Гос-во как социальный институт,внутренние и внешние функ-ии гос-ва.
Сущ-т разл-е подходы . В понятие можно вкл-ть -либо это в основе публичный аппарат выступающий от имени гос-ва и олицетворяющий его , - либо это опред-м образом пол-и , терр-но, сой-но организованное общество. 1)классовый подход- гос-во в соб-м смысле слова есть пол-ая оргон-я котор-я поддерживает господство одного класса над др, когда эканом-и господ-ий класс становится и пол-ки госп-им. 2) общесоциальный - гос-во есть пол-я орг-ия- ассоциация члены которой объед-ы в един-ое целое публично властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромиса между ними. 3) И. Кант- гос-во есть объед-е людей подчиненных правовым законом. 4) гос-во это организация пол-ой вл-ти, необх-я для выполнения как сугубо классовых задач так и общих дел, вытекающих из приироды общ-ва на опред-м истор-м этапе. Это орган-я соц-я сила, призван-я обеспечить обществу внутр-й порядок и внешнюю безоп-ть.
Черты гос-ва:
* монополия на принуд-ю власть в отнош-ии насел-я
*сувер-т гос власти, верхов-во и ее неразрыв-ть
*издание з-нов и норм, обяз-ых для всех гр-н
* взымание, сбор налогов.
*наличие публич власти, отдел-ой от народа и стоящей над народом
* терр-ое деление населения
* единое эк-кое, энергет-е. инфор-е пространство
* единая сис-ма пр и об-тей
* единая нац-я культура.
Вопр- о сущности государства - это вопр- о его классовой либо общесоциальной направленности, проявляющейся в его функциях, роли, механизме. Функциии- главное напрв-ие деят-ти гос-ва, опред-ие его природы. Они зависят от ф-мы гос-ва, от активности масс, от деят-ти власт-х полит-х элит.
Разн-е подходы к фун-ям:*по размеру терр-ии* по влияниюв мире* по эк и воен мощи* по числу насел-я итд.
Внутрен-е(экон-ие) - прояв-ся в созд-ии норм, условий для функц-ия эк-ки. Охрана форм собст-ти, планир-ие произ-ва. Политич-е заключ в обеспеч-ии гос безоп-ти, охране сувер-та и содей-ию в рамках з-на политич плюрализму мнений. *Соц-я- выраж-ся в поддерж-ии соц стабиль-ти в общ-ве, мира, достой-го ур-ня жизни, з-ты пр и св-д гр-на.* Идеологич-я- созд-е опред-ой поддер-ки населения идеологией.* Экологич* Экономич* Охрана правопорядка*Куль-но воспит-ая, регулятивная. Выдел-т внешние: *поддержание диплом-х отнош-й с др странами* поддерж-е мира* внеш-эк-е сотруд-во* высокий уровень оборотоспос-ти* соблюд-е междунар правовых док-тов.* междунар охрана окр среды* интеграция в мир-ю эк-ку.
Есть мнение- эти ф-циии явл-ся ф-циями общ-ва, а не гос-ва, у которого их 3: * законодат* испол-я* суд-я.
Государство, являясь политической организацией всего общества, решает как классовые,групповые, так и общесоциальные задачи, их соотношение носит исторически меняющийся характер и по мере исторического прогресса все больше наполняется общесоциальным содержанием. Уровень цивилизованности, прогрессивности государства проявляется в состоянии политической и экономической свободы индивидов, уровня их материального и культурного благосостояния.
