Организационная структура управления Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Томской области
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Томской области (далее – Инспекция) является территориальным налоговым органом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее – Министерство).
Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области (далее – Управление).
Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим полным наименованием, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.
Инспекция имеет смету доходов и расходов, утверждаемых Управлением.
Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для территориальных органов Министерства.
Реорганизация и ликвидация Инспекции производится в соответствии с актами министерства в установленном действующим законодательством порядке.
Организационная структура управления Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Томской области отражена на рис. 2.
1 – отдел ввода и обработки данных
2 – отдел информационных технологий
3 – отдел финансового и общего обеспечения
4 – отдел анализа отчетности и урегулирования задолженности
5 – отдел работы с налогоплательщиками их регистрации и учета
6 – отдел камеральных проверок
7 – отдел выездных проверок
8 – юридический отдел
Рис. 2. Организационная структура управления Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Томской области
В Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области к руководящему составу относятся: начальник инспекции, два заместителя начальника инспекции, заместитель начальника инспекции – начальник отдела информационных технологий.
Руководство деятельностью Инспекции осуществляет начальник инспекции. Начальник Инспекции назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя Управления по согласованию с Министерством. Начальник инспекции имеет заместителей, полномочия и обязанности которых определяются должностными инструкциями и приказом начальника Инспекции. Заместители руководителя Инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности приказом руководителя Управления по представлению начальника Инспекции.
Начальник инспекции:
1. Организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью Инспекции.
2. Без доверенности действует от имени Инспекции, в том числе представляет ее интересы, совершает сделки от имени Инспекции.
3. Представляет на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету на ее содержание, несет ответственность за расходование бюджетных средств.
4. Утверждает в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, положения о структурных подразделениях Инспекции и должностные инструкции сотрудников Инспекции.
5. Издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания по вопросам деятельности Инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции.
6. Назначает на должность и освобождает от должности начальников отделов Инспекции (по согласованию с Управлением) и других работников Инспекции.
7. Представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период.
8. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.
Начальник инспекции вправе:
– в пределах заключенных с гражданскими служащими служебных контрактов давать им указания, обязательные для исполнения;
– оценивать работу (в том числе путем проведения аттестации);
– контролировать соблюдение служащими требований Правил внутреннего трудового распорядка;
– поощрять служащего за безупречное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
– привлекать служащего к дисциплинарной ответственности в случае совершения им дисциплинарного поступка;
Начальник инспекции, заместители начальника инспекции и начальники соответствующих отделов обязаны:
– правильно организовать труд подчиненных в соответствии с заключенными с ними служебными контрактами;
– предоставить гражданским служащим условия для эффективной работы, обеспечить всеми необходимыми материалами, оборудованием, оргтехникой;
– обеспечить соблюдение гражданскими служащими трудовой дисциплины;
– неукоснительно соблюдать законодательство Российской Федерации о труде и правила охраны труда, обеспечивать здоровье и безопасные условия труда, соответствующие правилам по охране труда (правилам по технике безопасности, санитарным нормам и др.);
– обеспечивать систематическое повышение уровня квалификации государственного служащего, его экономических и правовых знаний, создать необходимые условия для совмещения работы с обучением;
– вести прием по личным вопросам в установленное распорядком дня время.
В Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Томской области, как обозначено на рис. 2, существует восемь отделов:
– Отдел финансового и общего обеспечения
– Юридический отдел
– Отдел работы с налогоплательщиками их регистрации и учета
– Отдел анализа отчетности и урегулирования задолженности
– Отдел ввода
– Отдел камеральных налоговых проверок
– Отдел выездных налоговых проверок
– Отдел информационных технологий
Также есть территориально-обособленные рабочие места (ТОРМы): один – в с. Парабель, второй – в г. Кедровом, в которых так же есть специалисты, относящиеся к тому или иному отделу.
Общая численность работников Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Томской области без учета персонала по охране и обслуживанию здания составляет девяносто человек. Сотрудники постоянно повышают свою квалификацию на курсах, организуемых Федеральной Налоговой Службой, участвуют в семинарах-совещаниях, проводимых Управлением ФНС России по Томской области. Большинство сотрудников имеют или получают первое (второе) высшее образование.
