Правовая квалификация нарушений порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и прохождения таможенного контроля

Понятие перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу.Таможенное законодательство Таможенного союза изменило наше представление о таможенной операции по перемещению товаров через таможенную границу ТС, придав этому процессу более широкое понимание по сравнению с ранее действовавшими нормами. В этой таможенной операции выделяются следующие этапы:

— прибытие товаров на таможенную территорию ТС (гл. 23 ТК ТС) и убытие товаров с таможенной территории ТС (гл. 24 ТК ТС; гл. 22 ФЗ-311), непосредственно связанные с пересечением государственной границы Российской Федерации и таможенной границы Таможенного союза в местах, установленных для перемещения товаров;

— осуществление таможенного контроля товаров в специально отведенных для этого зонах (ст. 97 ТК ТС) с представлением таможенным органам документов и сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 159 ТК ТС);

— помещение товаров на временное хранение либо их таможенное декларирование и выпуск в соответствии с заявленной таможенной процедурой в месте прибытия (ст. 16.7 ТК ТС);

— доставка товаров из места прибытия в определенное таможенными органами место назначения либо убытия по процедуре таможенного транзита (ч. 2 ст. 215 ТК ТС).

При этом понятия «перемещение» и «пересечение таможенной границы» не являются синонимами. Так, перемещение может выражаться как в фактическом пересечении границы таможенной территории ТС (ввоз либо вывоз), так и в подаче таможенной декларации или в совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения ввезти, вывезти товары или транспортные средства.

В соответствии с требованиями таможенного законодательства (ч. 1 ст. 193 ФЗ-311) ввоз товаров в Российскую Федерацию непосредственно с территорий государств, не являющихся членами ТС, осуществляется в местах, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза. Места прибытия на государственной границе Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с российским законодательством о государственной границе Российской Федерации, включая случаи и порядок, когда товары могут перемещаться в иных местах, не являющихся местами прибытия, определенных ст. 156 ТК ТС. Ввоз товаров на территорию России из государств, не являющихся членами ТС, помещенных по прибытии под таможенную процедуру таможенного транзита (ТТ), может осуществляться в любых местах по маршруту движения перевозчика в определенное таможенным органом отправления место доставки товара.

Убытие товаров с таможенной территории ТС осуществляется в установленных местах с разрешения таможенных органов, которое оформляется путем проставления соответствующих отметок на таможенной декларации и транспортных, товаросопроводительных документах.

Требования, предъявляемые к физическим и юридическим лицам при перемещении товаров через таможенную границу, заключаются в представлении таможенным органам достоверных сведений и действительных документов на товары, соблюдении запретов и ограничений, установленных законодательством о внешней торговле и таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации, в соблюдении порядка нахождения в зоне таможенного контроля (ЗТК), а также порядка обращения, пользования, распоряжения товарами, находящимися под таможенным контролем.

Таким образом, под перемещением товаров понимается совершение действий не только по их ввозу на таможенную территорию или вывозу с этой территории любым способом, включая пересылку международных почтовых отправлений (гл. 44 ТК ТС), использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (гл. 47 ТК ТС), но и прохождение таможенного контроля в установленных местах на таможенной границе Таможенного союза и (или) государственной границе Российской Федерации, временное хранение товара либо его таможенное декларирование в установленные сроки (ч. 4 ст. 160, ст. 167 ТК ТС), доставка в пункт назначения по процедуре таможенного транзита, где перевозчик обязан совершить аналогичные действия после завершения процедуры ТТ (ч. 6 ст. 225 ТК ТС). Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, сам процесс перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу заканчивается либо их помещением на склад временного хранения, либо выпуском в соответствии с избранной таможенной процедурой и доставкой в пункт назначения (ст. 195 ТК ТС).

Определение незаконного перемещения товаров через таможенную границу дано в п. 19 ст. 4 ТК ТС. Под это понятие подпадают противоправные действия, признаки которых даны в ст. 16.1, 16.2 и 16.3 КоАП РФ, то есть применяется более ограниченная трактовка содержания понятия «перемещение товаров», чем в нормах, регламентирующих этот процесс. Такой подход использован нами и при классификации административных правонарушений, связанных с перемещением ТиТС через таможенную границу.