Типология государства-сис-ма его вжней-х сторон и ср-тв, порожд-ых соотв-ей историч эпохой. Классиф-я типов гос-ва:1) исходя из размеров гос-ва и политич господства в мире: великие, средние, малые.2)из историч критериев- древние, средневек-е, соврем-е.3) из уровня эк-го развития- кресть-е, промышл-е и науч- технич ( также доиндустр-е. индустр-е и постиндустр-е).4) по типу цивил-ции- зап-я и восточ-я цивил-ция.5) по формац-му прин-пу- рабовл-е, феод-е, бурж-е и социалистич. 6) по цивил-му прин-пу- древ цивил-циии и древ гос-ва, средневековые и соврем-е(техногенные(16-17вв), атропогенные(сер 20в),космогенные). Формац-ый тип- теория в основном созд марксистами. Учитываются эк-кие( форма собст-ти) и соц- классовые пр-пы, а именно классовая стр-ра(господст-ий и эксплуатир-й класс), где тип гос-ва зависит от ф-мы собст-ти, а эк-ки господст-щий класс стан-ся и полит-ки господст-щим классом.
Цивил-й путь указывает преж всего на духовные, религ и нац особ-ти развития гос-ва, здесь подчер-ся ур-нь дух-ой куль-ры.
Отказываясь от гипертрофированного классового, идеологизированного истолкования государства не нужно забывать об его элитарной, групповой направленности власти даже в западных формально «социальных государствах».
Современное белорусское государство можно характеризовать как посттоталитарное государство с ярко выраженными императивными началами. Социальная природа, сущность государства проявляется через его механизм. Механизм государства - это система государственных организаций, по средствам которых реализуется государственная власть. Государственный аппарат, гос-ыеучреждения и предприятия - совершенствующие элементы механизма государства.
Механизм гос РБ.
Механизм гос-ва - это сис-ма гос-веных оргн-ий по средством кот. Реализуется гос. Власть обеспечивается гос-ное руководства общества. В мех .гос-ва входит: гос. аппарат, гос-ные орг-ии и учреждения, гос.предприятия. Мех. гос. обладает в-вами 1ю состоит из особой группы людей, зан-х, профессиональным управлением. 2. Это сложная сис-ма органов и учреждений, нах. В иерархической связи друг с другом. 3. Наличие орг-ных и фин, и мат. средств для осущест. своих полномочий. 4. Выступая от собственного имени, наст. Как орган государственного властвования. Гос. аппарат веключ. в себя органы зак-ной (нац. Собрание - Пал.пред. и Сов. Реп), органы исп. власти (Сов. Мин.), органы суд. (Конституц. Суд) власти, а также конт. надз-. органы (прок-ра), гос. Оргнизации )арми, милиц. ИТУ. Го. урчеждения - такие гос. оргнизац., кот. осущ. непостредственную практич. деят-ть по выполнению ф-ций гос-ва - экономич.ю соц.ю культ. образований. Гос. Предприятия - это субъекты хоз-я, хозя. осн-ные на госу. форме соствен-ности и функц. в сфере хоз-ных услуг. ГА. сост. из гос. орг. Строится на строгой субордиции и форм. Процедуре рас. дел. Орг. Гос.- это структурный элемент ГА, над. власт. полномоч., и опирающ. на принудитель. силу гос. Его признаки - 1. Образ. В порядке уст. В законе. 2 Явл. частью ГА. 3. Осущ. от имени госу. Задачи и ф-ции. 4. Обл. опред. Компетенцией. 5. Хар. опред. структ. 6. Имеет территори. масштаб деят-ти. Виды гос. органов - 1. Первич.,(Парл.) и Производные (комис.) 2. Респ-кие (констуцио. Суд) и Мест. (Исполком). 3. Сложные (Мин.) и Простые (Нотариат). 4. Органы общей компетенции (Сов. Мин.) и спец. (МВД). 5. Коллегиальные (Сов. Реп). и единонач. (Президент). 6. Зак., исп., и суд. ГА. осущ. свою деят-ть правовой и орг-ной форме.
Структкра нормы права
Юридическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Проблема, элементов юридической структуры дискуссионна. Основной несущий элемент конструкции - диспозиция - указывает на содержание нормы, формулирует провила поведения , действие бездействие, которым должны следовать все суб-ы права. Это та часть нормы,котор.закреп-т права и обяз-ти суб-в права, как меру их поведения. Гипотеза - часть нормы предшествующая диспозиции, формулирует условия, обст-ва при наличии которых норма права подлежит реализации. Г. часто назыв-я словом "если", а также оговоркой.(если иное не оговорено законом или договором ), а также идет перечень случаев, когда допускаются те или иные действия, а также употребл слов "По договору, условия". - все это гипотеза.
