Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2015 г.)

Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2015 г.)

(бакалавры).

Предмет и система уголовно-исполнительного права.

Каждая отрасль права имеет специфический, только ей присущий предмет регулирования.

К предмету (ст. 2 УИК РФ) можно отне­сти регулирование общественных отношений, связанных с:

а) исполнением всех видов наказаний (включая специаль­ные воинские) и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ;

б) применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) порядком участия органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных;

д) процедурой освобождения от наказаний и помощи осво­бождаемым лицам.

Самостоятельность отрасли права характеризуется нали­чием собственного метода правового регулирования.

Поскольку уголовное наказание представляет собой наи­более строгую форму государственного принуждения, его ис­полнение характеризуется основным методом императивного, властного приказа, предполагающего неравенство субъектов правоотношения ("властеотношения").

Это не исключает применение и других извест­ных праву методов — диспозитивного, поощрения и т. д.

В качестве признака само­стоятельной отрасли права также выделяется наличие особой комплексной системы правовых норм (источников), регулиру­ющих уголовно-исполнительные отношения.

Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2015 г.) - student2.ru

Исходной базой законодательства об исполнении нака­заний выступают общепризнанные принципы и нормы между­народного права (на уровне имеющих юридическую силу кон­венций, пактов, договоров). Всего их насчитывается более 20.

На втором месте по юридической силе в рассматривае­мой системе источников находится отечественное федераль­ное законодательство, и прежде всего Конституция. Уголов­ный и Уголовно-исполнительный кодексы РФ.

В соответствии со ст. 2 УИК РФ уголовно-исполнитель­ное законодательство Российской Федерации состоит из ука­занного Кодекса и других федеральных законов. В общей сложности имеется более 20 федеральных законов уголовно-исполнительного и комплексного, междисциплинарного ха­рактера.

Третий уровень. Статья 4 УИК РФ к источникам уголовно-исполнитель­ного права относит также основанные на законе нормативные акты высших федеральных органов исполнительной власти (под­законные акты). Это указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ в об­ласти борьбы с преступностью в целом и в уголовно-исполнительной сфере в частности.

Четвертым уровнем источников является ведом­ственная и межведомственная нормативная база: совместные приказы, инструкции Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры РФ, Минюста и Минобразования РФ, Минобороны.

Локальные нормативные акты, издаваемые, например, начальниками конкретных учреждений уголовно-исполнитель­ной системы, не принадлежат к числу источников уголовно-исполнительного права, а представляют собой акты о применении норм права.

Например, правила внутреннего распорядка в конкретном уч­реждении, а также приказы, постановления о наложении взысканий на осужденных и т. д.

Таким образом, самостоятельность уголовно-исполнитель­ного права как отрасли отечественного права определяется специфическим предметом регулирования, методами правово­го регулирования и самостоятельной, частично кодифициро­ванной и иерархически выстроенной системой нормативных актов.

В статье 10 (ч. 1) провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством.

Осужденных нельзя освободить от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом (например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными, лично не воспитывают своих детей).

Часть 3. ст.10 содержит правило, согласно которому осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, установленные международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Результатом влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, закрепленное в ч. 3 статьи 12: осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставит под угрозу их жизнь и здоровье. Это запрещение носит абсолютный характер и неукоснительно исполняется; утверждения о том, что такие опыты в России, якобы, проводились или проводятся, являются в лучшем случае досужим вымыслом.

Статья 12 (ч. 4) закрепляет право обращения осужденных с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления данными структурами, в суд, органы прокуратуры, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Ранее, до 8.12.2003 г. это было возможно только при условии если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты осужденных, названным законом это условие исключено, то есть, обращение за защитой возможно при любых обстоятельствах.

В статье 12 закрепляется право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Ответы осужденным даются на языке обращения.

Статья 12 закрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных. В отношении же осужденных, находящихся в условиях свободы, действует обычный порядок страховой медицины.

Законом от 8.12.04 г. дополнительно предусмотрено право осужденных на психологическую помощь, при этом участие осужденных в мероприятиях по оказанию психологической помощи возможно лишь по их согласию.

7. УИК РФ закрепляет право осужденных на социальное обеспечение, в том числе и на получение пенсий и социальных пособий. Оно осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Закрепляется право осужденных пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание таковой.

9. Закрепляется право осужденных - иностранных граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы, поддерживать связь с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации.

10. В заключительных частях статьи 12 содержатся положения, касающиеся осуществления осужденными своих прав. При этом специально отмечается, что при реализации прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Статья 13 регламентирует право осужденных на личную безопасность. Речь идет об обеспечении безопасности осужденных, изолированных от общества. Ранее, когда право на личную безопасность осужденных в законе не было закреплено, они самостоятельно разрешали возникающие конфликты, угрожающие им ситуации. Нередко это выливалось в крупные эксцессы, преступления, в том числе убийства и побеги. Так, если осужденный совершает побег за несколько недель или месяцев до своего освобождения, то причину следует искать в реальной угрозе его личной безопасности.

