К торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков.
Объект обложения торговым сбором, как объект налога, можно охарактеризовать как осуществление определенных видов предпринимательской деятельности.
Сходным образом объект налога установлен в ЕНВД, патентной системе налогообложения и в налоге на игорный бизнес - налогами данной группы облагается предполагаемый от соответствующей деятельности доход плательщика, исчисляемый исходя из ее внешних характеристик. Отличия только состоят в том, что в ЕНВД и в патентной системе налогообложения вводятся соответствующие понятия предполагаемого дохода (вмененный доход и потенциально возможный к получению годовой доход соответственно), после чего производится расчет налога; а в налоге на игорный бизнес и в торговом сборе сразу вменяется сумма налога. Кроме того, ЕНВД и патентная система налогообложения, как специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ), предполагают освобождение от ряда налогов. Сходным образом урегулирован и налог на игорный бизнес (хотя он и не обозначен в НК РФ как специальный налоговый режим) - соответствующий доход не облагается НДС и налогом на прибыль организаций.
Что же касается торгового сбора, то его плательщики от уплаты каких-либо налогов не освобождаются.
Каких-либо федеральных налоговых льгот по торговому сбору в НК РФ не предусмотрено.
Налоговая база в НК РФ прямо не регламентируется,
что, по всей видимости, является одним из элементов "маскировки" налога под сбор. Указанное обстоятельство, однако, не означает, что налоговой базы (в ее нормативном понимании, следующем из ст. 53 НК РФ) в торговом сборе не имеется.
В частности, при исчислении торгового сбора исходя из площади объекта стационарной торговой сети (розничного рынка, торгового зала - п. п. 3 - 5 ст. 415 НК РФ) налоговой базой конкретного объекта будет являться указанная площадь в квадратных метрах.
Если же, например, облагается осуществление деятельности в объекте стационарной торговой сети, не имеющем торгового зала, то налоговая база - количество единиц таких объектов.
Предельные налоговые ставки
ст. 415 НК РФ.
Первое общее ограничение следует из п. 1 ст. 415 НК РФ:
ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в связи с применением патентной системы налогообложения на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.
В п. п. 3, 4 ст. 415 НК РФ введены конкретные ограничения на предельные ставки торгового сбора:
ставка сбора, установленного по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли,
а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения в данном муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.
Ставка сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков, не может превышать 550 руб. на 1 кв. м площади розничного рынка.
Указанная ставка подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
Примечательно то, что в Приказе Минэкономразвития РФ от 29 октября 2014 г. N 685 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2015 год" нет коэффициента-дефлятора на данный год для торгового сбора. Однако указанный коэффициент-дефлятор напрямую не оказывает влияния на сумму торгового сбора, т.к. он применяется только для расчета предельного ограничения его ставки, которую не вправе превышать местный (региональный) орган власти.
Конкретные налоговые ставки предусмотрены в 2015 году только Законом города Москвы "О торговом сборе" (в расчете за квартал на объект осуществления торговли).
Так, в ст. 2 указанного нормативного акта предусмотрено, что для такого вида торговой деятельности, как торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли), в зависимости от места расположения объекта, составляет от 28350 руб. до 81000 руб.
При развозной и разносной розничной торговле ставка составляет 40500 руб.
Если осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами до 50 кв. м (включительно), то ставка сбора, в зависимости от места расположения объекта, составляет от 21000 руб. до 60000 руб.
Если же осуществляется торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами свыше 50 кв. м, то ставка сбора исчисляется исходя из площади торгового зала (опять же в зависимости от места расположения объекта), например: 1200 руб. за каждый кв. м площади торгового зала, не превышающей 50 кв. м, и 50 руб. за каждый полный (неполный) кв. м площади торгового зала свыше 50 кв. м.
Кроме того, для организации розничных рынков ставка сбора установлена как 50 руб. за 1 кв. м площади розничного рынка.
Соответственно, рассчитывается торговый сбор приблизительно по тем же правилам, что и, например, ЕНВД.
Исчисляется - самим плательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 417 НК РФ).
Налоговым периодом - квартал (ст. 414 НК РФ), обозначен в НК РФ как "период обложения".
Срок уплаты - не позднее 25-го числа месяца, следующего за периодом обложения (п. 2 ст. 417 НК РФ).
Налоговая декларация (как, впрочем, и расчет сбора) не предусмотрена в силу очевидного отсутствия необходимости в ней.
Вся важная для налогового органа информация есть в уведомлении плательщика о постановке на учет либо в информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган - п. 1 ст. 416 НК РФ, т.е. по существу имеет место "однократная" налоговая декларация.
Впрочем, поскольку характеристики осуществляемой предпринимательской деятельности могут измениться (например, площадь торгового зала - увеличиться), установлены определенные обязанности плательщиков по инициативному представлению информации в налоговый орган (хотя и не в виде налоговой декларации).
В соответствии с п. 2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.