Классификация государственных служащих.
В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды.
Прежде всего, выделяются служащие:
1. государственных органов;
2. государственных предприятий, учреждений и организаций. Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но, в общем, служба в государственных органах направлена на эту цель.
Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.
В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций.
Они делятся на:
1. должностных лиц;
2. оперативный состав (еще его называют функциональный состав);
3. вспомогательный персонал.
Должностными лицами (руководителями)называются государст-венные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (например, руководители многих структурных подразделений органов - начальники управлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь).
Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций Руководители принимают решения по различным вопросам; являются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчиненным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти - это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находящимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работники налоговой инспекции и др.).
Оперативный состав (функциональные работники) - это государст-венные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта.
Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специи-альных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных законодательством случаях рецепты на бесплатное получение лекарств).
Вспомогательный(технический) состав - государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-технические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, орга-низации. Это, например, делопроизводители, библиотекари, секретари—машинистки, лаборанты и др.
Рассматриваемая классификация не является единственной. В юридической литературе государственные служащие, например, подраз-деляются на гражданских и милитаризованных. Последние служащие в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках (работники милиции, военнослужащие Министерства обороны, пограничных войск, военизированная охрана - Министерства связи и др.).
Правовой статус милитаризованных служащих существенно отличается от гражданских служащих - особый порядок поступления на службу и ее прохождение, возраст - с 18 лет, состояние здоровья, моральные качества, особая военная дисциплина и др. Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (например, служащие народного хозяйства, государственные служащие социально-культурной сферы, в адми-нистративно-политической деятельности и др.).
33. Комплектование должностей и прохождение службы государственными служащими.
Под прохождением государственной службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Прохождение государственной службы - непрерывный процесс и тщательно регламен-тируется нормами права с учетом должностей и способов их замещения.
Основанием возникновения государственно-служебных отношений является приказ руководителя государственного органа, предприятия, учреждения, организации о назначении на должность или постановления уполномоченного органа об избрании на должность. Должности государственных служащих могут замещаться также по контракту, на основании конкурса. С этого момента у государственного служащего возникают должностные обязанности и права по выполнению возложенных на него функций
Право поступления на государственную службу имеют лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых сферах государственной деятельности установлены иные возрастные критерии, например, для служащих, профессиональной обязанностью которых является защита жизни и здоровья людей, ценностей нашего общества, установлен 18 (20)-летний возраст поступления на службу (служба в органах внутренних дел, военная и др.).
Состав государственных служащих комплектуется с соблюдением общих и специальных условий.
Общимиявляются условия, обязательные при назначении на любые должности и для всех граждан. Они сводятся к тому, что не могут быть зачислены на государственную службу лица, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы; на конкретные должности - лица, лишенные судом права занимать их в течение определенного срока. Запрещается также состоять на службе лицам близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исключения из названного правила устанавливаются зако-нодательством. Так, данное правило не распространяется на должности врачей, педагогов и некоторых других категорий служащих.
В государственном аппарате не имеют права занимать должности лица:
· Служащие, чья профессиональная подготовка которых не соответст-вует квалификационным требованиям;
· ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать должности в государственном аппарате или заниматься определенной деятельностью;
· служащие, имеющие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей;
· имеющие судимость, не снятую или не погашенную в установленном законом порядке.
Специальными являются условия, обязательные для замещения определенных должностей. Это наличие необходимого возраста, образования, стажа работы, здоровья, ученых степеней и званий.
Законодательством предусмотрены случаи, когда вступление в должность предполагает принесение присяги (например, работники милиции).
Вместе с тем при поступлении на государственную службу, а также при се прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от социального или имущественного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, отношения к религии, политических воззрений.
В целях наиболее рационального использования служащих, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело прохождение государственной службы по отдельным должностям связано с периодической аттестацией служащих.
Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации но результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комис-сиями. Режим прохождения государственной службы включает регулиро-вание работы государственных служащих по совместительству, служебных командировок, введение для некоторых категорий служащих персональных званий (классных чинов, рангов), форменной одежды.
За успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения материального, морального и смешанного характера. Поощрение может быть коллективным и индивидуальным. Своеобразным видом материального поощрения государственных служащих являются различные преимущества и льготы, которые представляются им за успешное и добросовестное выполнение должностных обязанностей.
Действенная система стимулирования качественного и эффективного труда государственных служащих сочетается с установлением их строгой юридической ответственности за недобросовестное выполнение служебных обязанностей, за ущемление прав граждан, за любые другие нарушения законности и государственной дисциплины.
34. Прекращение государственно-служебных отношений.
Основаниями прекращения службы:
-по инициативе госслужащего
-по соглашению сторон
-по инициативе администрации
-достижение служащим предельного возраста на государственной службе;
-прекращение гражданства Республики Беларусь;
-истечение срока действия контракта;
-неизбрание (для выборных должностей) на новый срок;
-отставка;
-ликвидация должности
-нарушение правил допуска к госсекретам
-болезнь более 4 месяцев подряд
-поступление в ВУЗ или аспирантуру
-наличие заболеваний, препятствующих гос.службе
-признание недееспособным
-отказ от прохождения проверки
-вступление с законную силу обвиненительного приговора суда
-несоблюдение ограничений, связанный с госслужбой