Классификация государственных служащих.

В зависимости от особенностей в правовом статусе государственные служащие могут быть подразделены на различные виды.

Прежде всего, выделяются служащие:

1. государственных органов;

2. государственных предприятий, учреждений и организаций. Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Учас­тие различных категорий служащих в этом процессе различно, но, в общем, слу­жба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, уч­реждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процес­сов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть с выполнением основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль госу­дарственных служащих в осуществлении государственно-властных функций.

Они делятся на:

1. должностных лиц;

2. оперативный состав (еще его называют функциональный состав);

3. вспомогательный персонал.

Должностными лицами (руководителями)называются государст-венные служащие, име­ющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрацион­ные действия). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению требования (напри­мер, руководители многих структурных подразделений органов - начальники уп­равлений, отделов в системе органов управления МВД Республики Беларусь).

Должностные лица совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают руководители государственных органов, предприятий, учреждений и организаций Руководители принимают решения по различным вопросам; явля­ются распорядителями кредитов, принимают на работу, применяют к подчинен­ным меры поощрения и дисциплинарной ответственности.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители админи­стративной власти - это должностные лица, имеющие право предъяв­лять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к лицам, не находя­щимся в их подчинении (санитарные врачи, работники милиции, работ­ники налоговой инспекции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) - это государст-вен­ные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа в качестве специалистов (например, экономисты, юрисконсульты и др.). Они, как правило, занимаются работой, связанной с подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных познаний, опыта.

Отдельные служащие этой категории уполномочены на основе специи-альных знаний совершать действия, влекущие юридические последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки нетрудоспособности, в установленных законодательством случаях рецепты на бесплатное получение лекарств).

Вспомогательный(технический) состав - государственные служащие, служебная дея­тельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юри­дические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Своей деятельностью эта категория служащих совершает материально-тех­нические действия, которые создают условия для нормальной работы органа управления, предприятия, учреждения, орга-низации. Это, например, дело­производители, библиотекари, секретари—машинистки, лаборанты и др.

Рассматриваемая классификация не является единственной. В юридической литературе государственные служащие, например, подраз-деляются на граж­данских и милитаризованных. Последние служащие в основном осуществляют действия, направленные на защиту жизни и здоровья людей, охрану ценностей нашего общества даже при условии риска для жизни и здоровья, причем во мно­гих случаях с оружием в руках (работники милиции, военнослужащие Мини­стерства обороны, пограничных войск, военизированная охрана - Министерства связи и др.).

Правовой статус милитаризованных служащих существенно отличается от гражданских служащих - особый порядок поступления на службу и ее прохо­ждение, возраст - с 18 лет, состояние здоровья, моральные качества, особая военная дисциплина и др. Иногда служащих делят по областям управленческой деятельности (на­пример, служащие народного хозяйства, государственные служащие социаль­но-культурной сферы, в адми-нистративно-политической деятельности и др.).

33. Комплектование должностей и прохождение службы государственны­ми служащими.

Под прохождением государственной службы понимается совокуп­ность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Прохождение государственной службы - непрерывный процесс и тщательно регламен-тируется нормами права с учетом должностей и способов их замещения.

Основанием возникновения государственно-служебных отношений является приказ руководителя государственного органа, предприятия, учреждения, орга­низации о назначении на должность или постановления уполномоченного органа об избрании на должность. Должности государственных служащих могут заме­щаться также по контракту, на основании конкурса. С этого момента у госу­дарственного служащего возникают должностные обязанности и права по вы­полнению возложенных на него функций

Право поступления на государственную службу имеют лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых сферах государственной деятельности установ­лены иные возрастные критерии, например, для служащих, профессиональной обязанностью которых является защита жизни и здоровья людей, ценностей нашего общества, установлен 18 (20)-летний возраст поступления на службу (служба в органах внутренних дел, военная и др.).

Состав государственных служащих комплектуется с соблюдением общих и специальных условий.

Общимиявляются условия, обязательные при назначении на любые дол­жности и для всех граждан. Они сводятся к тому, что не могут быть зачислены на государственную службу лица, отбывающие уголовное наказание в виде ли­шения свободы; на конкретные должности - лица, лишенные судом права зани­мать их в течение определенного срока. Запрещается также состоять на службе лицам близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыно­вья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их госу­дарственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подкон­трольностью одного из них другому. Исключения из названного правила уста­навливаются зако-нодательством. Так, данное правило не распространяется на должности врачей, педагогов и некоторых других категорий служащих.

В государственном аппарате не имеют права занимать должности лица:

· Служащие, чья профессиональная подготовка которых не соответст-вует квалификацион­ным требованиям;

· ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные неде­еспособными, а также те, кому судом запрещено занимать должности в госу­дарственном аппарате или заниматься определенной деятельностью;

· служащие, имеющие в соответствии с заключением медицинского учреждения забо­левание, препятствующее выполнению служебных обязанностей;

· имеющие судимость, не снятую или не погашенную в установленном за­коном порядке.

Специальными являются условия, обязательные для замещения опреде­ленных должностей. Это наличие необходимого возраста, образования, стажа работы, здоровья, ученых степеней и званий.

Законодательством предусмотрены случаи, когда вступление в должность предполагает принесение присяги (например, работники милиции).

Вместе с тем при поступлении на государственную службу, а также при се прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от социального или имущественного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, отношения к религии, политических воззрений.

В целях наиболее рационального использования служащих, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело прохождение государственной службы по отдельным должностям связано с периодической аттестацией служащих.

Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации но результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комис-сиями. Режим прохождения государственной службы включает регулиро-вание рабо­ты государственных служащих по совместительству, служебных командировок, введение для некоторых категорий служащих персональных званий (классных чинов, рангов), форменной одежды.

За успехи в служебной деятельности к государственным служащим применяются меры поощрения материального, морального и смешанного характера. Поощрение может быть коллективным и индивидуальным. Своеобразным видом материального поощрения государственных служащих являются различные преимущества и льготы, которые представляются им за успешное и добросовестное выполнение должностных обязанностей.

Действенная система стимулирования качественного и эффективного труда государственных служащих сочетается с установлением их строгой юриди­ческой ответственности за недобросовестное выполнение служебных обязан­ностей, за ущемление прав граждан, за любые другие нарушения законности и государственной дисциплины.
34. Прекращение государственно-служебных отношений.

Основаниями прекращения службы:

-по инициативе госслужащего

-по соглашению сторон

-по инициативе администрации

-достижение служащим предельного возраста на госу­дарственной службе;

-прекращение гражданства Республики Беларусь;

-истечение срока действия контракта;

-неизбрание (для выборных должностей) на новый срок;

-отставка;

-ликвидация должности

-нарушение правил допуска к госсекретам

-болезнь более 4 месяцев подряд

-поступление в ВУЗ или аспирантуру

-наличие заболеваний, препятствующих гос.службе

-признание недееспособным

-отказ от прохождения проверки

-вступление с законную силу обвиненительного приговора суда

-несоблюдение ограничений, связанный с госслужбой

Наши рекомендации