Санкция-эта та часть норма права, кот. содержит вид и меру возможного наказания за невыполнения требования диспозиции или поощрения за соверш рекомендат действий. Она опред меру гос принуждения и указывает на неблагоприятные последствия, кот должен притерпеть правонарушитель. Норма, не обеспеч госуд-ными средствами перестает быть правовой. Отсут-е хотя бы одного эл-та пр-ой н-мы дел-т ее недостаточ-о совершенной. В нормах негатив-го пр (угол, адм) дисп-ей всегда явл-ся запрет совер-ть прест-ия.Сущ-т мнение- гипотеза сливается с дис-цией. В нормах позит-го пр (гр,хоз) чаще всего присут-т гипотеза и дисп-ция как обяз-ный эл-т.
Разновидности. Г-за, дисп, с-ция м б абсол-но- опред-ми, относ-но-опред-ми и недостаточно-опред-ми (альтернат-ми). Г-заная(абстрактная, казуистич-ая- для конкрет дела). Абсол-но опред-ая дис-ция-однознач указ-т на тот или иной вариант повед-я. Относ-но- опред-ая дис-я- устан-ет рамки возмож повед-я, выход за пределы котор недопустим. Недост-но -опред-ая дис-я- формул-ет пр в общ чертах путем оценочных терминов, пон-тий, котор нуждаются в раскрытиии преимущ-но к обсто-вам юр дела. Простые дис-я- формул-ет правило повед-я. Описател-я- описывает правило с помощью пон-тий. Отсылочная- отсыл-ет к др норме, ст-е этого НПА. Бланкет-отсыл-ет к иным НПА, котор нах-ся либо в данной, либо в иных отрослях права. Санкция- это та ч-ть н-мы, котор указ-ет на неблагоприятные физич, психич, морал-е, имущ-е и др послед-ия. Выдел-т: относит-опред-ые, абсол-е, альтер-ые(от мин до макс)опред-т толь максимум, комулятивные. Абсол-опред-ая- точно указ-т на неблаго- ные послед-ия. Относит- опред-ые- штраф до какой суммы, лишение св-ды. Альтерн-ые- лишение св-ды от и до...Комулятив-е-соед-ют все виды наказания. Н-ма пр выраж-ся в ст-е НПА. Существуют четыре способа изложения нормы прямой, отсылочный, бланкетный, в одной ст-е две и более норм. Правовые нормы подразделяются на исходные, общие, специальные, по отраслевой принадлежности, материальные и проц-ые, в зависимости от метода правового регулирования, постоянные и временные.
Пон и признаки нормы права
Норма права - это первичная клеточка, атом правовой системы В переводе с латинского означает «правило», «точное предписание», «образец». Норма права — это общеобязательное формально опр-ное, уст-ое или санкционированное государством правило поведения, регулирующее ключевые вопр-ы общественной жизни. Она имеет суб. и.об сторону.Об-я ст-на свя-на с соц-о-эконом-ми и пол потреб-ми общества регул-я стаб-ти. Суб сторона хар-т нормотворческую рооль гос-ва. Норма права -мера свободы личности справ-ти, равенства, гуманизма. Это всегда формализация правомерного поведения - пов-я ожидаемого. Признаки нормы права:1 нормативность 2 общеобяз-ть 3 П.но -обяз-ий хар-р - поддерживает наличие в норме не только прав но и обяз=й 4. Формальная опр-ность - проявл-ся в конкр-й форме ичетком очерчивании суб-х прав и обяз-е. 5 неперсон-сть 6- системность (при анализе прав-й нормы выдел-т :* логич стр-ру- выраж-ся формулой если- то-иначе.*социолог-я стр-ра устан-т цель, смысл,роль нормы в обществе .*
Сущность и признаки права
Проб-а правопонимания — одна из сложн-х в курсе правоведения. Она имеет огромную теор-ую, практ-ю и мировоззр-ую значимость. Это «основной» вопр- ОТП В ист. правовой мысли, понятие права проходит долгий путь, от идеала, эталона справ-ти, правды через огосуд-ие, санкц-ние норм до этикотизации, эстетизации его принципов, понимание его как меры свободы, справед-сти гума-ма Сущ-ют 10 и даже сотни опред-й права Класс-уя подходы, можно четко выделить три направления: филос-о-мировозз-ое (*естественно-правовое- \право- это совокупность естест-х прав от природы, от рождения от бога, право на жизнь на свободу,на личную неприкосн-ь., соб-ть, дост-ый уровень дизни ди т.