Всеми лицами, работающими в Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области, обязательны для исполнения Правила внутреннего трудового распорядка. Правила внутреннего трудового распорядка имеют целью укрепление трудовой дисциплины, организации труда на научной основе, способствование рациональному использованию рабочего времени, высокому качеству работ, повышению производительности труда и эффективности общественного производства.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 года гражданин, поступивший на работу, на гражданскую службу в Межрайонную инспекцию ФНС России №6 по Томской области должен соответствовать установленным квалификационным требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством для замещения гражданской службы, на которую он претендует.
Лица, назначенные на должность, замещение которой предусматривает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, представляют дополнительные документы для оформления допуска к государственной тайне.
Прием на работу в инспекцию на все должности согласовывается с органом внутренних дел г. Томска.
Запрещено требовать от граждан при приеме на работу документы, представление которых не предусмотрено законодательством (Трудовым кодексом РФ).
Гражданин при поступлении на гражданскую должность гражданской службы обязан представить в инспекцию ФНС России по месту жительства сведения о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющимися объектами налогообложения. Представленные сведения подлежат проверке в порядке, установленном федеральным законом.
В том случае, если в процессе проверки будут установлены обстоятельства, препятствующие поступлению гражданина на гражданскую службу или назначение его на высшую гражданскую должность гражданской службы, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на гражданскую службу.
Не могут быть приняты на гражданскую должность гражданской службы в инспекцию ФНС России №6 по Томской области:
– лица моложе 18 лет и старше 60 лет;
– лица, не отвечающие требованиям, установленным для гражданских служащих Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27.07.2004 г.
Прием на работу оформляется заключением служебного контракта и изданием соответствующего приказа, который объявляется работнику под подпись. В приказе должны быть указаны наименование должности в соответствии со штатным расписанием и условия оплаты труда.
Фактическое допущение к работе соответствующим должностным лицом считается заключением служебного контракта независимо от того, был ли прием на работу оформлен надлежащим образом.
При заключении служебного контракта может быть установлен испытательный срок. Для граждан, принимаемых на гражданскую службу, в обязательном порядке устанавливается испытательный срок продолжительностью от трех до шести месяцев.
Прекращение служебного контракта может иметь место только по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом администрацию в письменной форме за две недели. По истечении указанного срока предупреждения работник вправе прекратить работу, администрация обязана выдать трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет.
По договоренности между гражданским служащим и администрацией служебный контракт может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от занимаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2007 г. и другими федеральными законами. Необходимо также отметить, что работники Инспекции ФНС России №6 по Томской области как гражданские служащие пользуются правами, предоставленными им Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными актами о труде, Федеральным законом № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации, также заключенными с ними трудовыми договорами (контрактами).
Гражданский служащий выполняет обязанности, возложенные на него должностным регламентом, а также определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, квалификационным справочником должностей служащих.
При исполнении трудовых обязанностей гражданский служащий обязан:
– улучшать качество работы, не допускать упущений в работе;
– выполнять условия заключенного с ним служебного контракта;
– соблюдать трудовую дисциплину, использовать рабочее время для производственного труда, своевременно и точно исполнять распоряжения руководителя инспекции и соответствующих структурных подразделений;
– беречь имущество, экономно и рационально расходовать материалы, электроэнергию и другие материальные ресурсы;
– содержать в порядке и чистоте свое рабочее место, а также соблюдать установленный порядок хранения ценностей и документов;
– не допускать со своей стороны действий, препятствующих другим работниками выполнение трудовых обязанностей.
Гражданский служащий, занимающий гражданскую должность государственной гражданской службы, также обязан соблюдать требования Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года.
По результатам анализа организационной структуры управления Инспекции ФНС России №6 по Томской области в ходе преддипломной практики можно сделать вывод о том, что на предприятии существует вертикальная структура управления: начальнику инспекции подчиняются заместители начальника инспекции. В свою очередь заместителю начальника инспекции подчиняются начальники отделов в инспекции и гражданские служащие, замещающие должности государственной гражданской службы Российской Федерации в каждом отделе.
