:
- Конституция,- конституционные законы,- программные законы,- нормы международного права и международные договоры,- кодексы,- законы,- декреты,- указы,- постановления палат Парламента,- постановления Правительства,- решения высших судебных органов,
- акты иных республиканских органов управления,- акты органов местного управления и самоуправления.
Если обратиться к мировой практике, можно отметить, что все НПА имеют иерархичность, соподчиненность и наличие верховенства закона. Но им невозможно дать универсальную классификацию, т.к. понимание закона в странах различных правовых систем различно:
- нет универсальной формы конституций. Они могут быть писанными и неписанными, могут иметь форму моноконституционного акта и нескольких основных законов (Швеция, Финляндия),
- в англосаксонском праве понятие закона имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле понимают любую писанную и неписанную норму, которая подлежит защите в судебном порядке, в узком – акт парламента,
- в странах романно-германского права различают понятие закон в материальном (т.е. всякую норму, принятую гос-ными органами независимо от форм ее изложения) и формальном (т.е. акт высшего представительного органа госвласти, обладающего юридической силой, конституционные законы, органические законы, программные законы, законы-декреты, чрезвычайные законы) смыслах,
- в странах Европейского Союза к закону приравниваются акты ЕС, а некоторые из них обладают приоритетом перед законами этих стран (постановления, директивы, решения ЕС).