МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению контрольных работ

по дисциплине «Административное право» составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе 03.0000 Гуманитарные науки направления (специальности) 030500 62 «Юриспруденция»

Методические указания к семинарам составили:

к.ю.н., доцент Л.А. Мицкевич,

ст. преподаватель Е.Г. Приходько,

к.ю.н., ст. преподаватель А.В. Суслопаров

Методические указания к семинарам согласованы с выпускающей кафедрой конституционного, административного и муниципального права

_________________________________________________________________

(наименование кафедры)

Заведующий кафедрой К.Н. Княгинин ______________________________________________

(фамилия, и. о., подпись)

«_____»_______________2011__г.

Методические указания к семинарам обсуждены на заседании кафедры конституционного, административного и муниципального права «___» июня 2011 г. протокол № ___. Заведующий кафедрой К.Н. Княгинин

Методические указания к семинарам обсуждены на заседании НМСФ

____________________________________________________________________________________________

«___» ________ 2011 г. протокол № ___

Председатель НМСФ __________________

Дополнения и изменения в методические указания к семинарам на 200 __/200__ учебный год.

В методические указания к семинарам вносятся следующие изменения:

_________________________________________________________________

Методические указания к семинарам пересмотрены и одобрены на заседании кафедры __________________________________________________________

«____» _____________ 200__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

Внесенные изменения утверждаю:

Декан______________________________________________ факультета

Методические указания к семинарам обсуждены на заседании НМСФ

___________________________________________________________________________________________

«______» __________________ 2007 г. протокол № _____________

Председатель НМСФ __________________________________________

ВВЕДЕНИЕ

Административное право как отрасль права включает в себя нормы, регулирующие отношения публичного характера, связанные с организацией и функционированием исполнительной власти, а также деятельностью иных субъектов, осуществляющих государственное управление.

Административное право регулирует права и обязанности участников государственно-управленческих отношений, методы и формы управления, способы обеспечения законности государственного управления, а также государственное регулирование в сфере экономики, социальной и административной деятельности.

Настоящие методические указания предназначены для студентов общего потока, заочно изучающих административное право, и содержат программу курса, на основе которой составлены экзаменационные билеты, задания для выполнения контрольных работ, задачи для решения на семинарских занятиях, а также список обязательных к изучению нормативных актов и рекомендуемой литературы. В список литературы помещены учебники и сборники статей, дающих представление об основных направлениях развития административного права.

Учебным планом предусмотрено написание студентами общего потока заочного отделения двух контрольных работ по административному праву. Первая контрольная работа выполняется до прохождения зачета и включает решение задач, касающихся правового положения органов исполнительной власти, вопросов государственной службы, административно-правового статуса граждан и коллективных образований. Вторая контрольная работа выполняется до прохождения экзамена и включает решение задач по вопросам законности правовых актов государственного управления, материальным и процессуальным аспектами административного принуждения, в том числе административной ответственности.

Выполнение контрольной работы предполагает письменное решение задач по одному из четырёх предложенных вариантов. Студенты, чьи фамилии начинаются на буквы от «А» до «Д» включительно, выполняют работу по первому варианту; от «Е» до «К» – по второму; от «Л» до «Р» – по третьему; от «С» до «Я» – почетвёртому. Работы, сделанные с нарушением данного порядка, не рецензируются.

Выполнение контрольной работы по административному праву предполагает тщательное изучение методического материала, рекомендованных нормативных актов и текущего законодательства, а также судебной практики. При подготовке контрольных работ студентам целесообразно пользоваться справочно-правовыми системами («Консультант - Плюс», в т.ч. «Деловые бумаги», «Гарант» и др.), имеющимися в компьютерном классе.

При решении задач должен быть дан полный и обстоятельный ответ на все поставленные вопросы. Юридический анализ ситуации предполагает определение законности действий (бездействия) всех действующих в условиях задачи лиц. Определение законности означает рассмотрение таких вопросов, как соответствие нормам права, установление прав и обязанностей субъекта права (для властного субъекта – установление компетенции), выяснение формы и порядка реализации прав и обязанностей. Например, решая задачу о применении юридической ответственности, необходимо квалифицировать деяние, определить субъект ответственности и возможные меры ответственности, орган или должностное лицо, полномочные решать дело о правонарушении, а также рассмотреть законность порядка привлечения к ответственности.

В случае недостаточности исходных данных для решения задачи, студент может ввести дополнительные условия, обозначив их в решении задачи. Свои выводы студент обосновывает анализом нормативных актов со ссылками на соответствующие статьи, части и пункты.

В конце работы необходимо привести список использованных источников литературы и нормативных актов, поставить дату и подпись.

Оценка решения задач контрольной работы не дифференцирована. Студенты, чьи работы зачтены, допускаются к зачету или экзамену по предмету. Студены, чьи работы не зачтены, повторно выполняют контрольную работу. Студенты, чьи работы допущены к защите, должны подготовить ответы на вопросы, поставленные в рецензии, и пройти защиту контрольной работы до даты зачета или экзамена по предмету.