Заместитель начальника инспекции является куратором определенных отделов в инспекции. Он следит за соблюдением Налогового кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных законодательных актов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.
3. Должность государственного налогового инспектора отдела камеральных налоговых проверок
В целях преддипломной практики и предстоящей дипломной работы рассмотрим должность государственного налогового инспектора отдела камеральных налоговых проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Томской области
Служебный статус. В Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы замещаемая должность отнесена к старшей группе должностей категории специалисты государственной гражданской службы Российской Федерации
Государственный налоговый инспектор отдела камеральных налоговых проверок назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя инспекции, после личного собеседования с кандидатом, на основании представления начальника отдела по согласованию с заместителем руководителя инспекции, координирующего работу данного отдела.
Государственный налоговый инспектор отдела камеральных налоговых проверок непосредственно подчинен руководителю инспекции, заместителям руководителя инспекции, начальнику отдела.
Правовая основа. В своей деятельности государственный налоговый инспектор отдела камеральных налоговых проверок руководствуется Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ, Федеральными Законами «Об основах налоговой системы в РФ», ФЗ «О системе государственной службы РФ», ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Указами и Распоряжениями Президента РФ, Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами РФ и Субъектов РФ, а также: указаниями, изложенными в методических рекомендациях, приказах, распоряжениях ФНС РФ, УФНС России по Томской области, Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области; должностным регламентом, инструкцией на рабочее место.
Квалификационные требования. В соответствии со статьей 12 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «Квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для использования должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы», утвержденными приказом ФНС от 24.04.2011 №ММ-7-4/259@, государственный налоговый инспектор отдела камеральных налоговых проверок должен соответствовать квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственного налогового инспектора устанавливаются на основании Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОК 009-2003), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст, Перечня направлений подготовки специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2005 № 4, Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобразования России от 02.06.2001 № 2572 и должны соответствовать укрупненным группам специальностей (специальности): экономика, планирование промышленности, налоги и налогообложение, анализ и аудит, бухгалтерский учет, маркетинг, менеджмент, экономика и управление на предприятии, статистика, юриспруденция и др.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям:
Государственный налоговый инспектор должен знать:
Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы;
указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты применительно к исполнению должностных обязанностей;
правовые основы прохождения федеральной государственной гражданской службы;
правила делового этикета, порядок работы с обращениями граждан;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
служебный распорядок Межрайонной инспекции ФНС России №6 по Томской области;
порядок работы со служебной информацией, инструкцию по делопроизводству;
должностной регламент;
Квалификационные требования к профессиональным навыкам:
Государственный налоговый инспектор должен иметь навыки:
работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, выполнению поставленных задач;
квалификационного планирования работы, экспертизы проектов нормативных правовых актов, подготовки служебных документов;
ведения делопроизводства, составления делового письма;
сбора и систематизации актуальной информации в установленной сфере деятельности, применения компьютерной и другой оргтехники, пользования программными продуктами.
В соответствии с приказом ФНС России от 06.10.2006г. № САЭ-3-15/659 «О квалификационных требованиях к должностям федеральной государственной гражданской службы Федеральной налоговой службы» государственный налоговый инспектор должен иметь:
Высшее профессиональное образование экономического направления, либо высшее профессиональное образование иного направления подготовки по специальностям, соответствующим функциям и конкретным задачам, возложенным на структурное подразделение, или иное дополнительное профессиональное образование по специализации замещаемой должности.
Специальные должностные обязанности. Исходя из полномочий, определенных Положением о инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Томской области и положение об отделе камеральных налоговых проверок на государственного налогового инспектора возлагается следующее:
Строгое выполнение основных обязанностей гражданского служащего, определенных ст. 15 и ст. 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе:
1. Гражданский служащий обязан:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение.
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законы интересы граждан и организаций.
5) соблюдать служебный распорядок Межрайонной ИФНС России №6 по Томской области.
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ и другими федеральными законами.
