Гражданский Кодекс РСФСР 1922г.

ГК РСФСР исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, товарно-денежных отношений, хотя и отдавал предпочтение социалистическому укладу. Вводились статьи, направленные "против злоупотребления НЭПом". ГК состоял из четырех разделов: общая часть, вещное право, обязательное право, наследственное право. ГК был одним из самых больших кодексов не только по количеству статей (435), но и по кругу регулируемых отношений. Гражданско-правовые нормы различались по принципу обязательности: диспозитивные и принудительные. также кодекс содержал нормы определительные, декларативные, истолковательные и организационные.

В ГК утверждалось, что гражданские права охраняются законом (вне зависимости от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения) за исключением тех случаев, когда они осуществляются в противоречии с их назначением. При этом граждане получали многочисленные права: Ст. 5. В соответствии с этим каждый гражданин РСФСР и союзных советских республик имеет право свободно передвигаться и селиться на территории РСФСР, избирать не воспрещенные законом занятия и профессии, приобретать и отчуждать имущества с ограничениями, указанными в законе, совершать сделки и вступать в обязательства, организовывать промышленные и торговые предприятия с соблюдением всех постановлений, регулирующих промышленную и торговую деятельность и охраняющих применение труда.

Особо оговаривался приоритет законности в отношении лишения гражданских прав: Ст. 6. Никто не может быть лишен гражданских прав или ограничен в правах иначе, как в случаях и в порядке, определенных законом.

Дееспособность в полном объеме наступала по достижении 18 летнего возраста.

Ст. 52. Различается собственность: а) государственная (национализированная и муниципализированная), б) кооперативная, в) частная.

Земля, недра, леса, горы, железные дороги, их передвижной состав и летательные аппараты могли быть исключительно собственностью государства: Ст. 21. Земля является достоянием государства и не может быть предметом частного оборота. Владение землею допускается только на правах пользования.

На правах частной собственности могли быть: строения, торговые предприятия, предприятия промышленные с числом рабочих не выше установленного законом, орудия производства, ценности, не воспрещенные законом к продаже товары, предметы хозяйства и домашнего обихода и всякое имущество, не изъятое из частного оборота. Предприятия с неограниченным числом работающих могли быть собственностью кооперативных организаций. Кодекс определял порядок, условия и формы заключения договорных обязательств и последствия их нарушения. Жилые строения могли быть предметом купли-продажи при условии, что в руках покупателя (и его супруга и несовершеннолетних детей) не оказалось более одного владения, а продавец и его семья могли отчуждать не более одного строения в три года. Разрешались договора займа с ограничением взимаемых процентов не свыше 6% годовых (при этом было запрещено начисление сложных процентов). Сделки, явно наносящие ущерб государству, признавались недействительными. за нарушение норм данного кодекса нередко применялись меры наказания по УК.

Что касается наследственного права, то кодекс вводил наследование как по закону, так и по завещанию. Однако было оговорено, что передаваемая наследственная масса не должна превышать 10 тысяч золотых рублей (в 1926 г. это ограничение было отменено, но наследство облагалось высоким налогом).

Законодатель определяет многочисленные формы кооперированной собственности: товарищества простое, полное, на вере, с ограниченной ответственностью, паевое товарищество (акционерное общество).

КЗОТ 1922.

был принят в ноябре 1922 и сразу вступил в силу. 17 глав. распространялся на все предприятия, использующих наемный труд за вознаграждение. предоставление работы осуществляется через органы наркомтруда. основные правовые формы привлечения к труду – коллективные и трудовые договоры. размер вознаграждения за труд не мог быть ниже установленного законом.закон регламентировал порядок заключения трудовых договоров, выплаты компенсаций и пособий, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, труд несовершеннолетних и женщин. от имени работающих выступали профсоюзы. закон вводил порядок социального страхования на гос-ных, общественных и иных предприятиях и для частных лиц. закон предусматривал санкции для нарушителей трудового законодательства. Договоры считались недействительными если условия были ниже установленных в КЗоТе. Установлен минимум оплаты. Большое внимание уделялось выявлению фиктивных объединений,по своей сути бывшим лжекооперативам.

