Критерии оценки написания эссе

Участие в написании эссе оценивается в рамках достижения конечной цели в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Балл
1. Уровень освоения материала
2. Качество подготовленной модели
3. Способность проводить оценку
4. Способность делать выводы
5. Способность отстаивать собственную точку зрения
6. Способность ориентироваться в представленном материале
Итоговая сумма баллов:

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
76–100 Отлично
51–75 Хорошо
26–50 Удовлетворительно
0–25 Неудовлетворительно

Ситуативная задача

Задача 1.Б. Было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ. Судья назначил предварительное слушание в связи с необходимостью возвращения уголовного дела прокурору для устранения нарушений, допущенных при составлении обвинительного заключения. К нарушениям, препятствующим рассмотрению дела, он отнес тот факт, что следователь не привел в обвинительном заключении показания обвиняемого, данные в процессе предварительного расследования.

Сформулируйте и обоснуйте позицию, которую должен занять прокурор на предварительном слушании.

Задача 2.В ходе предварительного слушании несколько обвиняемых заявили ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, в то время как другие настаивали на рассмотрении дела судьей единолично. Защита заявила ходатайство о возвращении дела прокурору ввиду необходимости выделения материалов дела в отношении нескольких обвиняемых в отдельное производство. Представитель потерпевшего возражал против возвращения дела прокурору, предлагая суду самостоятельно в ходе предварительного слушания выделить дело.

Сформулируйте и обоснуйте позицию прокурора по заявленному ходатайству.

Критерии оценки ситуативной задачи

За участие в анализе ситуации студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Наименование критерия Оценочная шкала (в баллах)
Качество анализа сложившейся ситуации, формулирование направлений развития. от 0 до 10
Качество защиты избранного варианта: умение излагать основные положения, аргументировано отстаивать точку зрения, воспринимать противоположные, отвечать на вопросы оппонентов от 0 до 5
Точность соблюдения регламента от 0 до 5
Активность команды во время групповой работы от -3 до +3
Активность команды как оппонента при обсуждении вариантов других команд от -3 до +3
Умение вести дискуссию от -3 до +3
Несоблюдение регламента: игровой командой докладчиком   -3 -1
Итого от -12 до 29


Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка
от 20 до 29 Отлично
от 10 до 20 Хорошо
от 0 до 10 Удовлетворительно
от- 12 до 0 Неудовлетворительно

Оценочные средства для промежуточной аттестации

Формируемые компетенции

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК–3 способность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства.   ПК-3.2 Способность обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества, государства

Типовые оценочные средства

Содержание контрольной работы.

1. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Функции прокурора в уголовном судопроизводстве.

2. Соотношение прокурорского надзора и ведомственного процессуального контроля в сфере расследования уголовных дел.

3. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в сфере расследования уголовных дел.

4. Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

2. Выполните тестовые задания:

1. Если предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор в суде:
А) Поддерживает от имени государства обвинение;
Б) Поручает поддержание обвинения от имени государства дознавателю или следователю, производившему дознание по данному делу
В) Не решает вопрос о поддержании государственного обвинения
2. Замена прокурора в ходе судебного заседания при рассмотрении уголовного дела:
А) Влечет за собой повтор судебных действий по просьбе прокурора;
Б) По общему правилу не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства
В) Влечет за собой повторение действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства
3. Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта, по вновь открывшимся обстоятельствам подается прокурором в арбитражный суд, принявший данный судебный акт. Не позднее … со дня открытия обстоятельств, является основанием для пересмотра судебного акта:
А) 3 месяцев
Б) 1 месяца
В) 2 месяца

4. Кейсовые задания.

Потерпевший Лебедев обратился в прокуратуру района с заявлением, в котором сообщил, что следователь следственного отдела при РОВД Селезнев ведет следствие не объективно.

Это, по его мнению, выразилось в том, что последний:

– не истребовал характеристики с места его работы,

– при даче им показаний в ходе допроса неоднократно прерывал, выражая сомнения в правдивости его показаний,

– при записи в протоколе допроса опускал факты, имеющие значение для изобличения обвиняемого,

– не допросил соседей, которые могли бы сообщить сведения, имеющие существенное значение по расследуемому уголовному делу.

Как к этому заявлению должен отнестись прокурор района? Какое решение им может быть принято? Составьте проект решения.

За каждый правильно отверченный открытый вопрос можно получить 4 балла, всего в контрольной работе предполагается 5 открытых вопросов.

