Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.

Дальн. развитие гражд. права в период НЭП.

ГК РСФСР 1922 г. был принят в ок­тябре 1922 г. на основе Декрета ВЦИК «Об основных частных имущественных правах, признаваемых РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых су­дами РСФСР», которым в РСФСР допускалась част­ная собственность, признавались имущественные права граждан и допускалось развитие гражданского оборота.

Структура гражданского кодекса 1922 г.:

1) Общая часть, содержащая основные положения и общие принципы гражданского права. В общей части регулировалось правовое положение субъ­ектов гражданских правоотношений (все гражда­не республик и юридические лица), перечислялись объекты (имущество, не изъятое из гражданского оборота), давалось понятие сделок (действий, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских правоотношений и ре­гулировалась исковая давность (3 года). По Граж­данскому кодексу 1922 г. имущественные права принадлежали всем независимо от пола, расы, на­циональности и вероисповедания.

Виды имущест­венных прав:а) свободное передвижение по территории РСФСР;

б) занятие любым не запрещенным законом ви­дом деятельности; в) приобретение и отчуждение имущества; г) учреждение промышленных и торговых предприя­тий;

2) вещное право, основными институтами которого были: а) право собственности, в котором выделяли:• государственную собственность, существо­вавшую в муниципализированной и национа­лизированной форме;• кооперативную собственность; • частную собственность.

Право собственности в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. определялось как право владения, поль­зования и распоряжения имуществом, но только в пределах, установленных законом. Ограничения­ми прав собственности были реквизиция и конфи­скация;

б) право застройки, предусматривающее заклю­чение договора застройки, в соответствии с ко­торым выделялись земельные участки для строительства сроком не более чем на 49 лет. По окончании указанного срока построенное со­оружение переходило в собственность государ­ства, при этом застройщику выплачивалась компенсация за произведенные им затраты;

в) залоговое право, которое определялось как право залогодержателя при невыполнении должником обеспеченного залогом обязатель­ства получить преимущественно перед други­ми кредиторами удовлетворение из ценности заложенного имущества. При этом залогода­тель должен был обладать правом собственно­сти на закладываемое имущество. В залог до­пускалось передавать право застройки и иное имущество, не изъятое из оборота;

3) обязательственное право, регулирующее:

а) систему договорных обязательств (договоры имущественного найма, купли-продажи, мены, займа, подряда, товарищества, страхования);

б) комплекс обязательств, которые возникли вслед­ствие вреда и неосновательного обогащения;

в) порядок создания товариществ (полных товари­ществ, товариществ на вере, товариществ с огра­ниченной ответственностью);

г) порядок, условия, формы заключения догово­ров, их сроки и последствия договорных обяза­тельств;

4) наследственное право, допускающее наследова­ние по закону и завещанию на общую сумму не свыше 10 000 руб. Законными наследниками по ГК РСФСР 1922 признава­лись супруг, нисходящие прямые родственники, нетрудоспособные и неимущие лица, находившие­ся на иждивении у умершего. Наследование по за­кону осуществлялось равными долями из наслед­ственного имущества. Допускалось возложение завещанием на наследника исполнения опреде­ленных обязанностей. Срок принятия наследства устанавливался в 6 месяцев со дня его открытия. Если имущество не принималось, то оно объявля­лось выморочным и переходило к государству.

20. 22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, однако данный нормативный акт не внес серьезных изменений в УК РСФСР 1922 г.

Кодекс состоял из введения и двух частей —Общей и Особенной. Части делились на главы, а последние — на 227 статей.

Под преступлением УК РСФСР понимал всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени.

Действие УК распространялось на все преступления, совершенные в пределах РСФСР как ее гражданами, так и иностранцами, не пользовавшимися правом экстерриториальности.

Целями наказания являлись: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, лишение преступника возможности совершать новые преступления.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет. В отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет могли быть назначены меры медико-педагогического воздействия.

Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию, штраф и др. По делам, находящимся в производстве ревтрибуналов, в качестве исключительной меры применялся расстрел. При отсутствии в УК прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания применялись в соответствии с принципом аналогии. При определении меры наказания учитывались степень и характер опасности преступника и совершенного им преступления.

Система преступлений по УК включала преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др.

В законодательстве складывается четкое деление на Общую и Особенную часть уголовного права. В УК дается общее понятие преступления. Указывается его главная характерная черта – общественная опасность9ст.6). Из нее вытекает и другая особенность – противоправность, т.е. преступными признаются только те деяния, которые запрещены уголовным законом, прежде всего самим УК. Уже нельзя было использовать в качестве непосредственного источника права революционное правосознание, что означало серьезный шаг в укреплении законности, поскольку ставились определенные рамки, в которых мог действовать суд.

Преступлениями по закону признаются только виновные действия, т.е умышленные или неосторожные. Правда, в УК делается одно небольшое исключение, ст.49 позволяет высылать сроком до 3 лет лиц, не виновных в преступлении, но лишь связанных с преступной средой, причем только по приговору суда. Следует отметить такую гуманную меру как условное осуждение.

В УК РСФСР 1926г. Перечень форм воздействия на преступника замыкала такая мера социальной защиты, как предостережение, применяемая, когда суд, вынося оправдательный приговор, в то же время усмотрит, что «поведение оправданного дает все же основания опасаться совершения им преступления в будущем».