д. За основу берет естественные права человека, соответствие позитивного права правовому идеалу, общей воле, общечел-ой нравственности и гуманизму Предстов-и Гроций Руссо Монтескье Родищев, широкое распр-е в период бурж-х рево-й .Запад в значит степени реализ-л данн-ю теор и воплотил на прак-ке принцип форм-го равенства.\, нравственное, психол-ое),* нормативное (юридико-позитивистское) \право совокупность норм , устан-х либо санк-х гос-м и опирающееся на гос-ную силу, где нормы нужно «очистить» от метафизики, идеологии и разных произвольных допущений, опираясь исключительно на юридические факты («пусть правят законы, а не люди», Кельзен, Остин, Шершеневич,.Такоеже опред-е в Законе РБ "об НПА". По этой теор-и сущ-т лестница норм, наверху - конст нормы, внизу- договоры сделки\ и *социологическое\ Муромцев, Паунд,Эрлих, право это совок-ть правоот-й , реал-й правопор-к в общ-ве гаран-й гос-м право нужно искать не в нормах, не в моральных принципах ,а в самой жизни. Рассм-ивает социальные условия реализации права, понимая под ним реальный правопорядок, С-ую и административную реализацию правовых норм. \ Сейчас идут поиски новой интегративной синтетической концепции права, котор-я бы опред-ла бы норму естест-го права и их реал-я на практике. Сущносгь права- это его главная, внутр-я, устойчивая качественная основа, отражающая его истинную природу и предназначение в обществе. Сущность права многогранна, она отражает пол-ую, эк-ую, соц-ю и дух-ую структуру общ-ва Сущностью права является его регул-сть, охран-сть, обще-сериальная и классовая (групповая) направ-сть, результат компромисса, согласования интер-в разл-ых воль. Вместе с тем, право всегда является опред-ой мерой своб-ы, справ-сти и гум-ма, имеющих исторический характер. Бели в классовом обществе сущностью права было волевое выражение классового интереса экономически и политически господствующего класса, который благодаря праву становится и юридически господствующим классом, то с демократизацией общества, классовый подход все более становится внешним признаком и проявляется в элитарном, властном интересе и общесоциальной направленности права, выражающейся в формальном равенстве. Поэтому главная сущность права - быть мерой, масштабом, регулятором общественных отношений, направленных на установление порядка и стабильности в обществе.
Содержанием права является: 1)прим-ие равного масштаба к неравным людям, форм-ое равенство всех перед законом, не зависимо от члена,не зав-о от имущест полож-я, задатков 2)Неравный масштаб к равным людям- это система опред-ых устан-ых законом льгот, для малообеспеченных, пенс-ов. Если эта система закреплена в праве то она зак-а,если нет- она разр-т право. Когда не равный масштаб прим-ся к неравным людям то исчезает право 3) распред-е по потреб-м -содерж-е пр-а м.б. опред-но принципом- запрещено все что не разр-о (угол адм пр), действует в системе гос-х властных отношений. Это содерж-е хар-т приказ-е нормы 4) Разр-о все что не запрещено, - дейст-т в сфере имущ-ва , обусл-т автономию, правосостоятельность договар-ся сторон ( гр. хоз. предпр. право). Содерж-е пр-а опред-я объект-и фактороми (заключается в его детерминированности (определяемости) соц-эк условиями жизни потреб-ми людей) и суб факторами ( хар-т опред-ю юр технику его созд-я, показ-т зрелость суб-та правотворчества. )
К сожалению, ест-о-правовые, нравст-е, гуманистические позиции права так и не утвердились на практике. Право превр-сь в «жилище сильного», «фривольное адвокатское искусство». Бездух-ть в понимании и применении права разрушаютобщество. Гос-ая нормативность нуждается в наполнении права справедливостью, гуманностью, общечелов-ой нравс-ью, оэц-тъю. Для того, чтобы эти дух-е цен-ти воплотить в праве необходима прочная мат-ая, социальная, пол-кая база на основе рыночной эк-ки и подлинной демократии.