11. Закреплённое в УИК положение об обеспечение свободы совести и вероисповедания исходит из установлений Конституции и Закона РФ "О свободе вероисповедания". Осужденные за уголовные преступления, независимо от вида назначенного наказания имеют право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. На администрацию исправительного учреждения возлагается обязанность предоставить для совершения того или иного культового обряда соответствующее помещение. В системе УИС действует около 555 храмов и около 700 молитвенных комнат. Проведение треб (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в посылках, приобретать, иметь при себе религиозные книги, журналы, атрибуты культа (нательные крестики, ладанки и т.п.), кроме предметов, выполненных в виде колюще - режущих средств, и помимо изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурно - историческую ценность.

12. Порядок обращений осужденных регламентирован ст. 15 УИК РФ. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть из­ложены в устной и письменной формах. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, обязанной дать ответ на каждое обращение осужденных.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Цензу́ра (лат. censura) — контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными

Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2015 г.) - student2.ru Курс лекций по Уголовно-исполнительному праву (2015 г.) - student2.ru

Отредактированная цензурой фотография Сталина с расстрелянным Николаем Ежовым. Сталин посещает Беломорканал.

Однако пред­ложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной каз­ни, адресованные в органы, осуществляющие, контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключе­нием выходных и праздничных дней) направляются по принадлеж­ности.

13. Кодекс регламентирует осуществление контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19), а также судебный контроль (ст. 20), ведомственный контроль (ст. 21) и прокурорский надзор (ст. 22), кон­троль общественных объединений (ст. 23). Контроль обще­ственных объединений за деятельностью учреждений и органов, ис­полняющих наказания, осуществим лишь в тех пределах, которые установлены законодательством Российской Федерации, в частности Законом от 10 июня 2008г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», для исправительных центров, исправительных учреждений и дисциплинарных воинских частей.

Органами, имеющими право контроля за деятельностью учрежде­ний и органов, исполняющих наказания, являются только органы государственной власти Российской Федерации. Обращения осужденных, адресованные указанным органам, цензуре не подлежат.

При применении данной статьи (12) следует иметь в виду, что обра­щения осужденных по поводу решений и действий администрации органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

Колониях строгого режима

Мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, направляются по прибытии в колонию строгого режима в обычные условия, кроме осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, которые направляются в строгие условия отбывания наказания.

При отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду по отбытии не менее 9 месяцев срока наказания в обычных условиях осужденные могут быть переведены в облегченные условия.

Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

Осужденные, отбывающие наказания в облегченных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные или строгие условия.

Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через 9 месяцев при отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания.

Повторный перевод из строгих условий в обычные или из обычных в облегченные производится в таком же порядке.

Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, проживают в общежитиях.

Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных в период отбывания лишения свободы, получаемых ими пенсий и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 2 тыс. руб.;

2) иметь 3 краткосрочных и 3 длительных свидания в течение года;

3) получать 4 посылки или передачи и 4 бандероли в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, проживают в общежитиях.

Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных в период отбывания лишения свободы, получаемых ими пенсий и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 3 тыс. руб.;

2) иметь 4 краткосрочных и 4 длительных свидания в течение года;

3) получать 6 посылок или передач и 6 бандеролей в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях общежитий.

Им разрешается:

1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных в период отбывания лишения свободы, получаемых ими пенсий и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 1 тыс. руб.;

2) иметь 2 краткосрочных и одно длительное свидание в течение года;

3) получать 2 посылки или передачи и 2 бандероли в течение года;

4) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью 1,5 часа.

Пожизненное лишение свободы

В колониях этого типа отбывают наказание осужденные мужчины, приговоренные к пожизненному лишению свободы за совершение преступлений, связанных с умышленным лишением жизни одного или нескольких человек, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

По прибытии в исправительную колонию все осужденные помещаются в строгие условия отбывания наказания.

Осужденные размещаются в камерах, как правило, не более чем по 2 человека.

По просьбе осужденных и в иных необходимых случаях при возникновении угрозы личной безопасности они могут содержаться в одиночных камерах.

Перевод из строгих условий в обычные производится по отбытии не менее 10 лет при отсутствии взысканий за нарушение установленных условий отбывания наказания.

Из обычных условий в облегченные осужденные могут быть переведены при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду по отбытии не менее еще 10 лет.

Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в обычные или строгие условия отбывания наказания, а из обычных условий - в строгие.

Нормы расходования денежных средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение свиданий, посылок, передач и бандеролей такие же, как в обычных исправительных колониях особого режима.

Все осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью 1,5 часа, а при хорошем поведении осужденного и при наличии возможностей время прогулки может быть увеличено до 2 часов.

