Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Понятие ПК: это добровольное объединение граждан (а в силу закона и учредительных документов – также юридических лиц) на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной:
® на их личном трудовом и ином участии и
® объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов .
Таким образом, важнейшей отличительной чертой артели является личное трудовое (и иное) участие членов организации (а не только имущественное!).
) выделяет следующие виды сельскохозяйственных производственных кооперативов:
- сельскохозяйственная или рыболовецкая артель (колхоз);
- кооперативное хозяйство (коопхоз);
- иные кооперативы.
Коопхозы, в отличие от колхозов, создаются не любыми гражданами, а только главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, причем они сохраняют земельные участки в своей собственности.
3) Фирменное наименование ПК должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".
4) Учредительный документ ПК - устав, утверждаемый общим собранием членов.
Имущество ПК включает две составляющие:
Член ПК обязан внести к моменту регистрации ПК не менее 10 % паевого взноса, а остальную часть - в течение года с момента такой регистрации.
имущество, которое делится на паи его членов в соответствии с уставом. При этом пай состоит: неделимый фонд, решение об образовании которого принимается единогласным решением членов кооператива (иное – устав) и который используются на цели, определяемые уставом из паевого взноса члена ПК (при этом совокупность паевых взносов образует паевой фонд) из соответствующей части чистых активов ПК
Стоит заметить, что Закон о с/х кооперации использует несколько иную терминологию: в частности, паевой фонд рассматривается как сумма паев (а не только паевых взносов).
а) органами управления являются:
Þ общее собрание членов - высший орган управления. В с/х кооперативах, имеющих более 200 членов, оно может проводиться в форме собрания уполномоченных;
Þ наблюдательный совет – орган, контролирующий деятельность исполнительных органов. Его создание необязательно: он может быть создан в ПК с числом членов более 50;
Þ правление и (или) его председатель – исполнительные органы, которые осуществляют текущее руководство деятельностью ПК и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов.
!!! Компетенция названных органов определяется законом и уставом. При этом следует учитывать, что в ПК действует принцип кооперативной демократии, когда общее собрание членов вправе рассматривать и принимать решения по любым вопросам образования и деятельности артели , в т.ч. входящим в компетенцию других органов;
б) членами наблюдательного совета и правления, а также председателем ПК могут быть только члены кооператива (т.е. третьи лица не могут входить в органы управления). При этом член ПК не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем ПК;
в) !!! член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием (независимо от размера своего имущественного участия!);
г) для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью избирается ревизионная комиссия (в составе не менее чем трех членов ПК) либо ревизор, но только если число членов ПК менее 20; допускаются и проверки внешним аудитором ).
7) Правовое положение участников
а) членами ПК могут быть граждане, достигшие 16 лет ; в силу закона и учредительных документов – также и юридические лица . При этом юридическое лицо участвует в деятельности ПК через своего представителя ;
б) число членов не должно быть менее пяти .
!!! При этом число членов ПК, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать 25 % числа членов, принимающих личное трудовое участие
в) права и обязанности – см. гл.3 Закона о ПК. Обратите внимание:
- по общему правилу прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием (иное - закон или устав); в таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации ПК и удовлетворения требований его кредиторов;
г) ответственность: члены несут по обязательствам ПК субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом и уставом (п.2 ст.106.2 ГК), т.е. ответственность может быть ограничена. Так, члены с/х ПК несут ответственность размере, предусмотренном уставом, но не менее 5 % своего пая (п.2 ст.37 Закона о с/х кооперации).
д) изменение состава участников – см. ст.111 ГК. Обратите внимание:
Þ передача пая (его части):
® другому члену кооператива – допускается, если иное не предусмотрено законом и уставом;
® гражданину, не являющемуся членом кооператива, – допускается, но лишь с согласия ПК; при этом другие члены пользуются преимущественным правом покупки такого пая (его части). Стоит учитывать, что Закон о с/х кооперации вообще запрещает передачу пая третьим лицам (п.4 ст.16);
Þ выход из ПК – допускается в любое время; однако, выплата стоимости пая (выдача соответствующего имущества) производится только по окончании финансового года и утверждении бухгалтерского баланса ПК, если иное не предусмотрено уставом;
Þ исключение из ПК – возможно, причем во внесудебном порядке (по решению общего собрания в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, а также в других случаях, предусмотренных законом и уставом).
8) Особенности реорганизации и ликвидации.:
а) решение о добровольной реорганизации или ликвидации принимается общим собрания членов;
б) реорганизация в форме преобразования допускается по единогласному решению его членов и только в хозяйственное товарищество или общество.
5. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (далее – УП).
1) Понятие и общая характеристика:
УП – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество (в отличие от всех иных коммерческих организаций, обладающих имуществом на праве собственности!).
Имущество находится в государственной или муниципальной собственности, а самому предприятию принадлежит на ограниченном вещном праве (праве хозяйственного ведения либо оперативного управления); оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Кроме того, УП запрещено создавать другое УП путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
В соответствии с этим, в форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
3) Фирменное наименование должно содержать:
- для всех УП - указание на собственника имущества ,
- для казенных УП – также указание на то, что предприятие является казенным
4) Учредительный документ – устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Помимо общих сведений, он должен, в частности, содержать:
® сведения о предмете и целях деятельности, что обусловлено специальной правоспособностью УП;
® сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования (за исключением казенных предприятий)
® иные сведения.
5) Управление УП осуществляется:
а) его собственником (в лице уполномоченного властного органа), который решает наиболее важные вопросы (создание, реорганизация и ликвидация УП, согласие на совершение крупных и иных сделок
б) единственным органом УП - руководителем, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен .
7) Виды УП:
а) в зависимости от формы собственности:
® государственные (федеральные и субъектов РФ) УП;
® муниципальные УП.
При этом необходимо учитывать, что создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, не допускается;
б) в зависимости от вида вещного права, на котором имущество закрепляется за УП:
® УП, основанные на праве хозяйственного ведения (объем правомочий по распоряжению имуществом достаточно большой);
® УП, основанные на праве оперативного управления (объем правомочий по распоряжению имуществом максимально ограничен, вследствие чего их именуют казенными).
Данные предприятия могут быть как государственными, так и муниципальными (ранее казенные предприятия являлись лишь федеральными). В Проекте ГК предлагается создавать казенные предприятия только на базе государственного имущества.
Основные различия в их правовом положении представлены в таблице:
УП, основанные на праве хозяйственного ведения Казенные предприятия
1. Уставный фонд
обязательное формирование уставного фонда,
причем с соблюдением требований к минимальному
размеру
Þ для государственных предприятий – не менее 5 тыс.
МРОТ на дату регистрации УП;
Þ для муниципальных предприятий – не менее 1 тыс.
МРОТ на дату регистрации УП.
Срок формирования - не позднее 3 месяцев с момента
регистрации УП (ст.13 Закона об УП).
Возможно увеличение и уменьшение фонда; при
уменьшении – обязательно письменное уведомление
кредиторов, приобретающих особые права уставный фонд вообще не формируется (по причине возложения на собственника субсидиарной ответственности по долгам УП)
2. Ответственность собственника имущества УП
собственник не несет ответственности (исключение –
общее правило собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам УП, но только при недостаточности его имущества
3. Особенности ликвидации
1) возможно признание банкротом ;
2) специальное основание ликвидации в судебном
порядке – превышение минимального размера
уставного фонда (определенного законом) над
стоимостью чистых активов УП по окончании
финансового года