Понятие права и его признаки.
А.М. Шилкин
ПРАВО
Учебное пособие
ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
А.М. Шилкин
ПРАВО
Учебное пособие
Челябинск
УДК
ББК
П
Автор:А.М. Шилкин – кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедры гуманитарных и общеправовых дисциплин ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Рецензенты:
А.В. Ильиных, кандидат юридических наук, доцент, декан факультета права и экономики Челябинского филиала РАНХ и ГС;
О.А. Камалов, кандидат юридических наук, адвокат;
А.В. Молодчик, доктор исторических наук, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин ЮУИУиЭ
Шилкин, А.М.
Право: Учебное пособие/ А.М. Шилкин. – Челябинск: Центр оперативной полиграфии “Violitprint”, 2015. – 156 с.
.
© ЧОУ ВПО Южно-Уральский институт управления и экономики, 2015
© Шилкин А.М., 2015
Оглавление
Тема 1. «ПОНЯТИЕ ПРАВА И НОРМЫ ПРАВА». 8
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ. 8
2. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ. 9
3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА.. 10
4. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ. 11
5. ВИДЫ НОРМ ПРАВА.. 11
6.ФУНКЦИИ ПРАВА.. 12
Тема 2. «ИСТОЧНИКИ ПРАВА». 13
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ВИДЫ. 13
2. ЗАКОН, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.. 13
3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ.. 14
4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА С СУДЕБНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ И ОБЫЧАЕМ. 17
5. ЗАКОННОСТЬ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ.. 18
6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.. 18
Тема 3. СИСТЕМА ПРАВА.. 20
1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА.. 20
2. КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ.. 21
3. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.. 21
4.ПРАВО МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ. 22
5.ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ И ПРАВО НАЦИОНАЛЬНОЕ. 23
Тема №4 ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН МИРА. 24
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.. 24
2. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.. 24
3. АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ.. 25
4. РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ.. 25
5. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.. 27
Тема № 5 ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 28
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ 28
2. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.. 29
3. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.. 29
4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 31
5. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 31
Тема №6 ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК. 33
1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ.. 33
2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОПОРЯДКА.. 33
Тема № 7 КОНСТИТУЦИЯ РФ.. 34
1.ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ.. 34
2. ПРИНЯТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИУЦИИ РФ.. 35
3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИИ РФ.. 35
4. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В.. 36
РФ 36
Тема № 8 ФОРМА ГОСУДАРСТВА В РФ. 37
1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РФ.. 37
2. ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РФ.. 40
3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РФ.. 41
Тема № 9 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА. 42
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, КАК ОТРАСЛИ 42
2. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.. 43
3. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
4. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 47
Тема №10 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА.. 55
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ.. 55
2. ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ.. 57
3. НЕДВИЖИМОЕ И ДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО.. 58
4. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ.. 60
5. ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ.. 62
6. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ.. 65
Тема № 11 ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА РОССИИ.. 70
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 70
2. СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.. 71
3. ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ.. 72
4. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА.. 73
5. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ.. 75
6.ЗАКОННЫЙ И ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ.. 76
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУПРУГОВ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ.. 79
8. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ 79
9.АЛИМЕНТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ЧЛЕНОВ СЕМЬИ.. 81
Тема № 12 ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ.. 83
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА.. 83
2. СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА.. 85
3. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА.. 86
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА 87
5. ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА.. 98
6. ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ.. 99
7. ОБЖАЛОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗЫСКАНИЙ.. 103
Тема № 13 ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР. 105
1.ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА.. 105
2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА.. 108
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ И НА ТОРГАХ 116
4.ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ДОГОВОРА 119
ТЕМА № 14 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ. 124
1.ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ. 124
2.ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.. 126
3.СУБЪЕКТЫ И СОДЕРЖАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.. 128
4.ПРЕДМЕТ, СПОСОБ, МЕСТО И СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.. 132
5.ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.. 136
ТЕМА № 15 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 141
1.ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 141
2.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ 142
3.СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ.. 146
4.ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ.. 148
5.ПРАВИЛА НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ.. 152
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки: 07.03.01(270100) «Архитектура»; 07.03.03 (270300) «Дизайн архитектурной среды»; 21.03.02 (120700) «Землеустройство и кадастры»; 54.03.01 (072500) «Дизайн»; 54.03.03 (072700) «Искусство костюма и текстиля»; 38.03.05 (080500) «Бизнес-информатика».
Дисциплина «Право» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла.
Курс является базово-обобщающим, синтезирующим и выполняет несколько социально-значимых функций: познавательную (интеллектуально-развивающую), мировоззренческую, практически-политическую и воспитательную.