Уголовный кодекс 1926 г.

Новый УК РСФСР признал себя преемником УК 1922 г., поэтому назывался Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г. Он состоял из пяти разделов: 1 - о задачах уголовного законодательства РСФСР; 2 - пределы действия Уголовного кодекса; 3 - общие начала уголовной политики РСФСР; 4 - о мерах социальной защиты, применяемых по Уголовному кодексу в отношении лиц, совершивших преступления; 5 - о порядке применения мер социальной защиты судебно-исправительного характера. Подобно УК 1922 г. в ст. 6 давалось классово-социальное понятие преступления. Сохранялась норма об аналогии. Минимальный возраст уголовной ответственности республиканские УК установили в 13 и 14 лет. Изменения в системе наказаний в Основных началах сводились к следующему: условное осуждение обоснованно было выведено из числа видов наказаний, ибо таковым не является; объявление врагом трудящихся сопрягалось с изгнанием из пределов СССР; предостережение выносилось судом при оправдательном приговоре (что неудачно, ибо при оправдательном приговоре нет ни преступления, ни наказания, и предостережение не должно находиться в системе наказаний).

Вопрос 60

Образование СССР. Нац-гос-ое строит-во в 1920-1930-г. Конституция 1924г: подготовка и основные положения.

).

Предпосылки создания СССР:

- после октябрьской революции начался процесс распада бывшей Рос.империи (объявили свою независимость финляндия, польша, эстония, латвия, литва, белоруссия, украина. грузия, азербайджан, армения)

-после ГВ в 22г. образовались несколько формально независимых советских республик (РСФСР, УССР, БССР, ГССР, АЗССР,АССР)

Причины :

-экономическая зависимость национальных районов

-опыт сотрудничества в годы ГВ(для отпора антисоветским силам между РСФСР. УССР и БССР был заключен военно-политический союз(1919)

-1922г. – объединение 3х республик в Закавказскую

-власть в республиках фактически принадлежала коммунистической партии

-социальная: идея принадлежности к единому великому государству

ВАРИАНТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

1. план автономизации сталина (предоставление советским республикам лишь отдельных автономных прав при сохранении ими независимости в составе России

2. план гос.союза Ленина(объединение советских республик на началах равноправия и сохранения своего суверенитета. с правом выхода из союза. его и приняли

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномоч­ных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: Декларация об образовании СССР и Договор об образовании СССР. Доклад о Декларации и Договоре об образовании СССР сделал на съезде И. В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР.в декларации разграничивались права: в ведении СССР:международное представительство, охрана границ, оборона, гос.безопасность, внешняя торговля. транспорт, бюджет. связь, денежное обращение; в ведении республик:внутр.дела, земледелие, просвещение, юстиция, гос.обеспечение, здравоохранение.

В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Летом 1923 г. сессия ЦИК утвердила и ввела в действие Конституцию. Окончательное утверждение должно было произойти на II съезде Советов в январе 1924 г.. 31 января 1924 г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов Советов (1 депутат от 125 000 избирателей).

В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченные общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные — через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты имели в нем своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решений СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум, обязанные предоставлять свои поправки на ратификацию Съезду.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, «пролетарской по содержанию и национальной по форме» (И.В. Сталин), на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.

национально-территориальное строительство:

1925 – на территории Туркестанской ССР были образованы новые союзные республики – узбекская ССР и туркменская ССР. 1929 – таджикистанская ССР. 1936 – из туркменской: казахская и киргизская, распад закавказской на 3 республики. 1939 – территории з.украины и з.белоруссии вошли в СССР. 1940 – литва. латвия, эстония, бессарабия в составе молдавской АССР, карело-финская ССР.

Вопрос 61

Наши рекомендации