За каждое правильно выполненное тестовое задание можно получить 1 балл, всего в контрольной работе предполагается 10 тестовых вопросов.

За каждый корректно и полно выполненный кейс можно получить 5 баллов. Всего в контрольной работе предполагается 3 кейсовых задания.

Контрольная работа рассчитана на 2 академических часа.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка Зачтено
от 40 до 45 Отлично зачтено
от 30 до 39 Хорошо
от 20 до 29 Удовлетворительно
от 0 до 19 Неудовлетворительно незачтено

Экзаменационный билет включает в себя: два теоретических вопроса и одно кейсовое задание.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Функции прокуратуры в уголовном судопроизводстве.

2. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел

3. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора

4. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора

5. Надзор за законностью прекращения уголовных дел. Согласие прокурора.

6. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса

7. Соотношение прокурорского надзора и ведомственного (процессуального) контроля руководителя следственного органа (РСО).

8. Разграничение компетенции прокурора и РСО по рассмотрению жалоб на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

9. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления

10. Надзор на стадии возбуждения уголовных дел

11. Надзор за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту

12. Надзор за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел

13. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве

14. Надзор за законностью приостановления предварительного следствия

15. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан

16. Полномочия прокурора на этапе утверждения им обвинительного заключения

17. Правовое регулирование информирования прокурора о состоянии расследования по уголовным делам

18. Сущность и задачи участия прокуроров при рассмотрении уголовных дел в судах.

19. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел.

20. Участие прокурора на предварительном слушании.

21. Деятельность прокурора в стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию.

22. Участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Поддержание государственного обвинения. Участие в исследовании доказательств.

23.Отказ прокурора от обвинения. Правовые последствия.

24. Речь государственного обвинителя, ее назначение и содержание. Реплика прокурора.

25. Апелляционное представление прокурора. Основания принесения.

26. Кассационное представление прокурора. Основания принесения

27. Надзорное представление прокурора. Основания принесения

28. Полномочия прокурора при производстве по уголовным делам ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

2. Ситуационное задание

Прокуратурой района проведена прокурорская проверка исполнения законов о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях в районном отделе внутренних дел.

Выявлено, что вопреки требованиям закона, не все заявления о совершенных преступлениях принимаются и регистрируются дежурными по отделу.

Так, 10 февраля дежурный по РОВД капитан милиции Дознавателев не принял заявление от гражданки Петровой о краже у нее видеомагнитофона из квартиры. 16 февраля дежурный ст. лейтенант милиции Зайцев уклонился от приема заявления у гражданина Бутылина об ограблении его неизвестными лицами возле ресторана «Заря». Данные заявления не зарегистрированы и никакие меры розыска по ним не приняты.

Установлено также, что в РОВД систематически нарушаются сроки рассмотрения и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях.

Так, по заявлению гражданки Макарьевой о ее ограблении, решение о возбуждении уголовного дела было принято только через 15 дней; по заявлению гражданина Смирнова о краже мотоцикла отказано в возбуждении уголовного дела через 25 дней. В установленный же законом срок разрешено только 45% заявлений и сообщений.

Кроме того, в нарушении требований ч.2 ст.145 УПК РФ, о принятом по заявлению решении не сообщается заявителю и не разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Как должен поступить помощник прокурора района юрист 1 класса Ершов, который по заданию прокурора провел данную прокурорскую проверку?

Из каких источников он выявил данные нарушения закона?

Составьте проект соответствующего акта прокурорского реагирования.

3. Кейсовые задания

Следователь обратился в суд с ходатайством об избрании в отношении Киселева меры пресечения в виде заключения под стражу. Киселеву предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ст. 264 ч. 2 УК РФ. Являясь лицом, управлявшим автомобилем, Киселев допустил нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть потерпевшего. Он проявил преступное легкомыслие и невнимательность к дорожной обстановке и ее изменениям, которые выразились в том, что он двигаясь на автомобиле марки БМВ-520 в момент возникновения опасности в виде пешехода Зварцева, пересекавшего проезжую часть вне зоны пешеходного пешехода, не смог избежать на него наезда, имея техническую возможность остановить автомобиль при движении с допустимой скоростью. Киселев 1972 года рождения, женат, несовершеннолетних детей не имеет, вину по предъявленному обвинению признал, не судим, работает резчиком в типографии.

Методические материалы

Освоение дисциплины предусматривает комплекс мероприятий, направленных на формирование у обучающихся базовых системных теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для их применения на практике.