Главная задача курса - формирование у студентов терминологического мышления через ознакомление с основными проблемами права и правоприменения, развитие гражданственности, коммуникативных качеств, правовой культуры личности и желания их дальнейшего углубленного самостоятельного изучения.
Пособие нацелено на оказание помощи студентам в формировании общекультурных и профессиональных компетенций:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь;
- уметь использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности;
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
- осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к природе, к обществу, другим людям и самому себе;
- разбирается в функциях и задачах учреждений и организаций, фирмах, структурных подразделениях, занимающихся вопросами дизайна; готов пользоваться нормативными документами на практике;
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы; и др.
Данное учебное пособие может быть использовано бакалаврами, обучающимися по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» в рамках изучения дисциплины «Основы права».
Тема 1. «ПОНЯТИЕ ПРАВА И НОРМЫ ПРАВА»
1. ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.
2. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ.
3. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА.
4. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ.
5. ВИДЫ НОРМ ПРАВА.
6.ФУНКЦИИ права
СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА
Любое правило поведения строится на следующей модели: "Если..., то...»
Первая часть нормы права называется гипотезой.
Гипотеза - описание фактических обстоятельств, при наступлении которых следует использовать данную норму.
Вторая часть нормы права: либо диспозиция, либо санкция.
Диспозиция - описание самого правила поведения, то есть правовых последствий.
Санкция - описание правовых последствий, рассчитанных на правонарушения.
Диспозиция, 2-я часть в регулятивных норм права, а санкция - это 2-я часть в правоохранительных нормах.
ВИДЫ НОРМ ПРАВА
1) В зависимости от отрасли права выделяют:
1. конституционно-правовые нормы;
2. гражданско-правовые нормы;
3. уголовно-правовые нормы и т.д.
2) В зависимости от объема регулирования отношений:
1. общие нормы права (регулируют определенный род отношений), например: 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».
2. специальные нормы права (регулируют определенный вид отношений), например: 20.21 КоАП РФ «Появление в общественных местах в состоянии опьянения».
3) В зависимости от роли регулирования отношения:
1. регулятивные нормы права (рассчитаны на правомерное поведение).
2. правоохранительные органы (рассчитаны на неправомерное поведение).
3. специализированные нормы права (сами отношения не регулируют, они помогают это делать регулятивным и охранительным нормам), например: нормы-определения; нормы-принципы.
4) В зависимости от характера предписания:
1. императивные нормы права - содержат категорические предписания и не могут быть изменены субъектами права по своей воле.
2. диспозитивные нормы права - рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами, они действуют лишь постольку, поскольку иное не установлено сторонами во взаимных отношениях.
6.ФУНКЦИИ права
Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.
Функции права подразделяются на два вида:
1. внутренние или специально-юридические.
2. внешние или общесоциальные.
Специально-юридические функции права:
1. регулятивная функция.
2. охранительная функция.
Регулятивная функция– это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений в соответствии с потребностями общественного прогресса.
Охранительная функция– это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений.
Общесоциальные функции права:
1. гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе).
2. воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц).
3. идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).
Тема 2. «ИСТОЧНИКИ ПРАВА»
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ВИДЫ.
2. ЗАКОН, КАК ИСТОЧНИК ПРАВА. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.
3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ.
4. СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОВ С СУДЕБНЫМ ПРЕЦЕДЕНТОМ И ЕГО ОБЫЧАЕМ.
5. ЗАКОННОСТЬ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ РФ
6. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО- ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА И ИХ ВИДЫ.
1. Источник (форма) права - это внешняя форма выражения и закрепления правовых норм компетентными органами и должностными лицами.
Виды источников права и их содержание зависят от формы и типа государства, а так же от правосознания населения.
Виды источников права:
1. Закон
2. Подзаконный правовой акт
3. Судебный прецедент
4. Правовой обычай
5. Нормативный договор
6. Толковательная доктрина
7. Локальные правовые акты
8. Иные нормативные правовые акты.
Тема 3. СИСТЕМА ПРАВА
1. ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА.
2. КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ.
3. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.
4. ПРАВО МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ
5. Право международное и право национальное.
ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Все правонарушения делятся по признаку общественной опасности:
1) Преступления - это общественно опасные, виновные, предусмотренные уголовным кодексом деяния, влекущие уголовную ответственность.
Преступление делится по тяжести:
- менее тяжкие
- средней тяжести
- тяжкие
- особо тяжкие
2) Проступки - это общественно вредные противоправные, виновные деяния, влекущие юридическую ответственность, кроме уголовной.
Виды проступков:
1) Административные - предусмотренные КоАП РФ, а так же законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
2) Дисциплинарные - предусмотренные трудовым кодексом или уставами или положениями о службе.