В таможенном законодательстве установлены основные принципы перемещения товаров: во-первых, перемещение ТиТС производится только в соответствии с таможенными процедурами (ст. 167, 179, 215 ТК ТС); во-вторых, товары подлежат таможенному контролю (ч. 3 ст. 150, ст. 206 ТК ТС); в-третьих, до выпуска для внутреннего потребления (ст. 209 ТК ТС) либо вывоза с территории ТС товар находится под таможенным контролем.

Поэтому в рассматриваемую классификационную группу мы включаем все противоправные действия участников ВЭД, имеющие общий объект посягательств — правила перемещения товаров через таможенную границу, установленные таможенным законодательством ТС, включающие порядок перемещения товаров через таможенную (государственную) границу и порядок осуществления таможенного контроля, предусмотренные ст. 16.1, 16.3, 16.5, 16.8, 16.15 и 16.21 КоАП РФ.

Субъектом ответственности данной видовой группы НТП выступает лицо, обладающее в отношении перемещаемых ТиТС правомочиями владения, пользования или распоряжения, поместившее их в установленном порядке под таможенную процедуру и в силу этого имеющее право совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, юридически значимых действий, использования в полном объеме всех выгод, льгот и преимуществ, предоставляемых гражданским законодательством. При этом деяния, предусмотренные ст. 16.1 и 16.3 КоАП РФ, при ввозе товара совершаются лицом непосредственно при пересечении таможенной границы.

Однако следует обратить внимание, что в ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ объектом посягательств является также и порядок осуществления таможенного контроля, в ч. 4 ст. 16.1 — несоблюдение установленных запретов и ограничений на перемещение товаров через таможенную границу ТС, а в ст. 16.21 — не только порядок перемещения товаров через таможенную границу, но и приобретение, пользование незаконно перемещенными товарами.

Составы нарушений таможенных правил перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу.Правонарушения, связанные с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (ст. 16.1 КоАП РФ) и несоблюдением запретов и ограничений на ввоз ТиТС на таможенную территорию Таможенного союза и Российской Федерации или вывоз с территории России (ст. 16.3 КоАП РФ), представляют собой наиболее опасные составы правонарушений в области таможенного дела, граничащие с уголовными преступлениями (ст. 226.1, 229.1 УК РФ).

В ст. 16.1 КоАП РФ даны четыре самостоятельных состава НТП, отличающиеся способами совершения правонарушения (объективной стороной), охватывающие составы административных правонарушений в области таможенного дела и связанные:

— с нарушением порядка фактического перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза;

— с сокрытием товара от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу;

— с сообщением таможенному органу недостоверных сведений о количественных характеристиках товара путем использования недействительных документов либо поддельных средств идентификации;

— с представлением недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных таможенным законодательством Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, кроме мер нетарифного регулирования.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, составляют:

1) нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств международной перевозки (ТиТС МП) на таможенную территорию Таможенного союза и территорию Российской Федерации как члена ТС, путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу, которыми являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, либо иных установленных мест прибытия (ст. 156 ТК ТС);

2) ввоз товаров вне времени работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

3) совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы ТС вне пунктов пропуска;

4) убытие ТиТС МП, их вывоз помимо мест перемещения товаров либо иных мест, установленных таможенным законодательством ТС и российским законодательством;

5) фактическое пересечение таможенной границы без разрешения таможенных органов.

При совершении подобных действий нарушается порядок, установленный ст. 151, 156, 162 ТК ТС и ст. 193, 195 ФЗ-311.

Предметом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ, являются товары и транспортные средства, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия на таможенную территорию ТС. При этом транспортные средства, на которых перевозятся товары, орудиями совершения данного правонарушения не являются. Исключение составляют случаи, когда товары ввозятся на таможенную территорию ТС вне установленных мест прибытия, помимо таможенного контроля, либо когда они оборудованы тайниками для сокрытия товаров от таможенного контроля (ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ). В таких случаях транспортное средство рассматривается как орудие совершения правонарушения и является предметом АП.

