Конституционные принципы организации и деятельности системы органов государственной власти в Российской Федерации

В основе организации и деятельности органов государственной власти лежатконституционные принципы - исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти:

. Один из важнейших принципов - принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей был выдвинут в качестве основополагающего в ходе развития демократических институтов государственности в 17 - 18 веках. О важности разделения функций власти говорил Ш. Монтескье (трактат «О духе законов» 1748 г.) - «соединение всех трех властей в одном лице или органе уничтожает свободу личности: личная свобода окончательно бы исчезла, если бы власть составлять законы, судить за преступления, приводить в исполнение публичные решения соединялась бы в одном лице. Править по закону - заповедь государственной власти…». Принцип разделения властей стал основой теории правового общества и государства. Общество, где не обеспечена гарантия прав человека и гражданина и нет разделения властей, не может быть демократическим - эта концепция государственности была заложена и в Конституции РФ 1993 г.

Суть данного принципа заключается в том, что демократический режим устанавливается в государстве лишь при условии разделения функций - законодательной, исполнительной, судебной, которая исполняется каждая относительно самостоятельно. Данный конституционный принцип получил название «сдержек и противовесов». Это находит свое выражение в следующем: срочность полномочий должностных лиц разного уровня; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате государственного управления; право «вето» на законопроекты; право роспуска парламента; выражение недоверия Правительству РФ со стороны парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судей и т.д.

Выше отмечалось, что органы государственной власти в РФ подразделяются на федеральные и органы государственной власти субъектов РФ. Положение ст. 10 Конституции РФ о разделении властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов федерации.

Принцип разделения властей, относящийся к деятельности государственной власти, не относится к организации и деятельности органов местного самоуправления, так как согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ.

Таким образом, смысл разделения властей состоит в том, чтобы единую государственную власть рассредоточить по функциям с целью предотвращения чрезмерной концентрации власти в деятельности одного органа, что может создать условия для установления в стране диктаторского режима. Наличие же принципа разделения властей, закрепление его как конституционной нормы, является важным элементом правового демократического государства.

. Система органов государственной власти, их деятельность основывается напринципе единства системы государственной власти.Это проявляется в том, что:

формирование государственных органов осуществляется народом РФ в целом, или субъекта федерации. Ст. 3 Конституции РФ закрепляет, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, который путем референдума и выборов формирует представительные органы государства, выбирает Президента РФ, а те, в свою очередь, формируют органы исполнительной и судебной власти в РФ;

на всей территории РФ действует единая система органов государственной власти, организационная структура которых, наименование могут быть разными с учетом особенностей субъектов федерации (ст. 72 Конституции РФ);

все органы государственной власти реализуют единую для РФ экономическую, социальную, экологическую, культурную политику и в силу этого наделены предметами ведения, закрепленными в Конституции РФ.

организация и деятельность органов государственной власти регулируется нормативными актами, составляющими единую правовую систему РФ.

. Принцип территориальной организации. Ст. 11 Конституции РФ определяет, что на территории РФ власть осуществляют федеральные органы государственной власти, а в субъектах государственная власть осуществляется образуемыми ими государственной органами. Формирование государственной органов происходит на общих принципах организации государственных органов в РФ. Перечень государственных органов является исчерпывающим и закрепляется в Конституции РФ, республик, уставах краев, областей и др. нормативных актах субъектов РФ.

. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что определяется федеративным устройством России и особенностями статуса субъектов РФ. Этот принцип означает, что все органы государственной власти, решая общие для них задачи в основных, главных сферах общественной жизни, наделены неодинаковым кругом предметов ведения и полномочий. Федеральные органы государственной власти имеют исключительное право на решение вопросов, обозначенных в ст. 71 Конституции РФ, что обусловлено установлением и защитой суверенитета и верховенства РФ. Органы государственной власти субъектов РФ в силу ст. 72 Конституции РФ наделены правами в сфере совместного ведения с органами государственной власти РФ, а также имеют самостоятельный объем государственной власти (ст. 73). Все, что не указано в перечнях, касающихся исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последние вправе решать самостоятельно, что находит свое отражение в соответствующих федеративных договорах между РФ и ее субъектами.

. Принцип законности.Ст. 15 Конституции РФ устанавливает, что все государственные органы и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. Одним из проявлений законности в деятельности органов государственной власти является обеспечение государственным органом законности на подведомственной территории. Они должны не только сами строго следовать закону, но и активно бороться за точное и неуклонное исполнение законов и других актов государственных органов, изданных на основе и во исполнение законов всеми государственными учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ и ее субъектов. Это в полной мере относится к деятельности правоохранительных органов.

. Принцип гласности. Данный принцип означает, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающие его интересы (права и свободы). Исключение в данном случае составляют лишь сведения, относящиеся к государственной тайне (см. Федеральный Закон «О государственной тайне»).

Кроме того, осуществляя свои полномочия, органы государственной власти действуют исключительно в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина, что закреплено в ст. 18 Конституции РФ - именно права и свободы человека и гражданина определяют содержание деятельности органов государственной власти в РФ. В свою очередь, решения и действия (либо бездействия) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46 Конституции РФ).Регулирование организации и деятельности государственных органов осуществляется на основе норм Конституции РФ, республик и др. нормативных актов, как РФ, так и ее субъектов.

Наши рекомендации