3) Гражданские деликты - это нарушение условий гражданских договоров или требований гражданско-правовых норм, предусмотренных ГК РФ.
4) Нанесение материального ущерба имуществу работодателя - урегулировано Трудовым кодексом РФ или положениями о службе.
5) Процессуальные - это деяния, посягающее на интересы правосудия или процессуальные права стороны по делу, например нарушение судьей сроков рассмотрения дела. Они предусмотрены процессуальными кодексами.
СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Состав правонарушения - это его юридическая модель, конструкция. Состав представляет собой юридически упрощенное описание проступка или преступления.
Состав включает 4 элемента:
1) Субъект правонарушения
2) Субъективная сторона правонарушения
3) Объект правонарушения
4) Объективная сторона правонарушен6ия
1) Субъект правонарушения - это физическое лицо или организация, совершившие правонарушение.
У физического лица, как субъекта должны присутствовать два признака:
- достижение возраста указанного в законе: административное право устанавливает возраст 16 лет, уголовное право - 14 лет.
- Вменяемость-это способность осознавать свое деяние и управлять им.
У юридических лиц способность быть субъектами правонарушения с момента регистрации в ЕГРЮЛ.
2) Субъективная сторона состава - это внутреннее психическое отношение субъекта к содеянному. В ее состав входят: вина, мотив и цель.
Вина существует в двух формах:
1. Умысел - это осознание противоправного характера действия или бездействия, предвидения его вредных последствий и желание их наступления или сознательное допущение наступление последствий.
2. Неосторожность-это предвидение возможности наступления последствий, но легкомысленный расчет на их не наступление, либо не предвидение возможности наступления последствий, хотя лицо должно было и могло их предвидеть.
3) Объект правонарушения - это общественные отношения, на которые посягает правонарушитель, например: мелкое хулиганство посягает на общественный порядок.
4) Объективная сторона правонарушения - это само деяние, то есть внешнее, выражение правонарушения; оно отвечает на вопросы, как, когда, каким образом совершено правонарушение.
В некоторых правонарушениях объект состоит из трех элементов:
- деяние
- общественно вредный или опасный результат деяния
- причинная связь между деянием и результатом
Иногда в качестве дополнительных элементов объективной стороны указывается место совершения правонарушения, а так же признаки способа совершения правонарушения.
Основная причина правонарушений – общая неустроенность экономики и общественной жизни общества.
Пути преодоления: справедливое общественное устройство, профилактика правонарушений.
Тема № 7 КОНСТИТУЦИЯ РФ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ.
2. ПРИНЯТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИУЦИИ РФ.
3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИИ РФ.
4.КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
РФ
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ РФ
В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия является республикой по форме правления, однако вид республики в Конституции РФ не указан.
Всего выделяют 3 вида республик: президентская, парламентская, смешанная.
Россия по формальным признакам попадает под смешанный вид республик.
Признаки смешанной республики в России:
1) Президент РФ назначает председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.
2) Президент РФ является главой государства, а не исполнительной власти. Исполнительную власть в РФ возглавляет Правительство РФ.
3) Федеральное собрание РФ участвует в назначении большинства высших должностных лиц.
4) Отсутствует процедура импичмента президента (это привлечение президента ответственности, когда судом является весь парламент).
Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
Такое разделение имеет целью:
1.Специализацию органов государственной власти по функциям
2.Предотвращение концентрации, монополизации власти одним человеком, одним органом государственной власти
3.Уравновешивание, сдерживание друг друга различными ветвями власти.
Государство осуществляет свою деятельность посредством органов государственной власти.
Орган государственной власти - это организационный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенный собственной компетенцией, выполняющий государственные функции, деятельность которого регулируется правом.
Классификация органов государственной власти РФ проводится по критериям принадлежности к той или иной ветви власти или принадлежности к тому или иному уровню власти (федеральному или субъекта РФ)
Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Законодательное собрание Челябинской области и т.п.)
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования двух его палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ:
1- от представительного органа власти субъекта РФ, второй - от исполнительного органа власти субъекта РФ (всего 166 депутатов от 83 субъектов РФ) К ведению СФ отнесены три группы вопросов:
1.исключительные полномочия, определенные ст.102 КРФ;
2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой;
3.полномочия по самоорганизации: решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Полномочия Государственной Думы делятся на три группы:
1.исключительные (ст. 103);
2.законодательные, реализуемые в форме принятия законов;
3.полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании; квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных конституционных законов.
Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ, а на уровне субъектов РФ - правительства субъектов РФ.
Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», федеральными законами, нормативными Указами Президента РФ.
Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. После чего Президент может согласиться с решением Государственной Думы и
объявить об отставке Правительства РФ либо нет. Правительство РФ исполняет все основные управленческие государственные функции: регулирует экономические процессы, формирует и исполняет бюджет, осуществляет социальную политику, обеспечивает законность, реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ, оборону, государственную безопасность, проводит необходимую внешнюю политику и др. Компетенция Правительства РФ указана в ст. 114 Конституции РФ.
Наряду с Правительством РФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной власти входят органы специальной компетенции - федеральные органы исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
На уровне субъектов РФ исполнительную власть наряду с правительствами субъектов осуществляют министерства, департаменты, комитеты, главные управления и иные органы исполнительной власти.
Судебную власть в РФ осуществляют суды. Особенности судебной власти:
1.самостоятельность судебной власти, независимость ее от других ветвей власти;
2.независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и неприкосновенностью судей;
3.осуществление правосудия только судом;
4.состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве;
5.гласность судебного разбирательства.
Суды образуют судебную систему РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе РФ». В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов;
Дисциплинарное судебное присутствие.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется ст.125 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РФ
Термин «политический режим» в Конституции не используется, однако анализ разных статей Конституции позволяет сделать выводы о сущности и характеристике политического режима в России.
Признаки политического режима:
1) Конституция гарантирует свободу слова, то есть каждый гражданин имеет возможность устным способом или через СМИ выразить свое мнение. Если при этом не пропагандируется национальная, расовая, классовая ненависть.
2) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Правовой статус партии урегулирован Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях".
3) В РФ разрешена свобода митингов, шествий, демонстраций.
4) Органы власти в России должны выражать волю граждан РФ, которая вырабатывается на голосованиях и референдумах.
5) Правом издавать законы обладают только представительные органы власти.
В реальности в России действует авторитарный режим, режим "управляемой демократии". В РФ на выборах побеждают только те кандидаты, которые поддержаны президентом и его окружением. Мнение избирателей формируются через политические технологии. Оппозиция преследуется. Результаты выборов фальсифицируются.
Тема № 9 ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА.
1. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, КАК ОТРАСЛИ.
2. ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
3. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
ОБЪЕКТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Объекты права собственности – это те материальные и нематериальные блага, по поводу которых у субъектов возникают правомочия владения, пользования и распоряжения.
Виды объектов:
а) в зависимости от свободного обращения выделяют:
- не ограниченные в обороте, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом;
- ограниченные в обороте, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (земля, недра, иные природные ресурсы, оружие, яды, наркотические вещества, драгоценные металлы и другие валютные ценности, памятники истории и культуры и т.п.) (пример: газовое оружие);
- объекты, запрещенные в обороте (пример: военное оружие, наркотические средства).
б) в зависимости от связанности с землей:
- недвижимое имущество
- движимое имущество.
в) в зависимости от связанности вещей друг с другом выделяют:
- сложные вещи – это разнородные вещи, образующие единое целое предполагающее использование их по общему назначению (автомобиль)
- простые вещи – это вещи, используемые независимо от других вещей.
г) в зависимости от характера реализации потребительских свойств вещи подразделяются на:
- потребляемые, т.е. утрачивающие свои потребительские свойства при их использовании либо воплощающиеся в другую вещь в процессе их переработки (стройматериалы, продукты питания);
- непотребляемые - те, которые амортизируются (оборудование, жилые дома).
Названные различия также учитываются при заключении отдельных видов договоров (например, предметом договора аренды может быть только вещь непотребляемая, которую арендатор обязан возвратить после истечения срока договора).
д) в зависимости от признаков, позволяющих идентифицировать объект, различают:
- вещи индивидуально-определенные, отличающиеся конкретными, только им присущими признаками (картина И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору");
- определенные родовыми признаками, характеризующиеся числом, весом, мерой и т.д. Последние рассматриваются как определенное количество вещей одного и того же рода (гвозди, деньги и др.).
ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав направлена главным образом на восстановление вещного права как субъективного имущественного права. К ней принято прибегать в случае совершения гражданского правонарушения, но иногда и для того, чтобы защититься от правомерных действий.
По содержанию составляющих их требований способы защиты права собственности и иных вещных прав могут быть поделены на несколько групп.
