Занятие №6. Практика написания эссе. Особенности написания эссе на различных олимпиадах по обществознанию. Основные ошибки. Критерии оценивания творческих работ на олимпиадах

Занятие № 1: Политология как наука. Подходы к изучению политики. Определение политики как сферы общественной жизни.

Основные аспекты темы:

• Становление и развитие политологии

• Структура политической науки

• Современное состояние политологии

• Объект, предмет и метод политологии

• Происхождение политики

• Коммуникативная интерпретация политики

• Силовая трактовка политики

• Политическая жизнь с точки зрения марксизма-ленинизма

• Инструменталистская трактовка политики

• Функции политики

• Взаимосвязь политики и других сфер

Проблемные вопросы:

1. Какое место занимает политология в системе социальных наук?

2. Каковы прогностические возможности политологии?

3. Каким образом можно истолковать распространенное выражение «политика как наука и искусство»?

4. Почему на протяжении долгого времени под политикой понималось главным образом государственное управление?

5. Какие функции политики проявляются в сфере СМИ?

Занятие №2. Краткая история политических учений. Политическая мысль античности. Политическая наука в Средневековье. Этап рационализации политического знания – Новое время. Классический этап развития политической науки. Политологи 20 века. Российская политическая традиция.

Основные аспекты темы:

· Вклад Аристотеля в политическое знание

· Платон и идеальное государство

· Религиозная политическая традиция

· Концепция политического реализма Макиавелли

· Политическая наука в Новое время

· Теоретики английского просвещения

· Мыслители французского просвещения

· Социалистическая политическая доктрина

· Основные представители политологии 19-20 вв

· Краткая характеристика российской политической науки

Проблемные вопросы:

1. Согласны ли Вы с мнением, что Макиавелли можно считать «отцом» политологии?

2. К каким идеям политической мысли Средневековья ученые обращаются в 20 веке?

3. Кто является представителями позитивизма в политологии?

4. Каковы взгляды школы элитистского подхода?

5. Как Макс Вебер повлиял на развитие политической науки 20 века?

Занятие № 3. Политическая власть. Соотношение политики и власти. Власть и связанные с ней понятия. Содержание власти. Формы и категории власти. Методы, стили и порядок властвования.

Основные аспекты темы:

• Власть как метафора обыденной речи и как политическое понятие

• Власть как ключевой элемент политики

• Связь власти с мощью, силой, влиянием, богатством

• Виды власти

• Ресурсы, функции и эффективность власти

• Поведенческая трактовка власти

• Социологическая интерпретация

• Ресурсы власти

• Категория легитимности

• Легитимность по Веберу

• Институциональные основы современной легитимизации и делигитимизации режима

Проблемные вопросы:

1. В полной ли мере власть может быть подвергнута научному анализу?

2. Какой современный политический потенциал принуждения?

3. Как соотносится власть и свобода?

4. М. Дюверже сравнивал власть с двуликим Янусом. Как Вы думаете, в чем причина двойственности власти?

5. Как изменились источники власти в 21 веке?

Занятие № 4. Понятие политической системы. Структура политической системы. Функции политической системы. Политическая система в структурном функционализме. Политика и мораль: возможен ли компромисс?

Основные аспекты темы:

• Системный подход в политологии

• Развитие системных представлений о политике

• Картина «мира политического» Парсонса, Истона, Алмонда, Вербы, Лейпхарта, Эндрейна, Дойча

• Структура политической системы, взаимодействие ее элементов

• Функции политической системы

• Понятие системного «входа» и «выхода»

• Типология политических систем

• Политические системы современных обществе

Проблемные вопросы:

1. Каков смысл динамического равновесия как оптимального режима функционирования политической системы?

2. Чем отличаются политические системы развитых индустриальных и развивающихся стран?

3. Всегда ли релевантны критерии классификации реальных политических систем?

4. Какова роль коммуникативной подсистеме в российской политической реальности?

5. Почему, на Ваш взгляд, Истон определял политику как «волевое распределение ценностей»?

Занятие №5. Понятие политического института. Многообразие подходов к категории государства. Признаки государства. Теории происхождения государства. Формы государства. Различные подходы к изучению сущности государства.

Основные аспекты темы:

• Становление понятия политического института в теории. Нормативно-юридический и социологический подход.

• Понятие государства как политического института

• Внутренние и внешние функции государства

• Признаки государства

• Теории происхождения государства

• Формы государственного устройства

• Формы правления

• Плюралистическое, капиталистическое, государство — левиафан, патриархальное государство — есть ли компромисс?

• «Перестройка» государства в условиях глобализации

Проблемные вопросы:

1. Джессоп утверждал, что государство в 21 веке «испаряется». Как вы понимаете эту политическую метафору и можно ли с ней согласиться?

2. Есть ли закономерность в том, что некоторые государства являются унитарными, а некоторые — федеративными?

3. Монархия 21 века: какая она?

4. Возможна ли золотая середина между моделью государства — левиафана и ночного сторожа?

5. Как меняются функции государства в условиях появления международных организаций и ТНК?

Занятие №6. Практика написания эссе. Особенности написания эссе на различных олимпиадах по обществознанию. Основные ошибки. Критерии оценивания творческих работ на олимпиадах

Наши рекомендации