Базовый материал по конкретным вопросам осваиваемой дисциплины дается в рамках занятий лекционного типа.

Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля (4-5 см) для дополнительных записей. Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их. В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и принципов. Остальное должно быть записано своими словами. Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.

Семинарские занятия проводятся с целью применения и расширения знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы над литературными источниками с использованием современных информационных технологий, в частности, сети Интернет. Целью самостоятельной работы является повторение, закрепление и расширение пройденного на аудиторных занятиях материала.

Для правильного понимания изучаемых вопросов рекомендуется в полном объеме выполнять предложенные задания, строго следовать указаниям по подготовке к семинарским занятиям, последовательно проходить промежуточные и итоговые формы контроля.

Освоение дисциплины обучающимися целесообразно проводить в следующем порядке:

1) получение базовых знаний по конкретной теме дисциплины в рамках занятий лекционного типа;

2) работа с основной и дополнительной литературой по теме при подготовке к семинарским занятиям;

3) выполнение заданий самостоятельной работы по соответствующей теме до проведения семинарского занятия по ней;

4) закрепление полученных знаний в рамках проведения семинарского занятия;

5) получение дополнительных консультаций у преподавателя по соответствующей теме в дни и часы консультаций.

При подготовке к семинарским занятиям, контрольным и тестированию, следует в полной мере использовать академический курс литературы, рекомендованной преподавателем. Помимо учебной, научной литературы студентами должны активно использоваться сетевые информационно-экспертные ресурсы, а также словари, справочники. Они дают более углубленное представление о проблемах, получивших систематическое изложение в учебниках. Умение работать с литературой означает научиться осмысленно пользоваться источниками.

Прежде чем приступить к освоению научной литературы, рекомендуется чтение учебников и учебных пособий.

Студентам рекомендуется выполнить самостоятельно рефераты и доклады, предлагаемые при подготовке к семинарским занятиям.

На семинарских занятиях регулярно проводятся тестирования. Для подготовки к тестированию, студенту рекомендуется повторять весь пройденный по дисциплине материал перед каждым семинарским занятием.

Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку к экзамену (зачету). Основными функциями экзамена (зачета) являются: обучающая и оценочная. При подготовке к экзамену (зачету) студент повторяет, как правило, ранее изученный материал. В этот период сыграют большую роль правильно подготовленные заранее записи и конспекты. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к семинарам, закрепить ранее изученный материал. Экзамен (зачет) позволяет оценить уровень сформированности этапа компетенций.

Перечень используемых образовательных технологий и оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины представлен в рабочей программе дисциплины. В следующей таблице представлено описание возможных видов контрольных мероприятий.

Виды занятий и контрольных мероприятий Оцениваемые результаты обучения Описание процедуры оценивания
Посещение лекций Знание теоретического материала по пройденным темам Проверка конспектов лекций, тестирование
Выполнение практических работ Основные умения и навыки, соответствующие теме занятия Защита выполненных кейсовых и ситуационных заданий, демонстрация командных решений в форме деловой игры
Самостоятельная работа (выполнение индивидуальных, дополнительных заданий, рефератов, эссе) Знания, умения и навыки, сформированные во время самоподготовки Проверка полученных результатов, рефератов, тестирование
Промежуточная аттестация Знания, умения и навыки, соответствующие изученной дисциплине Зачет, с учетом результатов текущего контроля, в форме контрольной работы Экзамен (зачет), с учетом результатов текущего контроля, в форме опроса по билетам

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы бакалавра: посещение лекций, практических занятий, написание эссе, рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на практическом (семинарском) занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.

Практические (семинарские) занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается бакалавром из предложенного перечня тем. На семинаре бакалавр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления.

Требования к выполнению самостоятельной работы.

1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.

2. Результаты самостоятельной работы должны демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения автора получать необходимую информацию, компилировать ее, делать логические выводы и использовать теоретические знания полученные в процессе обучения.

3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, составление глоссария, подготовка к опросу, написание реферата, подготовка презентации по реферату, подготовка и оформление эссе, подготовка к деловым играм в команде.

Вопросы для самостоятельной подготовки к опросу по темам курса

Задачи и предмет прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела. Пределы осуществления прокурорского надзора. Плановые и текущие проверки.

Виды сообщений и заявлений о преступлении, способы их проверки. Способы осуществления прокурорского надзора за законностью содержания и сроков доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлениях.

Надзор прокурора за законностью решений следователя (дознавателя) на стадии возбуждения уголовного дела. Типичные нарушения закона, допускаемые на стадии возбуждения уголовного дела, способы их выявления и устранения. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона.