А) Вещно-правовые. Это абсолютные иски, которые могут быть предъявлены к каждому, кто нарушает право собственности или иное вещное право. Иск предъявляется только по поводу индивидуально-определенной вещи, причем той, которая имеется в натуре на момент спора в суде. К таким искам относятся: иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск); иск об устранении препятствий в пользовании имуществом, не связанных с лишением владения вещью (негаторный иск). В последние годы к числу вещно-правовых исков все чаще относят иск о признании права собственности, права хозяйственного ведения или права оперативного управления на имущество.
Б) Обязательственно-правовые. Эти способы могут быть применены в том случае, когда обладатель вещного права вступил в обязательственное отношение, основанное на сделке (в качестве арендодателя, учредителя управления и т.п.), либо стал участником внедоговорного обязательства. Наиболее часто здесь используются следующие способы: требование к должнику передать индивидуально-определенную вещь (ст. 398 ГК), возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (ст. 15 и 393 ГК), признание сделки недействительной с применением последствий ее недействительности (ст. 166 и 167 ГК), возврат имущества, составляющего неосновательное обогащение, в натуре (ст. 1104 ГК), а при невозможности возвратить имущество в натуре возместить его стоимость (ст. 1105 ГК), и т.п.
в) Гораздо чаще обязательственный способ защиты в виде взыскания убытков с государства или муниципального образования применяется в сочетании с другим - признанием недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, признанием недействительным нормативного акта, не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц (ст. 13 ГК).
В свое время Верховный Суд РФ на основании ст. 161, 218 и 13 ГК признал недействительным п. 1.9 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной автоинспекции, утвержденных приказом Министра внутренних дел РФ от 26 декабря 1994 г. N 430, ограничивавший право распоряжения гражданами своей собственностью, не признавая в качестве основания для регистрации автомототранспортных средств договоры продажи, дарения и т.п., совершенные в простой письменной форме. В обоих случаях собственники при наличии убытков могли потребовать от государства их возмещения.
Г) В предусмотренных законом случаях собственнику предоставляются средства защиты от правомерных действий государственных или муниципальных органов, направленных на принудительное прекращение его права. В большинстве из них защита предоставляется собственнику, а не обладателю иного вещного права.
В случае принятия решения о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля (ст. 279-282 ГК). На возмещение вправе претендовать также обладатели права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования (ст. 283 ГК).
Принцип возмещения стоимости имущества, изымаемого у собственника в результате правомерных действий государственных или муниципальных органов, сохраняется в отношении большинства таких изъятий (исключение составляет конфискация). Но поскольку нередко изъятие предопределено неправомерными действиями со стороны самого собственника (ст. 238, 240, 241, 242 и др.), размеры и порядок выплаты различаются между собой. В любом случае за собственником сохраняется конституционная гарантия защиты его права, состоящая в том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ).
Собственник, а также обладатель иного вещного права, в зависимости от ситуации могут прибегнуть и к другим способам защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК. Однако перечисленные выше группы являются основными.
Виндикационный иск
Виндикационный иск (от латинского vim dicere – объявляю о применении силы) – иск невладеющего собственника к владеющему несобственнику об истребовании индивидуально-определенного имущества (вещи) из его незаконного владения.
Для того чтобы иск был удовлетворен, необходимо соблюдение ряда условий:
1.Истец должен доказать, что он является собственником имущества.
Уделяя повышенное внимание вопросу о «чистоте» титула собственника, ВАС РФ в постановлении Пленума от 25 февраля 1998 г. N 8 указал, что, если будет установлено, что титул собственника был основан на ничтожной сделке либо акте государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующем законодательству, то правовые основания для удовлетворения виндикационного иска отсутствуют.
2. Ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, у которого фактически находится имущество. Иск, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого имущество находилось, но к моменту рассмотрения дела отсутствует, удовлетворению не подлежит
3. С помощью виндикационного иска может быть защищено только индивидуально-определенное имущество (вещь). Если имущество уничтожено, собственник не вправе требовать его возврата. Он может лишь предъявить иск о возмещении убытков, вызванных утратой вещи.
4. Содержание виндикационного иска составляет требование о возврате имущества из чужого незаконного владения.
5. Согласно ГК любой собственник может истребовать имущество из чужого незаконного владения в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 196 ГК). Поэтому и при разрешении споров, связанных с правом собственности в силу приобретательной давности, течение сроков приобретательной давности (ст. 234 ГК) в отношении вещей, которые могли быть истребованы в виндикационном порядке, начинается не ранее истечения указанного трехгодичного срока.
Истребование имущества от добросовестного приобретателя. Под добросовестным имеется в виду лишь приобретатель, который приобрел чужое имущество у третьих лиц, а не получил его непосредственно от самого собственника. Добросовестный приобретатель должен доказать:
а) что он не знал и не должен был знать о приобретени