Право- это система гос-но-опр-ных правил поведения, выражающий волю пол-их сил (или народа) стоящих у власти и выступающая нормативным оформлением существующих в обществе меры свободы, справедливости, гуманизма Сущосгь права- это его главная, внутренняя, устойчивая качественная основа, отражающая его истинную природу и предназначение в обществе. Сущность права многогранна, она отражает политическую, экономическую, социальную и духовную структуру общества, проявл-ся в признаках. Основными признаками права выступают: *нормативность-пр как совокупность норм, *формализованность-выражение права во вне в виде законов декретов ука-в пост-й ,*общеобязательность, *неперсонифицированность- расчитана на всез суб-в,* процедурность-применяемость по опред правилам, *объективность, системность-пр прим-ся в системе одних ноорм с др,* социальность- направленность на подд-ку социума,* институциональность.
7.Принципы и функции права.
Концентрированным выраж-м права, исход-ми ориент-ми в правовом пов-ии выступают принципы права- основ-е напрвл-я деят-ти, его главн ориентиры, стержни, образ-щие идеи.В истории выдел-т 3 подхода к прав прин-ам:1) традиц-ый- в традиц прав сис-ах пон-е прин-ов права как такового не сложилось, хотя сущ-т комплекс основопол-щих идей: свящ-ть, непререкаемость, универ-ть, божест-ть норм Шариата, 2) в ром- герм странах общие пр0пы пр слож-сь как источ-к адм права, были выраб-ны адм судами. В РБ пр-пы пр явл основным ист-ком пр.3) В странах англо-сакс-го пр пон-е пр-пов истор-ки не слож-сь, дела в вслуч пробела р-ся на основе разума, естест справед-ти и добросов-ти.Выделяют принципы :Междунар права-*терр-ая целост-ь* невмеш-во во внутр дела * нерушимость границ * неприменение силы или угрозы силы* добросов-е выпол-е междунар дог-ров* пр-п междунар сотруд-ва. Общеправовые- относящиеся ко всем безискл-я отраслям 1 зак-ость 2 справедливость3 демократизм 4гум-м 5 единство прав и обя-ей 6 равенство всех перед законом 7 солидаризм 8 интерноционализм. Межотраслевыедействуют в разл отраслях *гласность и состяз-ть судопроиз-ва*право на защ-у(да будет выслушана 2-я сторона, никто не м б судьей в собст деле),пр-п неотвратимости отв-ти. Отраслевые -дейст-т в отдель отраслях(гр пр.-равенство суб-в хозяст-я, форм собст-ти. В уг пр- никто не мб подвергнут уг наказанию как толь в соотв с зак-ом и приговору суда . в уг пр-се- презум- я невин-ти. Функции пр-это основ-е направл-я юр воздей-ия на общест отн-я с целью упоря-ния, регул-я, нормир-я. Среди основных функций права выделяют две: регулятивную (прояв-ся в нормах конст гр фин хоз труд т.д./ осущ-ся 1 посредством норм права, опред правоспособность и деесп субъ-в права, 2опред-я компетенция и полномочия гос органов и дол лиц, 3 устан-т юр факты , связ-е с возн, изм, прекр правоотнош-й, 4 опред-ся оптимальным типом правового регулирования применительно к конкретным выражениям ) и охран-ную(проявл в наиб-е важных пол-их, эк. национ-ых, личных отн-иях. * хар-т право как аппарат насилия, подавления, реализации запрета и обя-ти * служит соц-ой информацией по пов-у того,какие соц ценности взяты под охр-ну гос-ва .