Военнослужащих.

1. Понятие, виды и основания назначения наказаний осужденным во­еннослужащим.

2. Порядок и условия исполнения наказания ввиде ограничения по военной службе.

3. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста назнача­емого осужденным военнослужащим.

4. Порядок и условия исполнения наказания в виде содержания в дис­циплинарной воинской части.

1. Понятие, виды и основания назначения наказаний осужденным во­еннослужащим.

Общие начала исполнения наказания в отношении военнослужащих закреплены в статье 5 Кодекса. По общему правилу наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с Уголовно-исполнительным Кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами отбывания уголовных наказаний, осужденными военнослужащими, утверждаемыми Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

УК РФ в отношении военнослужащих устанавливает специфические виды наказаний - ограничение по воинской службе, арест и содержание в дисциплинарной воинской части. В зависимости от характера совершенного преступления к ним могут быть применены и другие виды наказания.

Особенностью исполнения данных видов наказаний является то, что военнослужащие не только отбывают то или иное наказание, но и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ФЗ "О военной службе и воинской обязанности" и "О статусе военнослужащих", принятыми в 1998 г.

Российское уголовное законодательство не знает особой системы воинских наказаний. Однако особенности применения наказаний к военнослужащим в УК РФ занимают, можно сказать, особое место. Применяемые только в отношении военнослужащих ограничение по военной службе (ст. 51 УК), содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК) в качестве полноправных и равноценных включены в общую систему наказаний. Особенности применения некоторых других видов наказаний в отношении военнослужащих специально оговорены в законе.

2. Порядок и условия исполнения наказания ввиде ограничения по военной службе. ст. 143, "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 30.12.2012) {КонсультантПлюс}

Ограничение по военной службе (ст. 51), применяется к осужденным офицерам и другим военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за совершение воинских и общеуголовных преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Наказание назначается на срок от трех месяцев до двух лет и отбывается в условиях продолжения военной службы.

В ряде случаев за деяния, не относящиеся к числу преступлений против военной службы применяется "вместо исправительных работ", если санкция статьи допускает возможность осуждения к исправительным работам.

Ограничения по военной службе (ч. 7 ст. 16 УИК РФ) исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные. Порядок и условия исполнения наказания регламентированы разделом II Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных Приказом министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302 (ред. От 16.01.2001 г.).

В ч. 1 статьи 143 указаны правовые основания исполнения назначенного наказания, к числу которых, помимо вступившего в законную силу приговора суда, относится приказ командира воинской части по месту отбывания наказания. В приказе разъясняется содержание приговора суда относительно срока наказания и вытекающих из него правоограничений, определяются кадровые, финансовые и другие службы либо должностные лица, ответственные за выполнение отдельных предписаний приговора. Содержание приказа объявляется осужденному, в чем он расписывается, а также доводится до сведения всей воинской части. Время отбывания ограничения по военной службе включается в общую выслугу лет, дающую право на пенсию и другие социальные выплаты, в том числе и надбавки.

В период отбывания наказания за осужденным военнослужащим сохраняется право на основной и дополнительный отпуска. Из денежного содержания осужденного к ограничению по военной службе в доход государства удерживается сумма в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

В п. 17 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими подчеркивается, что ограничение по военной службе не препятствует получению военнослужащим - в предусмотренных законодательством случаях - других дополнительных выплат и надбавок, из которых также должны производиться соответствующие удержания. Удержания не производятся из пособий на детей.

Факт осуждения не влечет увольнения военнослужащего со службы либо понижения в должности или звании. В то же время, в период его отбывания осужденный не может быть повышен в должности и в воинском звании. Этот запрет может порождать определенные неблагоприятные последствия для военнослужащего и после отбытия наказания, поскольку в Вооруженных Силах РФ возможность получения очередного воинского звания обычно связана с занимаемой по службе должностью.

В норме закона предусмотрена возможность перевода осужденного на другую должность: а) в пределах данной воинской части; б) в другую воинскую часть или местность. Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям в порядке служебной необходимости: командировки, перевод на иные должности и на новые места службы в связи с сокращением штатов и другими организационно - штатными мероприятиями.

С осужденными военнослужащими командиром воинской части проводится воспитательная работа. Например, если лицо осуждено за преступление против военной службы, основной целью воспитательной работы является формирование у него добросовестного отношения к военной службе, воинской дисциплине, уважения к другим военнослужащим, бережного отношения к военному имуществу.