Ответственность за совершение данного НТП несут лица, осуществляющие перевозку ТиТС МП с нарушением порядка их прибытия или убытия. Субъективную сторону АП составляет чаще всего умышленная форма вины физических лиц и вина юридических лиц в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ составляет сокрытие от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу товаров путем использования тайников, иных способов, затрудняющих их обнаружение при таможенном контроле, либо придания одним товарам вида других.

Понятие «тайник» заимствовано из уголовного права. Тайниками признаются специально изготовленные или оборудованные места или приспособления для сокрытия товаров. Что касается способов, затрудняющих обнаружение товаров, то к ним относятся любые изощренные способы утаивания товаров, не позволяющие обнаружить их путем обычного визуального осмотра без применения технических средств таможенного контроля, личного досмотра, либо помещения товара в места, доступ в которые затруднен или которые не предназначены для их транспортировки и хранения. Существенные изменения внешних характерных признаков товаров (придание одним товарам вида других), которые позволяют отнести их к товарам иного вида, рассматриваются как квалифицирующий признак этого АП.

При ввозе на таможенную территорию ТС сокрытие товаров происходит в местах их прибытия. Сам факт сокрытия может быть обнаружен таможенным органом на любом этапе ввоза и таможенного оформления товаров. При вывозе сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено Таможенного союза ????[A3]

Предметом данного НТП являются товары, укрытые от таможенного контроля, в отношении которых представлены недостоверные сведения.

Субъектом правонарушения является лицо, осуществляющее перемещение товара. К ответственности может быть привлечен российский отправитель товаров, если будет установлено его участие в совершении конкретных действий по их сокрытию (оборудование тайника). Иностранные отправители не могут являться субъектами ответственности, поскольку не совершают противоправные действия на территории нашей страны.

Субъективную сторону НТП составляет вина физических лиц в форме прямого умысла и юридических лиц в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

По ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ квалификации подлежит деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товарах: о количестве грузовых мест, их маркировке, о наименовании, весе или объеме товаров при их прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с территории ТС либо помещении ТиТС МП под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения. В качестве основания для привлечения к административной ответственности и квалифицирующего признака АП рассматривается представление таможенному органу при осуществлении таможенного контроля недействительных документов и (или) использование поддельного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. Понятие «недействительные документы» раскрывается в примечании 2 к ст. 16.1 КоАП РФ.

Заявление недостоверных сведений при таможенном декларировании, а также представление недействительных документов при декларировании ТиТС МП следует квалифицировать по ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ, а при условном выпуске товара до подачи таможенной декларации — по ст. 16.17 КоАП РФ. Диспозиция статьи содержит исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность: количество грузовых мест, их маркировка, наименование товара, вес, объем и другие количественные показатели.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов, объективную сторону АП образует использование поддельного, фиктивного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.

Правонарушение выявляется на этапе фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу либо при помещении товара под таможенную процедуру. Предметом данного НТП являются товары, в отношении которых представлены недостоверные сведения. Представление таможенным органам иных сведений о товарах не подпадает под действие ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ. Сообщение о меньшем, чем имеется в наличии, количестве товара при ввозе на таможенную территорию ТС не влечет административной ответственности ввиду отсутствия предмета правонарушения, так как товар фактически не перемещается на таможенную территорию. Прибытие товаров в большем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, является правонарушением, а предметом АП будут товары, не указанные в представленных документах. Вывоз иностранных товаров в меньшем количестве, чем указано в товаросопроводительных и коммерческих документах, также не является нарушением таможенных правил, поскольку, в соответствии с ч. 3 ст. 164 ТК ТС, товары Таможенного союза могут быть вывезены в меньшем количестве, чем было заявлено, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товара. Однако при сообщении таможенным органам недостоверных сведений о количестве вывозимого иностранного товара такие действия следует квалифицировать по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Если НТП выявляется при перевозке иностранных ТиТС МП, перемещаемых по процедуре ТТ, необходимо рассмотреть вопрос о возможном наличии в действиях перевозчика признаков правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.

