Классификация государственных должностей, государственных служащих и их административно-правовой статус

В ст. 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государствен­ной должности. Государственной теперь называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов федерации, а так­же в иных государственных органах, которые образуются в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Из этого определения можно выделитьчетыре харак­терных признака государственной должности:

1) ее принадлежность только государственному органу;

2) объем полномочий ограничен тем кругом обязанно­стей, которые вытекают из полномочий данного го­сударственного органа;

3) оплата труда по исполнению должностных обязанно­стей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджета­ми субъектов федерации;

4) государственный служащий несет ответственность, в соответствии с законодательством, за действия либо бездействия, связанные с исполнением должностных обязанностей.

В зависимости от вида государственной властигосудар­ственная служба может быть:

1) в представительных органах;

2) в судебных органах;

3) в органах исполнительной власти;

4) в иных органах.

Государственныедолжности государственной службы подразделяются на следующие группы, так называемые квалификационные разряды:

— высшие государственные должности госслужбы (5-я группа);

— главные государственные должности госслужбы (4-я группа);

— ведущие государственные должности госслужбы (3-я группа);

— старшие государственные должности госслужбы (2-я группа);

— младшие государственные должности госслужбы

(1-я группа).

Государственные должности подразделяются также в зависимости от характера и объема полномочий:

1. Представители административной власти — лица, име­ющие право предъявлять юридически властные тре­бования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например работ­ники полиции).

2. Оперативный состав — государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяе­мую задачами данного органа, в качестве специали­стов, например юристы-консультанты.

3. Вспомогательный состав — государственные служащие, служебная деятельность которых не предполагает со­вершения действий, которые влекут юридические по­следствия и влияют на содержание решений данного органа, например технические секретари.

4. Граждане, не состоящие на государственной службе, ноуполномоченные совершать действия, которые вле­кут юридические последствия. К данной категории относятся нотариусы.

В квалификационные требования к служащим, занимаю­щим государственные должности, включаются:

— уровень профессионального образования с учетом группы и специализации государственной должности;

— стаж и опыт работы по специальности;

— уровень знаний законодательства применительно к ис­полнению соответствующих должностных обязанностей.

По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим при­сваиваютсяквалификационные разряды:

— государственным служащим, замещающимвысшие государственные должности, — действительный госу­дарственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;

— государственным служащим, замещающимведу­щие государственные должности, — государственный советник Российской Федерации 1-го, 2-го и 3-го классов;

— государственным служащим, занимающимстаршие государственные должности, — советник государ­ственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов;

— государственным служащим, занимающиемладшие государственные должности, — референт государ­ственной службы 1-го, 2-го и 3-го классов.

Для отдельных видов государственной службы вводят­ся другие виды квалифицированных разрядов: воинские звания, дипломатические ранги и т. д.

За каждой должностью, которую занимает служащий, закрепляется определенный комплекс полномочий.

Различие в объеме и характере должностных полномо­чий является основанием для классификации государствен­ных служащих на три основные группы: должностные лица, представители власти, вспомогательные работники.

Должностные лица. Понятие «должностное лицо» весь­ма часто встречается в различных законодательных и нор­мативных актах Российской Федерации: в Конституции, ТК РФ, Уголовном кодексе, Кодексе РФ по делам об административных правонарушениях, и др.

Однако необходимо учитывать, что, например, опреде­ление должностного лица, данное в Уголовном кодексе (см. примечание к ст. 285), не имеет универсального харак­тера. Оно распространяется лишь на деяния, предусмот­ренные главой 30 УК РФ «Преступления против государ­ственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Применительно к статьям Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, к долж­ностным лицам относятся государственные служащие, ко­торые наделены правом совершать в пределах своей ком­петенции юридически значимые действия властного ха­рактера, т. е. действия, влекущие правовые последствия:

возникновение, изменение и прекращение правовых от­ношений, например, право издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совер­шать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, принимать меры поощрения и дисциплинар­ного воздействия на подчиненных им работников.