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
2. Гражданский служащий не в праве исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить а письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
4. Гражданский служащий подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Исходя из установленных полномочий, в пределах функциональной компетенции, на государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок возлагаются следующие обязанности:
1) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах физическими лицами и организациями всех форм собственности, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет РФ налогов и сборов, определенных налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами;
2) проведение камеральных налоговых проверок в соответствии с планом работы;
3) оформление результатов проверки (составление акта по камеральным проверкам, подготовка проектов решений по результатам проверки) передача материалов проверки в юридический отдел для согласования проекта решения;
4) разноска в КЛС в ПК ЭОД, направление копий решений по результатам КНП в отдел анализа, отчетности и урегулирования задолженности на вынесение требования об уплате налога;
5) ввод а ПК СЭОД актов и решений по результатам камеральных налоговых проверок и проверок налогового законодательства;
6) соблюдение процедур проведения камеральной налоговой проверки и сроков вручения налогоплательщику (налоговому агенту) соответствующих документов по результатам КНП;
7) автоматизированный камеральный налоговый контроль, осуществляемый с использованием контрольных соотношений;
8) использование права принятия обеспечительных мер, направленных на исполнение решений по КНП, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении;
9) формирование информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки»;
10) проведение работы по получению информации о деятельности налогоплательщиков из внешних источников (в том числе косвенной информации от органов энергосбыта, предприятий тепловодоканала, от других организаций о потреблении материальных ресурсов, информации от правоохранительных и других контролирующих органов). Мониторинг и анализ указанной информации в целях качественного и результативного проведения контрольных мероприятий;
11) проведение анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности в отношении основных, крупнейших, убыточных налогоплательщиков, а также в отношении остальных налогоплательщиков;
12) проведение целенаправленного мониторинга налоговой базы налогоплательщиков и всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления зон риска и обеспечения полноты уплаты налогов и сборов;
13) представление необходимых сведений для составления информаций, отчетности, запрашиваемой УФНС России по Томской области и иными органами;
14) обеспечение своевременного выполнения приказа УФНС России по Томской области «О проведении инспекциями и межрайонными инспекциями МНС России по Томской области налогового контроля в отношении основных и крупнейших налогоплательщиков»;
15) подготовка мотивированных заключений о необходимости включения налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок с указанием предполагаемых правонарушений и источников выявленных зон риска, в том числе с использованием программных комплексов;
16) подготовка аналитических материалов и участие в комиссии по легализации объектов налогообложения;
17) мониторинг предприятий, мониторинг отрасли;
18) исполнение приказов, указаний вышестоящих руководителей;
19) соблюдение должностного регламента, порядка работы со служебной информацией;
20) изучение инструктивного материала;
21) знание инструкции на рабочее место;
22) знание режимов ПК ЭОД;
23) выполнение задач, возложенных должностным регламентом осуществляется на основании инструкции на рабочее место РМ 8-2М; РМ-8-3М; РМ 8-5М.
Права. Основные права государственного налогового инспектора устанавливаются статьей 14 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исходя из установленных полномочий, государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок имеет право вносить предложения по вопросам налогового контроля в целях совершенствования налогового законодательства, работы инспекции по улучшению собираемости налогов и сборов, другим вопросам.
Ответственность. Государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверокнесёт ответственность за:
- неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с действующим законодательством, задачами и функциями Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по Томской области и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы:
- за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан;
– несоблюдение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, приказов, распоряжений, инструкций и методических указаний ФНС России, УФНС России по Томской области, Межрайонной ИФНС России № 6 по Томской области;
– разглашение государственной и налоговой тайны, иной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей;
– несоблюдение Правил внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины.
Результативность профессиональной и служебной деятельности государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок определяется на основании достижения таких показателей:
– на основании оценки выполнения установленных планов отдела камеральных проверок;
– эффективность налогового администрирования (рост доходов, администрируемых ФНС России, в расчете на 1 работника налогового органа);
– рост доначисленных доходов, администрируемых ФНС России, по результатам проведения контрольных мероприятий;
– добросовестное исполнение должностных обязанностей, регламентов, распоряжений, указаний;
- постоянное повышение профессионального уровня, успешное прохождение аттестаций, обучений, тестирования;
– других показателей деятельности государственного налогового инспектора.