Оценка знаний, умений и навыков на практических занятиях
Практические занятия, как правило, должны проводиться вактивном и интерактивном режиме.Оценка знаний, умений и навыков осуществляетсяна всех практических занятиях по всем формам обучения в соответствии с целями и задачами занятия. Контроль может проводиться в начале, в ходе отработки основной части и в заключительной части занятия.
Контроль, проводимый в начале занятия, имеет целью проверку качества самостоятельной работы студентов по соответствующей теме практического занятия, а также усвоения основных положений ранее пройденного и предварительно изученного учебного материала, необходимых для усвоения вопросов данного занятия.
Контроль, проводимый в ходе основной части занятия, должен обеспечить проверку не только хода и качества усвоения учебного материала, но и развитие у студентов творческого мышления.
Контроль, проводимый в заключительной части занятия, осуществляется в случаях, когда оценку качества усвоения материала можно дать после его полного изложения.
Планы практических занятий предусматривают перечни вопросов к обсуждению, подготовку докладов и сообщений студентов по темам занятий, решение практических задач, тренинги.
Тестирование
Тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами дисциплины , а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями, перед предстоящей экзаменационной сессией. Тест состоит из нескольких тестовых заданий по всем темам дисциплины. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях и занимает часть учебного занятия (10-15 минут); решения разбираются на том же занятии.Оценочные фонды для тестирования содержатся в настоящей программе. Преподаватель вправе дополнить перечень приведенных тестов.
Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении установленного времени (в зависимости от количества заданий) преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования в журнале преподавателя каждому студенту выставляется оценки: «зачтено» или «незачтено», либо: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Преподаватель должен обсудить со студентами результаты тестирования, указать на допущенные ошибки и аргументировано объяснить правильные решения.
Решение практических задач
Решение задач проводится на практическом занятии в течение 15-45 минут в зависимости от особенностей и плана занятия с обязательным разбором решений.Студенту предлагается практическая ситуация (задача), которая должна быть точно оценена по нормам уголовного закона. При решении задачи не требуется разъяснять положения той или иной статьи УПК РФ, а необходимо точно указать статьи УПК РФ, их пункты, подлежащие применению. При наличии нескольких правил, подлежащих применению – последовательность их применения, по возможности ее обосновать. В случае коллизии или конкуренции норм – указать правила и результат их разрешения для данной ситуации.Если задача предполагает несколько вариантов решения, то студент должен обосновать все из них.Ответы на задачи должны быть четкими, лаконичными в изложении, точными в своем содержании.Студенту требуется иметь ввиду, что все обстоятельства, указанные в условии задачи, являются установленными и доказанными. Студенту требуется не доказывать условия, а оценивать их с точки зрения норм УПК РФ. Если то или иное условие сформулировано не совсем четко и это имеет принципиальное значение для правовой оценки ситуации, то данное условие студент вправе словесно скорректировать самостоятельно и при ответе указать на эту корректировку и дать оценку в соответствии с данными уточнениями. Также для корректировки условия студент может обратиться к преподавателю.Решение задач должно производиться студентами как в рамках домашней самоподготовки, так и на аудиторных практических занятиях.После решения задач в рамках домашней самоподготовки на аудиторных практических занятиях имеющиеся ответы на задачи озвучиваются и обсуждаются (с указанием верных решений и ошибок в решении). Преподаватель вправе предлагать заранее не заготовленные задачи (то есть формулировать их самостоятельно), которые зачитываются вслух (преподавателем или студентом) и решаются совместно с учебной группой. Различные задачи могут быть распределены между студентами в аудитории.Целью каждого практического занятия является закрепление студентами полученных теоретических знаний по соответствующей теме и умение их применять в реальных практических ситуациях.По результатам решения задач в журнале преподавателя каждому студенту выставляется оценки: «зачтено» или «незачтено», либо: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».
Итоговый контроль
Итоговый контроль по дисциплине по всем формам обучения – зачет / экзамен.
Зачет и экзамен являются составными частями аттестации студентов. Цель зачета, экзамена – установить глубину профессиональных знаний студента, степень его подготовки к самостоятельной работе.
Критерии оценки ответа по вопросам (какие способности особенно ценятся при ответе на любой из экзаменационных вопросов):
ü умение выделять основные утверждения;
ü умение видеть и формулировать проблему;
ü умение оперировать базовыми категориями, различать их принципиальные особенности;
ü умение определять тенденции и перспективу практической применимости теоретических выводов.
Методика проведения зачета (экзамена)
Оценивание знаний, умений, навыков студента осуществляется на основании правил Положения о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, утв. Ученым Советом УлГУ.
Зачет по дисциплине может быть проведен в форме, избираемой на усмотрение преподавателя – в традиционной форме устного или письменного опроса по билетам, в форме коллоквиума т т.д. (как правило, в зависимости от уровня подготовленности группы, выявленного в период практических занятий).
При подготовке юристов целесообразно проводить зачет (экзамен) в традиционной форме: устный ответ на вопросы билета.