К вспомогательным работникам относятся государствен­ные служащие, наделенные служебными обязанностями и правами совершать только материально-технические опе­рации, необходимые для нормального функционирования соответствующего государственного органа. Однако в их обязанности может входить и совершение технических операций, имеющих юридическое значение. Например, регистрация поступающих жалоб, так как со дня регистра­ции исчисляются установленные законодательством сроки их рассмотрения.

К вспомогательным работникам относятся технические секретари, делопроизводители, экспедиторы и др.

Особую категорию должностных лиц образуютпредста­вители административной (исполнительной) власти. К ним

относятся должностные лица, которые наделены властны­ми полномочиями предъявлять юридически властные тре­бования (давать предписания, указания), обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами и орга­низациями, не подчиненными по службе представителю власти.

К представителям административной власти, напри­мер, относятся сотрудники полиции, а также представи­тели различных контрольно-надзорных служб (пожарно­го надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, рыбнадзора и др.).

Законные требования представителей власти, вытекаю­щие из предоставленных им государственно-властных

полномочий, обеспечиваются мерами административного воздействия.

Все государственные служащие являются субъектами ад­министративного права. Они обладают определенными пра­вами, а также несут обязанности и ответственность перед обществом и государством наравне со всеми гражданами.

Вместе с тем законодательство предусматривает неко­торые ограничения служащих, вызванные интересами их службы.

Права государственного служащего:

1) право на ознакомление с документами, определяющи­ми его права и обязанности по занимаемой государ­ственной должности, критерии оценки качества рабо­ты, условия продвижения по службе, а также на органи­зационно-технические условия, которые необходимы для исполнения им должностных обязанностей;

2) право на получение в установленном порядке инфор­мации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприя­тий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) право принимать решения и участвовать в их подготов­ке в соответствии с должностными обязанностями;

5) право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

6) право на продвижение по службе, увеличение денеж­ного содержания с учетом результатов и стажаего ра­боты, уровня квалификации;

7) право на ознакомление со всеми материалами свое­го личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами, до того как их внесут в личное дело, а также право на приобщение к личному делу своих объяснений;

8) право на переподготовку и повышение квалифика­ции за счет средств соответствующего бюджета;

9) право на пенсионное обеспечение с учетом стажа го­сударственной службы;

10) право на проведение по требованию государственно­го служащего служебного расследования для опровер­жения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) право на объединение в профессиональные союзы или ассоциации для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

12) право вносить предложения по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Государственный служащий вправе обратиться в соот­ветствующие государственные органы или в суд для разре­шения споров, которые связаны с государственной служ­бой, в том числе по вопросам:

— проведения квалификационных экзаменов и аттеста­ции, их результатов;

— содержания выданных характеристик;

— приема на государственную службу и ее прохожде­ния;

— реализации прав государственного служащего;

— перевода на другую государственную должность;

— по вопросам наложения дисциплинарной ответ­ственности государственного служащего;

— несоблюдения гарантий правовой и социальной за­щиты государственного служащего;

- увольнения с государственной службы.

Наряду с перечисленными правами государственный слу­жащий наделен и рядом обязанностей:

1)государственный служащий обязан обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должно­стные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания, вы­шестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением тех, которые противоречат закону;

5) в пределах своих должностных обязанностей свое­временно рассматривать обращения граждан и обще­ственных объединений, а также предприятий, учреж­дений и организаций, государственных органов и ор­ганов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, который установлен федераль­ными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должно­стные инструкции, порядок работы со служебной ин­формацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую зако­ном тайну, а также не разглашать ставшие ему извест­ными в связи с исполнением должностных обязанно­стей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Сама по себе государственная служба предусматривает соблюдение ряда ограничений.

Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительно­го) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федераль­ным законом или если в порядке, установленном фе­деральным законом и законами субъектов Россий­ской Федерации, ему не поручено участвовать в уп­равлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам тре­тьих лиц в государственном органе, в котором он со­стоит на государственной службе либо который не­посредственно подчинен или непосредственно под­контролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства матери­ально-технического, финансового и информацион­ного обеспечения, другое государственное имущество или служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаг­раждения (подарки, денежное вознаграждение, ссу­ды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспорт­ных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том чис­ле и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иност­ранных организаций;

10) принимать участие в забастовках;

11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе ре­лигиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовы­ваться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Наши рекомендации