Исполнение ограничения по военной службе прекращается по отбытии всего установленного срока или досрочно. До истечения срока наказания осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В этом случае командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Примечание: По вопросу, касающемуся увольнения с военной службы, см. также статью 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ.О статусе военнослужащих.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ)

д) в связи с лишением его воинского звания;

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

(пп. "д.1" введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

(пп. "д.2" введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

(пп. "е.1" введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 286-ФЗ)

ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

(пп. "и" введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

(пп. "к" введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

(пп. "л" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

(пп. "м" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ)

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

(в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

(пп. "д" в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 286-ФЗ)

е) как не выдержавший испытание;

(пп. "е" введен Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

(пп. "е.1" в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

(пп. "е.2" введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 241-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

(пп. "ж" введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

(пп. "з" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.

(пп. "и" введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ)

3. Порядок и условия исполнения наказания, в виде ареста назнача­емого осужденным военнослужащим гл. 19, "Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 30.12.2012) {КонсультантПлюс}.

Одним из новых видов наказаний, введенных УК 1996 г., является арест с содержанием осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев. Статья 54 устанавливает, что военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахте в условиях сохранения за ними статуса военнослужащих. Наказание отбывают следующие категории военнослужащих: солдаты, матросы, прапорщики, мичманы и офицеры; срок наказания определяется военным судом. В отношении военнослужащих, отбывающих наказание в виде ареста, действуют общие правила об условно - досрочном освобождении, амнистии и помиловании.

Наказание исполняется в специально оборудуемых помещениях - гауптвахтах; они могут быть гарнизонными или войсковыми (корабельными). Оборудуются гауптвахты в отдельном изолированном помещении и по типу камер.

Гауптвахты предназначены не только для исполнения наказания в виде ареста, они используются и в других целях. Военнослужащие, осужденные военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые содержатся на гауптвахте отдельно от арестованных и задержанных в дисциплинарном порядке. При этом осужденные и подсудимые содержатся отдельно от подозреваемых и обвиняемых.

Раздельное содержание на гауптвахте предусмотрено и в зависимости от воинского звания. Подобная углубленная дифференциация вызвана не только отношениями воинской субординации, но и возрастными особенностями военнослужащих. Кроме того, более или менее однородная масса осужденных позволяет эффективнее организовывать воспитательное воздействие.

Военный суд, вынесший приговор об осуждении военнослужащего к наказанию в виде ареста, выдает воинской части распоряжение об исполнении приговора. Начальник гауптвахты, принимая арестованных военнослужащих, проверяет наличие у них положенных вещей, производит личный досмотр, изымает для хранения поясные ремни, вещи и ценности, которые не положено иметь в камере, а также все служебные документы, записывает все данные в именной список и в книгу арестованных.

В соответствии с Положением о гауптвахте осужденные военнослужащие на занятия и работы не привлекаются. Для сна им выдаются шинели, матрацы и подушки с верхними наволочками; курение разрешается в отведенных для этого местах.

Свидания с осужденными предоставляются по специальным ордерам.

К осужденным военнослужащим применяется специфическая система мер поощрения и взыскания с целью стимулировать примерное поведение и добросовестное отношение к военной службе, в частности: благодарность; досрочное снятие ранее наложенного взыскания; зачет времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично. В качестве мер взысканий могут применяться выговор и перевод в одиночную камеру на срок до 10 суток. Вид взыскания обусловливается не только тяжестью проступка и спецификой личности осужденного, но и педагогической целесообразностью с учетом обстановки и сложившихся на данной гауптвахте традиций.

Правом применять меры поощрения и взыскания пользуются военный комендант и начальник гарнизона.

В особенностях правового положения осужденных военнослужащих проявляется прежде всего карательная сущность ареста, которая в значительной мере обращена в будущее. Это особенно важно для лиц, связавших свою жизнь с военной службой и заинтересованных в сохранении своего правового статуса именно как военнослужащего.

Время отбывания ареста в общий срок военной службы не засчитывается, что может неблагоприятно проявиться при выходе на пенсию по достижении предельных сроков службы или иным обстоятельствам (болезнь, ранение, увечье и т.п.). Не засчитывается этот срок и при присвоении очередного воинского звания. Есть и другие ограничения: осужденные не могут быть назначены на вышестоящую должность, переведены на новое место службы и уволены с военной службы, за исключением признания их негодными по состоянию здоровья. В последнем случае суд должен рассмотреть вопрос об освобождении такого лица от дальнейшего отбывания ареста либо замене его другим видом наказания.

На 1 января 2013 года данный вид наказания для военнослужащих все еще не применяется, как и Арест в целом.

4. Порядок и условия исполнения наказания в виде содержания в дис­циплинарной воинской части.

Содержание в дисциплинарной воинской части является наиболее строгим из всех воинских наказаний. Наряду со специфическими элементами отбывания этого вида наказания, при его исполнении применяются основные средства исправления осужденных, закрепленные в ст. 9 Общей части УИК РФ. Это позволяет использовать многие элементы, относящиеся к режиму, воспитательной работе, развитию у осужденных полезной инициативы и др. Кроме того, порядок и условия отбывания данного вида на

Наши рекомендации