Налог и сбор: понятия и признаки, общее и отличия

В соответствии со ст 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физ лиц в форме отчуждения в целях фин обеспеч деятел гос-ва

Признаки налогов:

1. Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием. Налогообложение не предполагает каких-либо форм кредитования государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, причем всегда в форме закона. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют из закона. Выполнение налоговой обязанности обеспечивается системой государственного принуждения.

2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

3. Денежная форма уплаты. НК определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает.

4. Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (более 90% всех бюджетных доходов). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.

Сбор- обязательный взнос, взымаемый с организ и физ лиц, уплата которого явл одним из условий соверщ в отнош плательщика сборов гос орг и орг МСУ определ юр действий

Признаки сбора:

1. Сбор - это обязательный взнос

2. Сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

3. Индивидуальная возмездность - уплачивая сбор, плательщик сбора всегда имеет определенную цель, в частности, получения каких-либо прав или лицензии.

4. Сбор взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права

Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:

— обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

— адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

— изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

— возможность принудительного способа изъятия;

— осуществление контроля единой системой налоговых органов.

В то же время, несмотря на некоторые одинаковые признаки, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.

1. По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

2. По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

3. По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

4. По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

5. По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

Наши рекомендации