Субъектом правонарушения является лицо, фактически сообщившее недостоверные сведения о количественных характеристиках товара и представившее недействительные документы. Это могут быть лица, указанные в ст. 18 ТК ТС, перевозчик, экспедитор, если он является гражданином государства — члена ТС, и другие лица в зависимости от этапа перемещения ТиТС МП. Для рассматриваемых правонарушений (включая ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ) характерно наличие специальных субъектов, каковыми являются таможенные перевозчики, обязанности и ответственность которых при перемещении товаров и транспортных средств определены таможенным законодательством ТС. Это могут быть физические, должностные и юридические лица.

Субъективная сторона деяния чаще всего характеризуется наличием умысла. Однако для правильной квалификации НТП по рассматриваемой статье следует установить, в какой мере перевозчиком были использованы положения упомянутых выше международных договоров в области перевозок, предоставляющие возможности надлежащего выполнения возложенных на него обязанностей[27].

В новой редакции главы 16 КоАП РФ ст. 16.1 дополнена ч. 4, предусматривающей административную ответственность за представление в таможенные органы недействительных документов на товары, ввозимые или вывозимые с территории Таможенного союза либо помещаемые под процедуру таможенного транзита или временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения запретов и ограничений, установленных международными договорами государств — членов ТС, решениями Комиссии Таможенного союза или нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В отличие от правонарушений, в основе которых лежит представление таможенным органам недостоверных сведений различными путями (ч. 3 ст. 16.1), в объективной стороне этого АП выделен единственный квалифицирующий признак — представление в таможенный орган недействительных документов на товары. Что касается обстоятельств и условий, при которых представляются недействительные документы, то они аналогичны тем, которые перечислены в ч. 3 ст. 16.1, то есть при ввозе товаров на территорию ТС либо при вывозе товаров с территории ТС, помещении их под таможенную процедуру таможенного транзита либо на временное хранение.

Второй квалифицирующий признак НТП, предусмотренный ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ, связан со специальными характеристиками перемещаемого товара, который должен подпадать под ограничения и запреты, установленные международными договорами, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с международными договорами и таможенным законодательством Таможенного союза (за исключением мер нетарифного регулирования).

Следовательно, предметом доказывания будут несоблюдение узаконенных запретов и ограничений на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров и использование при этом недействительных документов. Аналогичные действия участников ВЭД при совершении других таможенных операций и процедур будут квалифицироваться по ч. 3 ст. 16.2, ст. 16.3 либо ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Предметом данного правонарушения являются товары, в отношении которых представлены недействительные документы.

Субъектом ответственности за данное НТП является лицо, перемещающее товар, подпадающий под запреты и ограничения, — таможенный перевозчик, на которого возложена обязанность соблюдать условия и выполнять требования, установленные таможенным законодательством (ст. 21, 22 ТК ТС; ст. 6 ФЗ-311).

Субъективную сторону деяния образует вина юридического лица, чаще всего осознанно идущего на риск привлечения к административной ответственности. У физического лица вина возможна в форме как умысла, так и неосторожности.

Несоблюдение запретов или ограничений, установленных внешнеторговым законодательством на ввоз товаров на таможенную территорию и вывоз их с таможенной территории Таможенного союза.Нарушение таможенных правил в виде несоблюдения запретов и (или) ограничений при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и при их убытии с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации (ст. 16.3 КоАП РФ), имеет два состава.

