Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 5

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ 15

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 27

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 34

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ 39

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ 43

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ53

ТИПОВЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ 53

СЕТИ КОММУНАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА 66
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 67

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ71
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 73
ПЛАНИРОВКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ 78

УПРАВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОМ ЭКОНОМИКИ В ЧС99
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА В ЧС 99

СОСТАВ И ЗАДАЧИ КОМИССИИ ПО ЧС 137

ДОКУМЕНТЫ И ОТЧЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ НА ОБЪЕКТЕ ЭКОНОМИКИ В ИНТЕРЕСАХ ИХ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ 156

ЗАКЛЮЧЕНИЕ158

ЛИТЕРАТУРА159

ВВЕДЕНИЕ

Объект экономики (предприятие) - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном Законом РФ для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворе­ния общественных потребностей и получения прибыли.

Объект экономики - составная и теперь неотъемлемая часть техносферы, окружающей современного человека. Вместе с тем крупный объект экономики - не только источник доходов для тех, кто на нем работает или вложил свои средства, но и, как правило, является источником опасности для рабочих, служащих и населения. Таких объектов экономики на территории России десятки тысяч. В то же время статистика чрезвычайных ситуаций в техносфере подтверждает высокую степень негативного влияния крупных объектов экономики на жизнь населения регионов России. В этой связи правомерно рассматривать объект экономики как объект внимания и контроля органов управления единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

В представленном ниже материале объект экономики рассматривается как элемент системы управления РСЧС, а также даются наиболее общие сведения об объектах экономики, которые должен знать специалист органов управления административно-территориальных единиц (ATE) прежде, чем прибыть на объект с проверкой.

ОБЪЕКТЫ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

.1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Объект экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Объект экономики осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях экономики, может выполнять один либо несколько видов любой деятельности, предусмотренной его Уставом, если они не запрещены законодательством РФ и входящих в нее субъектов.

В соответствии с положениями Конституции РФ и иной законодательной базы исключительно к сфере деятельности государственных объектов экономики относятся виды работ и услуг:

Ø производство любых видов оружия, боевых припасов;

Ø производство взрывчатых веществ, пиротехнических изделий;

Ø ремонт боевого оружия;

Ø изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ;

Ø посев, возделывание и сбыт культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;

Ø переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редко­земельных элементов;

Ø лечение больных, страдающих опасными и особо опасными инфекционными, онкологическими, а также психическими заболеваниями в агрессивных формах;

Ø • производство ликеро-водочных и винных изделий;

Ø • выпуск денег и ценных бумаг;

Ø • некоторые другие виды деятельности.

В связи с тем, что в федеральной нормативной базе сложно учесть весь перечень опасных видов деятельности, которые могут выполняться лишь государственными предприятиями (объектами экономики), органы управления ATE дополняют этот перечень, формируя свою нормативно-правовую базу обеспечения безопасности в техносфере.

В соответствии с законом РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность предприятий и учреждений, которая может представлять либо представляет опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды, осуществляется на основе лицензии (специального разрешения). После ряда процедур на каждый заявленный вид деятельности предприятию специальным уполномоченным государственным органом выдается специальный документ - лицензия на конкретный вид деятельности.

Перечень видов деятельности, требующих от производителя специального разрешения, определяется Федеральной нормативно-правовой базой и органами управления субъектов Федерации, в частности - все виды потенциально опасных видов деятельности.

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, обеспечения безопасности РиС (рабочих и служащих), повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов.

Социальное развитие, улучшение условий труда, обязательное социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников предприятия и членов их семей регулируется законодательством РФ. В соответствии с ним предприятие обязано обеспечить своим работникам без­опасные условия труда, и несет ответственность за ущерб, причиненный здоровью РиС.

Каждое предприятие, учреждение, организация регистрируются органами управления (в исполнительных органах власти), в Госкомимуществе, в налоговой службе, а если представляет опасность для населения и окружающей среды, регистрируется в государственном Реестре опасных производственных объектов органами Госгортехнадзора.

Весьма большой перечень объектов строят свою деятельность на основе безусловного выполнения требований органов госнадзора. В частности,

Ø угольные,

Ø горнорудные,

Ø химические,

Ø нефтедобывающие,

Ø газодобывающие,

Ø металлургические производства,

Ø геологоразведочные предприятия,

Ø объекты, эксплуатирующие магистральные газопроводы,

Ø стационарные грузоподъемные механизмы и сооружения,

Ø предприятия газоснабжения, по производству хлебопродуктов,

Ø объекты котлонадзора, предприятия, занятые перевозкой опасных грузов и другие.

Таким образом, любое предприятие имеет свободу в организации коммерческой деятельности и ограничено требованиями безопасности.

1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ

В соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятия по формам собственности классифицируются как:

Ø государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Ø общество с ограниченной ответственностью;

Ø общество с дополнительной ответственностью;

Ø акционерное общество;

Ø производственные кооперативы;

Ø коммерческие и некоммерческие организации;

Ø совместные предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарное предприятие.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленной за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Устав унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 ст. 52 настоящего Кодекса, сведения о предмете и целях деятельности предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Наши рекомендации