Уголовное законодательство откровенно подчеркивает классовый подход к преступнику. Так, Основные начала требуют, чтобы суд при вынесении наказания учитывал, не относится ли преступник к лицам, эксплуатировавшим в прошлом чужой труд.

Система преступлений имела некоторое сходство с той, которая существовала в России до революции. Конечно, в ней отсутствует преступление против церкви, стоявшие раньше на первом месте, зато следующие рода преступлений располагались примерно по традиционной схеме, т.е. наиболее тяжкими считались деяния, затрагивающие государственный или общественный интерес, а преступления против личности стояли ближе к концу Кодекса. Схема родов преступлений выглядела следующим образом: государственные преступления, должностные, нарушение правил об отделении церкви от государства, хозяйственные, против личности, имущественные воинские. Контрреволюционное преступления, оно предусматривает вооруженное восстание, шпионаж, вредительство, диверсии и др. В ст.8 говорилось об ответственности за террористический акт, под которым понималось убийство только «представителей советской власти или деятелей революционных рабочих и крестьянских организаций.

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 Г.

24.02.1923г. ЦК РКП(б) создал комиссию по выработке проекта Конституции СССР в составе 25 человек из представителей ЦИК союзных республик. Был заслушан доклад, рассмотрены спорные вопросы - (создание Конституции и принятие проекта ЦИК или усовершенствование Союзного договора, как предлагал председатель Совнаркома Украины Х.Раковский), внесены изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного гос-ва и важность принятия Конституции. 06.07.23 г. ЦИК Союза утвердил проект Конституция СССР 1924 г. была Основным Зако­ном СССР, явившимся следствием образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных рес­публик, была принята на 2 съезде Советов СССР 31 января 1924 г.- завершила оформление принципиально нового гос-ва- СССР. В союзном гос-ве сочетался суверенитет Союза с суверенными правами его членов - союз. республик. К. закрепила за Союзом важные права, обеспечивающие его нормальное функционирование, уделялось большое внимание гарантиям прав членов Союза. Провозглашение права свободного выхода из СССр было показателем силы Сов. гос-ва, подчеркивалось право союз. республик на неизменяемость их территорий, вопрос о границах республик решался на основе принципа интернационализма. К. исходила из идей ограниченности суверенитета как союзного гос-ва в целом, так и его членов, так и и идеи разграничения суверенных прав, и их гармонического сочетания при максимальном сочетании интересов каждого члена союза.

По содержанию Конституция СССР 1924 г. имела следующую структуру:

1) Декларация об образовании СССР, которая была подписана Россией, Украиной, Белоруссией, За­кавказской республикой, а позднее и Узбекиста­ном и Туркменистаном. В Декларации об образо­вании СССР отражались такие основные принципы объединения республик в Союз ССР, как: добро­вольность, равноправие, право выхода;

2) Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав;

а) о предметах ведения верховных органов власти СССР; б) о суверенных правах союзных республик и союз­ном гражданстве; в) о съезде Советов СССР; г) о Центральном Исполнительном Комитете СССР; д) о Президиуме ЦИК СССР; е) о Совете народных комиссаров СССР; ж) о Верховном Суде СССР; з) о народных комиссариатах СССР;

и) об объединенном государственном политическом управлении:

к) о союзных республиках; л) о гербе, флаге и столице СССР. По Конституции СССР 1924 г. в компетенцию СССР входило: 1) регулирование международных отношений и внешней политики; 2) решение вопросов развития народного хозяйства СССР;

3) утверждение единого бюджета СССР;

4) управление транспортом, связью, вооруженными силами, финансами, налогами, землей, недрами; 5) определение судоустройства и судопроизводства;

6) определение гражданских, уголовных и общих начал трудового законодательства;

7) охрана суверенных прав республик СССР; 8) прием в состав СССР новых республик;

9) изменение границ СССР либо границ республик; разрешение споров, возникаемых между респуб­ликами.

Союзные республики при осуществлении своей власти ограничивались установленными Конститу­цией СССР 1924 г. пределами. В компетенцию союзных республик входила организациявнут­ренних дел, с/ха, образования, юсти­ции, социального обеспечения и здравоохранения.

Система высших органов власти по Договору об об­разовании СССР, который являлся вторым разделом Конституции СССР 1924 г., включала в себя:

1) Всесоюзный съезд Советов — высший орган власти СССР, который избирался из городских и губернских съездов;

2) Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК СССР) — орган, созываемый в период меж­ду съездами высших органов власти и работаю­щий в сессионном порядке. Центральный испол­нительный комитет СССР состоял из;

а) союзного Совета — органа, состав которого избирался съездом Советов СССР из предста­вителей союзных республик;

б) Совета Национальностей — органа, состояще­го из представителей союзных и автономных рес­публик и автономных областей;

3) Президиум ЦИК СССР — высший и законодатель­ный орган, работающий в перерывах между сес­сиями ЦИКа СССР;

4) Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР) — ис­полнительный и распорядительный орган ЦИКСССР, в состав которого входили Председатель СНК, его заместители и 10 наркомов;

5) народные комиссариаты (наркоматы) — органы, образованные в структуре СНК и осуществляю­щие непосредственное руководство отдельными отраслями государственного управления;

6) Верховный Суд СССР — орган, наделенный функ­циями судебного контроля и конституционного над­зора.

Наши рекомендации