Законодательство о внешнеторговой деятельности и таможенное законодательство устанавливают запреты и ограничения в отношении ввозимых (вывозимых) товаров на таможенную территорию (с территории) ТС. Имеется большое количество законодательных и нормативных правовых актов (более 60), содержащих перечень таких товаров. Базовым документом является Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Им устанавливаются запреты и ограничения, в том числе экономического характера, которые различаются исходя из цели установления (введения) конкретного ограничения. К ограничениям экономического характера относятся: установление количественных ограничений, введение квот, лицензирование; предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; применение специальных защитных и антидемпинговых мер, мер экспортного контроля, а также мер санитарно-эпидемиологического, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного и других видов специального контроля (п. 8 ст. 4; ст. 145, 152, 208 ТК ТС). Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов России (например, на ввоз и вывоз продукции военного назначения, товаров и технологий, используемых при создании оружия массового уничтожения, радиоактивных материалов). В соответствии со ст. 152 ТК ТС такие запреты должны соблюдаться независимо от избранной таможенной процедуры.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, образует несоблюдение установленных законодательством запретов и (или) ограничений, не носящих экономического характера. Не применяются ограничения экономического характера в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.3 КоАП РФ, составляет несоблюдение количественных ограничений, предоставленных квот и лицензий в сфере внешней торговли, запретных, антидемпинговых и (или) компенсационных мер. Непредставление в таможенный орган документов, подтверждающих соблюдение установленных законодательством ограничений, не связанных с заявлением недостоверных сведений в таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 28 ТК ТС и ч. 1 ст. 219 ФЗ-311, образует состав НТП, предусмотренный ст. 16.3 КоАП РФ. Это правонарушение чаще всего выражается в заявлении в таможенной декларации недостоверных сведений, влияющих на применение к товарам запретов или ограничений как экономического, так и не экономического характера. Представление при декларировании недействительных документов, послуживших основанием для применения таких запретов или ограничений, подлежит квалификации по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, при перемещении товаров через таможенную границу ТС — по ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ. Составы двух вышеописанных правонарушений установлены специальными нормами и при правовой квалификации НТП имеют преимущество перед положениями ст. 16.3 КоАП РФ.

Субъектом данных правонарушений является лицо, на которое законодательством возложена обязанность соблюдения установленных запретов или ограничений и представления доказательств соблюдения этих мер таможенным органам. Это могут быть лица, перечисленные в п. 6 ст. 4, в ст. 12 и 18 ТК ТС, в частности декларант, таможенный представитель и таможенный перевозчик — в случае перемещения ТиТС через таможенную границу.

Таможенный представитель, в соответствии со ст. 16 и 17 ТК ТС, не может являться субъектом ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ, так как обязанность соблюдения запретов и ограничений возложена на представляемых им лиц. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется виной в форме как умысла, так и неосторожности.

Характеристика и правовая квалификация правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения таможенного контроля.Таможенным законодательством установлено, что одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является осуществление в отношении них таможенного контроля для предотвращения и пресечения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации. Товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и в Российскую Федерацию, считаются находящимися под таможенным контролем (ТК) с момента пересечения таможенной границы и до момента их фактического вывоза с территории, выпуска для внутреннего потребления, уничтожения, отказа в пользу государства, обращения в федеральную собственность либо распоряжения ими другим способом, установленным таможенным законодательством (раздел 3 ТК ТС).

Таможенный контроль предполагает представление в таможенные органы документов и сведений, необходимых для таможенных целей в соответствии с Таможенным кодексом ТС, а также отчетности для целей таможенного контроля (гл. 16 ТК ТС; гл. 19, 20 ФЗ-311). ТК осуществляется выборочно в установленных законом формах:

— проверка документов и сведений;

— устный опрос и получение объяснений;

— таможенное наблюдение, осмотр и таможенный досмотр ТиТС;

— личный таможенный досмотр;

— осмотр территорий и помещений для целей ТК;

— проверка маркировки товаров специальными марками, наличия средств идентификации;

— учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

— таможенная проверка.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за посягательства на общественные отношения, складывающиеся в процессе перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, и на установленный порядок проведения таможенного контроля. Для этого создается зона таможенного контроля на таможенной границе Таможенного союза и государственной границе Российской Федерации (ст. 163 ФЗ-311), в местах перемещения товаров через таможенную границу, совершения таможенных операций, перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, на территории таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и в иных местах, определенных законодательством государств — членов Таможенного союза.

В Российской Федерации порядок создания и обозначения зон таможенного контроля был установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2003 № 624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы», которое утратило силу после принятия Таможенного кодекса Таможенного союза. Однако статьей 97 ТК ТС закреплено, что порядок создания и обозначения ЗТК, а также правовой режим зоны таможенного контроля определяется законодательством государств — членов ТС.

К административным правонарушениям, посягающим на порядок и условия проведения таможенного контроля, относятся НТП, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 16.5, 16.8, 16.15 КоАП РФ.

