В процессе преподавания применяются комплекс традиционных и современных интенсивных (активных) форм и методов обучения, в том числе проблемный подход, метод разрешения конкретных проблемных ситуаций.
Семинарские занятия проводятся в форме дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, а также правонарушений. Для этого необходимо:
- ознакомиться с заданием к семинарскому занятию, определить примерный объем работы по подготовке ним;
- ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения;
- при ответах на вопросы и решении задач, необходимо внимательно прочитав их текст, попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, тексты правовых актов, литературные источники, а также документы конкретных актов правоприменения. За ответы выставляются оценки по пятибалльной системе.
Обсуждение каждого вопроса, задачи обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает собственную позицию, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты.
Общие методические указания для преподавателей
По проведению зачета
Контроль знаний осуществляется в виде зачета. Основой для получения зачет служит раскрытие основных понятий организации адвокатуры и адвокатской деятельности.
При контрольной оценке знаний студентов преподаватель должен придерживаться общих рекомендаций:
1. При проведении собеседования с обучающимися в виде зачета важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний обучающихся;
2. Проверка, контроль и оценка знаний обучающегося, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности;
3. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и обучающегося.
Программы семинарских занятий
Тема 1. Адвокат и адвокатская деятельность в РФ.
1. Понятие адвокатской деятельности.
2. Адвокат – единственный субъект адвокатской деятельности.
3. Правовой статус адвоката:
- основания и порядок приобретения статуса адвоката;
- основания и порядок приостановления статуса адвоката;
- основания и порядок прекращения статуса адвоката.
4. Сущность, задачи и принципы адвокатской деятельности.
5. Правовые формы объединения адвокатов.
6. Оплата труда адвоката.
Список рекомендуемой литературы:
1. Адвокатская деятельность: Учеб.-практ. пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЭКМОС, 2003. 624 с.
2. Барщевский М.Ю. Организация и деятельность адвокатуры в России: Науч.-практ. пособие. М.: Юристь, 1997.
3. Игнатов С.д. Адвокатская деятельность и проблемы ее совершенствования в условиях судебно-правовой реформы: Учеб. пособие. Ижевск: Детектив-информ, 2000. 220 с.
4. Игнатов С.Д. Адвокатура - институт гражданского общества России: Учеб. пособие. Ижевск, 2004. 210 с.
5. Игнатов С.Д. Правовой статус адвокатуры, адвоката- защитника и адвоката-представителя: Учеб. пособие. Ижевск, 2004. 255 с.
6. Лубшев Ю.Ф. Адвокатура в России: Учебник. 2-е изд., испр. М.: Профобразование, 2002. 832 с.
7. Лубшев Ю.Ф. Курс адвокатского права: Учебник. 2-е изд. М.: Профобразование, 2003. 424 с.
8. Орлова О.В., Деев М.М. Адвокатура как институт политической системы // Адвокатура и современность. М., 1987.
9. Падва Г. Союз или совет адвокатов // Сов. Россия. 1988. 6 июня.
10. Петрухин И.Л., Апраскин К.Н. Повышение роли адвокатуры в оказании юридической помощи гражданам // Сов. гос-во и право. 1985. № 2.
11. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации: Учебник. Ростов в/д.: Феникс, 2002. 416 с.
12. Строгович М.С. Суд и адвокатура: Конституционные основы правосудия в СССР. М., 1981.
13. Хейфец Ф.С. Принципы оплаты труда адвокатов // Адвокатура и современность. М., 1937.
14. Стецовский Ю.И. Советская адвокатура. М.: Вьисш. шк., 1989. 304 с.
Тема 2. Психологические, тактические основы
Адвокатской деятельности в отечественном судопроизводстве
1. Психологические, тактические основы адвокатской деятельности в уголовном судопроизводстве;
2. Психологические, тактические основы адвокатской деятельности в административном судопроизводстве;
3. Психологические, тактические основы адвокатской деятельности в гражданском, арбитражном судопроизводстве;
4. Психологические, тактические основы адвокатской деятельности в конституционном судопроизводстве.
Список рекомендуемой литературы
1. Баев О.Я. Криминалистическая тактика и уголовно-процессуальный закон. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 107с.
2. Баев О.Я. Тактика профессиональной защиты по уголовным делам // Актуальные проблемы борьбы с правонарушениями: Материалы науч.-пракг. конф. Екатеринбург, 1992. С. 87-92.
3. Горский Г.Ф., Кокорев Л.д., Котов д.П. Судебная этика. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1973. 226 с.
4. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.
5. Котов Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 217с.
6. Лифанова М.В. Нравственные основы уголовного процесса и проблемы допустимости тактических приемов // А. Ф. Кони и проблемы судебной реформы на современном этапе. Уфа, 1995. С. 36—38.
7. Соркин В.С. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам: дис. . . канд. юрид. наук. Гродно, 1996.
8. Игнатов, С.Д. Психологические основы групповой защиты обвиняемого, подсудимого, осужденного // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 2. С.5-7.
8. Игнатов, С.Д. К вопросу об изучении личности обвиняемого в уголовном процессе России // Вестник Удмуртского университета. № 1. Ижевск: УдГУ, 1996. В соавторстве
9. Игнатов С.Д. Методические указания по психологии (общей и юридической). Ч. 2. Ижевск, Удмуртский университет, 1991. В соавторстве.