Правовая основа сотрудничества таможенных органов государств-участников таможенного союза.
Развитие отношений между Беларусью и Россией положило межгосударственное Соглашение о ТС от 6 января 1995 года, заложившее основу для дальнейшего таможенного сотрудничества сначала в рамках двух гос-в, а в последующем к ним присоединился Казахстан.
Таможенноезак-во ТС представляет собой четырехуровневую систему:
·Таможенный кодекс таможенного союза;
·Межд. соглашения гос-в-участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения;
·решения Комиссии ТС;
·нац. таможенноезак-во стран-участниц.
ТК ТС – одна из составляющих частей формируемой в наст.вр. нормативной правовой базы, на основании которой функционирует ТС Беларуси, Казахстана и России. ТК ТС разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие гос-ва мира, а также Европейское сообщество (в целом более 60 гос-в). Республика Казахстан присоединилась к Конвенции в 2009 году, РБ – 10 апреля 2011 года, а РФ ведет подготовительную работу к присоединению к данной конвенции. Положения Киотской конвенции нашли отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.
Второй составляющей данной системы являются межд. соглашения государств-участников ТС. Межд. соглашения, составляющие правовую базу ТС, делятся на две группы: межд. договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС и межд. договоры, направленные на завершение формирования правовой базы ТС. Согласно доктрине права нормы международных договоров, подписанные и ратифицированные в соответствии с уст-ми гос-вом процедурами, становятся частью его внутреннего права и имеют большую юр. силу, чем нормы нац. НПА. Примером могут послужить такие соглашения как: Соглашение о взаимной админ. помощи таможенных органов гос-в-членов ТС; Соглашение о требованиях к обмену инф-цией между таможенными органами и иными гос. органами гос-в-членов ТС; Соглашение о представлении и об обмене предварительной инф-цией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС; Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов гос-в-членов ТС по уг. делам и делам об админ. правонарушениях и др. Необходимо отметить, что в соотв. с данными НПА таможенные органы гос-в-участников ТС разрабатывают основные направления их взаимодействия, такие как: международно-правовое сотрудничество со странами-членами Всемирной торговой организации (ВТО) и др. орг-циями, подготовка, принятие и реализация нормативных док-в, унификация таможенного зак-ва вотношении товаров, происходящих из стран-участниц ТС. Таможенными службами ведется совместная работа по обеспечению свободного перемещения товаров и транспортных средств через территорию данных гос-в. Одним из приоритетных направлений д-ти таможенных служб является сотрудничество в области инф. обмена. Подписание Соглашения о представлении и об обмене предварительной инф-ции о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу ТС служит основой для развития "информационного" направления сотрудничества. Основным механизмом сотрудничества таможенных служб является взаимодействие с др. структурами гос-в-участниц ТС, в рамках данного направления осуществляется тесное сотрудничество с правоохранительными органами, пограничными службами, в частности с Советом руководителей органов безопасности и специальных служб гос-в-участников СНГ. Лидирующая роль сотрудничества таможенных органов гос-в-членов ТС сохраняется в такой важной сфере, как обучение и подготовка кадров. Соглашение о взаимной админ. помощи таможенных органов гос-в-членов ТС направлено на оказание взаимной админ. помощи на основе выполнения запросов, организации таможенного контроля и обмена инф-цией между таможенными органами. На этой платформе данным службам предстоит и в дальнейшем развивать межд. таможенное сотрудничество.
Третьим звеном в структуре таможенного зак-ваявляются решения Комиссии ТС.решения высшего еврозийского экономического советы – Межгосударственного совета еврозес и евразийской экономической комиссии (ЕФ) ранее называлась комиссия там союза.!!!ОЧЕНЬ ВАЖНО!!!
Четвертой структурной составляющей являются нормы нац. таможенных кодексов и иного таможенного зак-ва стран-участниц. У нас действует новый Закон О таможенном регулировании от 10.01 2014, а также ряд Указов Президента, Постановлений Совмина и Приказов ГТК.