По дисциплине «Административное право» предусмотрена возможность проведения зачета и экзамена в форме собеседования по результатам компьютерного тестирования. Тесты к зачету для студентов общего потока заочного отделения, а также экзаменационные тесты находятся в компьютерном классе. Студенты имеют возможность самостоятельно пройти пробное тестирование по предмету. При собеседовании на зачете и экзамене учитываются результаты контрольного компьютерного тестирования. Данная форма применяется, если студент набрал не менее 3,5 балла при контрольном компьютерном тестировании.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ И ЭКЗАМЕНУ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Предмет и метод административного права.

2. Понятие государственного управления. Соотношение с исполнительной властью.

3. Система административного права. Соотношение административного права с другими отраслями права.

4. Понятие и особенности норм административного права. Реализация административно-правовых норм.

5. Виды норм административного права.

6. Источники административного права.

7. Понятие и характерные черты административных правоотношений.

8. Виды административных правоотношений.

9. Понятие и виды субъектов административного права.

10. Основы административно-правового статуса граждан.

11. Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

12. Судебная защита прав граждан и организаций в сфере государственного управления.

13. Система субъектов, осуществляющих государственное управление.

14. Понятие органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти.

15. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

16. Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края).

17. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

18. Понятие и виды государственной службы.

19. Понятие и виды должностей в государственных органах.

20. Основы административно-правового статуса государственного гражданского служащего. Понятие должностного лица.

21. Дисциплинарная ответственность по административному праву.

22. Понятие и виды функций органов исполнительной власти.

23. Виды методов деятельности органов исполнительной власти.

24. Классификация форм деятельности органов исполнительной власти.

25. Понятие и виды административных договоров.

26. Понятие и правовая природа актов государственного управления.

27. Классификация правовых актов государственного управления.

28. Порядок издания и отмены правовых актов государственного управления.

29. Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления.

30. Понятие и виды административного процесса.

31. Административные процедуры. Административные регламенты.

32. Виды контроля и надзора за законностью деятельности органов исполнительной власти.

33. Государственный контроль (надзор), осуществляемый органами исполнительной власти.

34. Понятие и виды мер административного принуждения.

35. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

36. Понятие и основные черты административной ответственности.

37. Законодательство об административных правонарушениях.

38. Понятие и состав административного правонарушения.

39. Виды субъектов административной ответственности.

40. Понятие и виды административных наказаний.

41. Общие правила назначения административных наказаний.

42.Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

43. Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Процессуальные и материальные сроки.

44. Возбуждение дела об административном правонарушении.

45.Рассмотрение дела об административном правонарушении.

46. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

47. Государственное управление в сфере экономики.

48. Государственное управление в административной сфере. Управление в области государственной безопасности.

49. Управление в области внутренних дел.

50. Государственное управление в социально-культурной сфере.

51. Государственное управление в сфере образования.

52. Административное право зарубежных стран.

На зачёт выносятся вопросы с 1 по 21. На экзамен выносятся вопросы с 1 по 52.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПЕРВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант 1

Задача 1

1. Определите, какой из перечисленных органов является федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, иным органом.

- Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации;

- Министерство образования и науки Красноярского края;

- Управление Роскомнадзора по Красноярскому краю;

- Региональная энергетическая комиссия Красноярского края;

- Министерство регионального развития Российской Федерации;

2. Укажите, какие из указанных в перечне органов осуществляют нижеперечисленные функции:

- функция по принятию нормативных правовых актов;

- функция по контролю и надзору;

- функция по управлению государственным имуществом;

- функция по оказанию государственных услуг.

Ответ на оба вопроса должен быть подкреплён ссылками на соответствующие положения нормативных правовых актов.

Задача 2

Должностное лицо органа местного самоуправления оставило без ответа обращения следующих граждан:

а) жалобу Рыжова, так как в ней были указаны только фамилия и инициалы, но не полностью имя и отчество,

б) предложение Немова об улучшении работы муниципального транспорта, поскольку обратившемуся не исполнилось 18 лет;

в) заявление Чижова, поскольку в его обращении содержались угрозы здоровью и имуществу должностного лица.

Дайте юридический анализ ситуации.

Задача 3

Заместитель губернатора области, являющийся руководителем регионального отделения политической партии, отдал распоряжение начальнику управления кадров и государственной службы губернатора области обеспечить вступление в указанную партию максимального числа служащих органов исполнительной власти области. В ответ начальник управления кадров в письменной форме обратился к заместителю губернатора с просьбой подтвердить обязательность исполнения данного приказа; в противном случае он отказывается его выполнять.

Дайте юридический анализ ситуации.

Каков порядок действий государственного гражданского служащего в случае получения незаконного распоряжения?

Задача 4

Гражданин Орешкин, 30 лет, желая приобрести охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие, обратился с заявлением в районный отдел полиции. В полиции ему сказали, что он должен представить следующие документы: членский билет Общества охотников-любителей, справку о состоянии здоровья, характеристику с места работы, справку об отсутствии судимости и административной наказанности, справку о том, что он гражданин РФ. После этого его поставят на учет и, когда дойдет его очередь, рассмотрят вопрос и выдадут разрешение на приобретение оружия.

Орешкин обратился за консультацией к знакомому юристу.

Дайте развернутую консультацию.

Наши рекомендации