* явл паказателем пол и культ уровня развития общ-ва) (называют также воспитательную, идеологическую, аналитическую, прогностическую и т. д.). Типы права- совок-ть наиб сущест признаков, соц, культ, религ, свойст-ых период-у опред-ой формации или цивилизации. Типы права совпадают с типами государства (в соответствии с формационными и цивилизационным делением общества) Формац-й- выдел-т *рабовлад-е, *феод-е, *бурж и социалистич пр, котор хар-ся как юр-ки оформл-я воля эк-ки госпол-го класса, выраж-е его эк-х интер-в. Это право исходит из узакон-го имущ-го нерав-ва. Цивилизац-й- деление на право *древнее* средневек-е * соврем-е( выдел также космогенное, техногенное, антропогенное право). Цив-й прин-п подчер-т дух-культ аспект права в соответ-ии с его гуманистич нравст приз-ми и концепции межднар прав ч-ка. Выдел-т неразв-е право и развитое, где показателем развит-ти выст-т наличие отраслей пр, состояние част права, пр индивида.
Ценн-ью права является его направ-ть на общ-ый прогресс, выражение, регул-ие и защиту интересов народа и личности, гум-ии и стабилизации общества. Право служит упорядочению соц свободы, справ-ти, нахождению консенсуса между людьми.
Ист-ки права РБ.
Проблема дискуссионная, имеющая теор и прак-ую значимость. Позитивное право в обязательном порядке требует своего внешнего выражения для того, чтобы его положения были доведены до сведения населения. Форма свидетельствует о способе внешнего выражения, а источник указывает на тот формализованный акт, откуда черпаются сведения о правиле поведения. Сейчас форма и источник используется как синонимы. Источник(форма) права - это и матер условия его возник-я, и опред-ый способ формализации, документирования, официального выражения и закрепления правовых норм, действующих в данном государстве. Так как РБ относится к романо-германской пр сис-ме то осн ист-ми права выст-ают: НПА, пр обычай и нормат дог-р, обще- правовые пр-пы. Юр прец-т не выступает в качестве ис-ка пр, однако Высшие г-ые органы РБ и Генеральный прокурор могут принимать ПА носящие нормативный характер. Ист-к пр в матер смысле слова -это матер условия жизни общ-ва, ф-ма собст-ти, власти, сов-ть соц потреб-тей и инт-сов людей. В формаль-юр-ком смысле -это совок-ть способов объективиров-я, документир-я пр-х норм и предания им общеобяз-ой силы. Ист-к пр в формаль-юр смысле- это и есть ф-ма права. И-к пр - это ис-к познания- это дошедшие до нас прав-е историч док-ты и различ прав-е учения. Основными источ пр являются: нпа, юр прецедент, прав обычай, нормат-й дог-р, общие пр-пы права,юр доктрины, религиозные писания, формулы великих юристов. Правовой обычай -это санкцио-ые гос-ом правила повед-я, утвердив-ся в общ-ве как простой обычай в рез-те длит-ной повторяемости и ставшей традицией. Этот ис-к явл господ-щим в рабовл-ком и феод-ом общ-ах. Сис-ма пр-х норм. котор формир-ся на основе обычая, наз обычным правом(З-ны 12 таблиц, Русс Правда). В наст вр - роль ограничена. Юр прецедент- это письм или устн р-ие суд или админ органа, ставшеее эталонам, образцом при рассмот-ии всех подобных дел. В будущем конкрет делу придается значение общей нормы.(рабовл, феод обществах, в англо сакс амер-ой пр сис-ме. "+"- оператив р-е суда, "-"произвол.) Нормат дог-р- особый вид НПА как соглаш-е 2-х или более сторон, содер-щее правило общего хар-ра. Шир распр в сред века, при феод-ме. Сейчас примен-ся в междунар пр , а также в конст пр.