Цели и задачи государственного обвинителя в подготовительной части судебного разбирательства. Формы участия государственного обвинителя в подготовительной части судебного разбирательства. Заявление ходатайств, высказывание мнения по заявленным ходатайствам. Типичные ходатайства обвинения и защиты. Оценка государственным обвинителем возможности рассмотрения дела в отсутствии лиц, вызванных в судебное заседание.

Задание для самостоятельной работы

Задача № 1.В прокуратуру района была подана жалоба гражданином Есиным с просьбой признать действия органа предварительного расследования в отношении его несовершеннолетнего сына незаконными, так как они проведены в ночное время и без участия законного представителя и адвоката.

В результате изучении прокурором материалов уголовного дела было установлено, что 27 августа около 3 часов ночи в районе ночного клуба «Максим» было совершено разбойное нападение на Смурина. При отработке вышеуказанного района работниками милиции был задержан несовершеннолетний Есин и доставлен в 4 часа 20 минут в РОВД для установления личности.

После установления личности несовершеннолетний Есин был передан следователю Шаманину, так как несовершеннолетний был задержан в непосредственной близости от места совершения грабежа и потерпевший Смурин, находившийся в это время также в РОВД узнал в нем напавшего на него человека. Родители несовершеннолетнего были извещены по телефону о том, что их сын находится в РОВД в 5 часов 50 минут.

Находясь в РОВД, Есин подписал протокол явки с повинной. Затем в 4 часа 40 минут Есин был допрошен в качестве свидетеля, затем с его участием проведены такие следственные действия как предъявление лица для опознания, очная ставка с потерпевшим, проверка показаний на месте.

Определите, какие нарушения уголовно-процессуального законодательства были допущены следователем РОВД Шаманиным.

Примите решение за прокурора района и дайте письменный ответ на жалобу.

Задание 2 для самостоятельной работы:

Прокурор района, ознакомившись с материалами уголовного дела в отношении Сычкова, обвиняемого в совершении двух преступлений, предусмотренных ч.2 ст.158 УК РФ (кражи), поступившими к нему с обвинительным заключением, установил, что по делу не доказано совершение обвиняемым одной из краж. При этом исчерпаны все возможности для собирания дополнительных доказательств.

Проанализируйте, как должен поступить в этой ситуации прокурор района, и составьте соответствующее решение.

Задание 3 для самостоятельной работы:

В подготовительной части судебного заседания председательствующий обсуждает вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствии свидетеля, являющегося очевидцем преступления. Свидетель не явился в судебное заседание, поскольку болен воспалением легких. Защитник возражает против рассмотрения дела в отсутствие свидетеля, поскольку у защиты есть к нему вопросы. Представитель потерпевшего предложил огласить показания свидетеля, данные на стадии предварительного расследования.

Сформулируйте и обоснуйте позицию государственного обвинителя по этому вопросу.

Задача 2. Потерпевший не явился в судебное заседание, поскольку находился в следственном изоляторе, будучи подозреваемым, по другому делу. Государственный обвинитель попросил суд огласить его показания в порядке ст. 281 УПК РФ. Защитник и подсудимый не возражали против удовлетворения ходатайства государственного обвинителя. Суд удовлетворил ходатайство.

Оцените позицию государственного обвинителя и суда. Обоснуйте оценку.

Задача 4.В процессе предварительного слушания защитник обвиняемого заявил ходатайство о прекращении в отношении его подзащитного уголовного дела по ст. 114 ч. 1 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в пределах необходимой обороны) ввиду отсутствия в его действиях состава преступления, поскольку из материалов дела усматривается, что его подзащитный действовал в пределах необходимой обороны. Потерпевший не возражает против прекращения уголовного дела. Сформулируйте и обоснуйте мнение прокурора по заявленному ходатайству.

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

6.1. Основная литература

Прокурорский надзор [Текст] : учеб.для вузов / под ред. А. Я. Сухарева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : Инфра-М, 2014. - 480 с. - Прил. - ISBN 978-5-91768-213-6 : 669-90.

6.2. Дополнительная литература

Прокурорский надзор. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция»/ Н.В. Григорьева [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 335 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66294.html.— ЭБС «IPRbooks»

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.

Методика и тактика проведения прокурорской проверки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ О.Н. Коршунова [и др.].— Электрон.текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014.— 240 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/65486.html.— ЭБС «IPRbooks

Наши рекомендации