Перечень вопросов, включаемых в билеты, утверждается решением кафедры и передается для заблаговременного ознакомления студентами в библиотеку, и/или размещается на сайте факультета. Ознакомиться с вопросами можно также на кафедре уголовного права и криминологии (у лаборанта). Группировка вопросов в билеты осуществляется преподавателем дисциплины и утверждается решением кафедры. Зачет проводится преподавателем, проводившим занятия в течение семестра (при отсутствии – заведующим кафедрой или по его указанию иным преподавателем кафедры).
Критерии оценки ответов. Оценки по вопросам билета определяются отдельно, а итоговая оценка определяется как среднее арифметическое оценок по отдельным вопросам. Оценка вопросов на зачете осуществляется по двухбальной шкале – «зачтено» или «не зачтено», на экзамене – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», в соответствии с таблицей уровней сформированности компетенций.
На «зачтено» («удовлетворительно») оценивается ответ на вопрос, если вопрос раскрыт правильно, то есть без ошибок и даны ответы на все поставленные вопросы. Ответ оценивается на «хорошо», если он включает в себя указание на существующие проблемы теории и практики, тенденции правового регулирования; на «отлично», если студент (слушатель) ориентируется в дискуссионных вопросах науки уголовного права и практики применения уголовно-правовых норм, приводит различные точки зрения, дает им оценку и свободно аргументирует собственную позицию.
Допустимо для оценки «зачтено» («удовлетворительно») правильное раскрытие вопроса при его неполноте, упущении некоторых существенных деталей либо полно, но с ошибками, не являющимися грубыми.
Оценка «незачтено» («неудовлетворительно») выставляется студенту 1) при наличии грубых ошибок в ответе, 2) непонимании сущности излагаемого вопроса, 3) неумении применять знания на практике, 4) неуверенности и неточности ответов на дополнительные и наводящие вопросы. Данная оценка выставляется при отказе от ответа, его отсутствии (в том числе отсутствии характеристики большинства признаков, определяющих ответ на вопрос; формировании всего ответа на примерах), или наличии рассуждений обыденного характера без юридически грамотного изложения.
Преподавателю предоставляется право освобождать студента от сдачи зачета с выставлением положительной оценки по предмету в случае успешного его усвоения студентом в течение семестра (по результатам практических занятий).
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
8.1 Примерный перечень контрольных вопросов для подготовки к зачетам и экзаменам
8.1.1. Список вопросов для зачёта
- Понятие уголовного процесса и его назначение.
- Источники уголовного процесса.
- Формы (типы) уголовного процесса.
- Уголовно- процессуальное право. Уголовно - процессуальные отношения..
- Уголовно - процессуальная форма и процессуальные гарантии.
- Стадии уголовного процесса. Краткая характеристика.
- Понятие и система принципов уголовного процесса. Разумный срок уголовного судопроизводства
- Принцип законности в уголовном судопроизводстве. Осуществление правосудия только судом. Независимость судей.
- Принцип уважения чести и достоинства. Принцип неприкосновенности личности.
- Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Неприкосновенность жилища. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых и иных сообщений.
- Свобода оценки доказательств. Право на обжалование процессуальных действий и решений.
- Язык, на котором ведется судопроизводство.
- Принцип обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту.
- Презумпция невиновности.
- Состязательность сторон.
- Понятие и классификация субъектов уголовного процесса. Уголовно - процессуальные функции
- Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
- Суд в уголовном процессе.
- Процессуальное положение подозреваемого.
- Процессуальное положение обвиняемого в уголовном процессе.
- Защитник в уголовном процессе.
- Орган дознания. Дознаватель.
- Потерпевший в уголовном процессе.
- Гражданский истец и гражданский ответчик, их процессуальное положение.
- Прокурор в уголовном процессе.
- Руководитель следственного органа.
- Следователь в уголовном процессе (полномочия следователя, его процессуальная самостоятельность).
- Уголовное преследование. Прекращение уголовного преследования.
- Иные участники судопроизводства.
- Предмет и пределы доказывания. .
- Понятие доказательства, его свойства.
- Классификация доказательств, ее значение.
- Процесс доказывания. Структура процесса доказывания.
- Сущность и способы собирания доказательств.
- Проверка и оценка доказательств.
- Обязанность доказывания в уголовном процессе.
- Правила отнесения доказательств к недопустимым.
- Вещественные доказательства.
- Протоколы следственных действий и судебного заседания как доказательства.
- Меры процессуального принуждения.
- Задержание подозреваемого.
- Меры пресечения (понятие, виды, основания и порядок их избрания, отмены и изменения).
- Заключение под стражу как мера пресечения.
- Меры пресечения не связанные с заключением под стражу.
- Иные меры процессуального принуждения.
- Процессуальные сроки и издержки.
- Ходатайства и жалобы.
- Реабилитация.
- Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.
- Порядок возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела.
- Общие условия предварительного расследования.
- Подследственность
- Общие условия предварительного следствия.
- Понятие и система следственных действий.
- Осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент.
- Обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.
- Допрос, очная ставка, опознание, проверка показаний.
- Производство судебной экспертизы.
- Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения.
- Приостановление и возобновление предварительного следствия (понятие, основания, порядок).
- Прекращение уголовного дела на предварительном следствии.
- Окончание предварительного следствия с направлением дела в суд.
- Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
- Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
- Обвинительное заключение. Обвинительный акт (сущность, значение, структура).
- Дознание.