Ст. 16.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за следующие действия, если они совершаются без разрешения таможенного органа:

— перемещение товаров, транспортных средств или лиц (в том числе должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов) через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

— помещение товаров и транспортных средств или размещение указанных лиц в пределах зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;

— ведение производственной или иной коммерческой деятельности в зоне таможенного контроля без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Следует обратить внимание, что ответственность наступает только за те действия, на совершение которых необходимо разрешение таможенного органа (ст. 97 ТК ТС; п. 23–26 ч. 11 ст. 163, ст. 165 ФЗ-311).

Субъектом ответственности по этой статье, в отличие от других НТП этой классификационной группы, может быть любое физическое или юридическое лицо, но в первую очередь это относится к таможенным перевозчикам.

С субъективной стороны нарушение характеризуется наличием как умысла, так и неосторожности.

Ст. 16.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушения таможенных правил, которые выражаются в причаливании к находящимся под таможенным контролем судам и другим плавучим средствам судов либо другим плавсредствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается.

Установление такой ответственности направлено на исключение возможности доступа к судам, находящимся под таможенным контролем, посторонних лиц в целях обеспечения сохранности перемещаемых товаров, грузов. Статья 16.8 является специальной по отношению к ст. 16.5 КоАП РФ, так как в ней рассматриваются частные случаи, связанные с запретом на доступ к транспортным средствам, определенным не только таможенным законодательством, но и Законом Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 28.06.2014) «О Государственной границе Российской Федерации» и порядком пребывания в пунктах пропуска через государственную границу. Согласно установленному порядку, все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и (или) органа пограничного контроля.

Состав рассматриваемого НТП является формальным, поскольку наступление административной ответственности не связано с наступлением вредных последствий.

Субъектом правонарушения является лицо, которое причаливает к судну, находящемуся под таможенным контролем, то есть специальный субъект, имеющий право управления судном, иным плавсредством.

С субъективной стороны вина может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

В соответствии с таможенным законодательством (гл. 3; ст. 120, 121 ТК ТС; ст. 59, 177 ФЗ-311) установлена обязанность таможенных перевозчиков, таможенных представителей, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, лиц, пользующихся упрощенными таможенными процедурами условного выпуска товаров, представлять по запросу, требованию таможенного органа отчетность по установленной форме и в установленные сроки о хранящихся, перевозимых, реализуемых и (или) используемых товарах и о совершаемых таможенных операциях. Указанная обязанность перечисленных участников деятельности в области таможенного дела возникает с момента их включения в соответствующие реестры, которые ведут таможенные органы. Отчетность обычно формируется на основании сведений, указанных в таможенных декларациях при перемещении товаров, их помещении на склады временного хранения (таможенные склады), оформлении процедуры таможенного транзита, иных таможенных процедур, в регистрах бухгалтерского и складского учета. Конкретные аспекты отчетности и технология ее представления определена приказом ФТС России от 28.12.2010 № 2636 «Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела». Административная ответственность за непредставление в таможенный орган требуемой отчетности предусмотренаст. 16.15 КоАП РФ.

Объектом данного правонарушения являются правоотношения, связанные с проведением таможенного контроля (ч. 3 ст. 121 ТК ТС; ст. 177 ФЗ-311).

Объективная сторона этого состава НТП характеризуется как бездействием — непредставлением, несвоевременным представлением отчетности в таможенный орган, так и активным действием — представлением отчетности, содержащей недостоверные сведения в нарушение порядка, установленного таможенным законодательством.

Субъектом АП является должностное и (или) юридическое лицо, участвующее в совершении таможенных операций с товарами, находящимися под таможенным контролем. В ведомственном правовом нормативном акте конкретизируются в качестве субъекта ответственности владельцы таможенного склада (склада временного хранения), магазина беспошлинной торговли, а также специалисты по таможенному оформлению, имеющие документальное подтверждение соответствия требованиям таможенного законодательства, находящиеся в штате юридического лица, включенного в соответствующий таможенный реестр. Субъективная сторона характеризуется наличием вины (умысел или неосторожность). Состав рассматриваемого НТП носит четко выраженный формальный характер, поэтому производство по делу может осуществляться как в протокольной, так и в специальной форме административного производства.

Субъектом ответственности является лицо, на которое возложена обязанность представить в таможенные органы отчет о товарах, находящихся под таможенным контролем.

Наши рекомендации