Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны, значение, принципы. Уровни, формы и органы социального партнерства.
Социальное партнерство в сфере труда- система взаимоотношений между работниками(представителями работников),работодателями(представителями работодателей),органами гос.власти,органамиМСУ,направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Иначе говоря, социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, органы государственной власти органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Под сторонами (субъектами) социального партнерства следует понимать лиц, чьи интересы согласовываются в ходе партнерских взаимоотношений.
Исходя из этого положения сторонами социального партнерства являются работники и работодатели, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Стороны социального партнерства участвуют в конкретных отношениях через своих представителей.
ТК РФ предусматривает, что представителями работников в социальном партнерстве могут быть:
профессиональные союзы; объединения профессиональных союзов; иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов; иные представители, избираемые работниками (совет, комитет, комиссия, орган общественной самодеятельности).
Представителями работодателя являются: руководитель организации; работодатель - ИП (лично); уполномоченные им лица- объединения работодателей.
Законодательное закрепление получили и принципы социальногопартнерства - основополагающие положения, определяющие характер и общую направленность правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении социального диалога между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления(ст. 24 ТК РФ).
На первом месте среди принципов социального партнерства названо:
- равноправие сторон, т.е. работников и работодателей. Они пользуются равными правами: быть инициаторами коллективных переговоров, вносить предложения, по содержанию соглашений и коллективных договоров и т.д.;
- уважение и учет интересов сторон социального партнерства – основа успеха в достижении согласия по обсуждаемым вопросам;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях- взаимная заинтересованность работодателя и работников в выработке на основе переговоров и соглашения наиболее оптимальных путей совершенствования деятельности организации, повышения производительности труда, качества продукции, ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг позволяет обеспечить рост доходов организации и заработной платы работников;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе – принцип и вместе с тем условие более широкого использования социально –партнерских отношений для решения двуединой задачи – подъема производства и улучшения благосостояния трудящихся;
- соблюдение сторонами и их представителями, трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права – залог законности в отношениях социального партнерства и обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства;
- полномочность представителей сторон - обеспечивается соблюдением порядка, установленного для выделения (определения) представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями)(ст. 29-34 ТК);
-свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труд-, как принцип социального партнерства означает возможность для каждой стороны ставить свои вопросы, предлагать решения, которые они хотели бы обсудить путем консультаций, переговоров и которые они стремятся отразить в соглашении, коллективном договоре;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств выражает суть социального партнерства, состоящего в согласии каждой стороны принять на себя такие обязательства, которые она в состоянии выполнить с учетом всех обстоятельств и условий, сложившихся в организации.
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений – принцип социального партнерства, несоблюдение которого лишает смысла положений, включаемых в коллективный договор, соглашение;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров,соглашений -необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включенные в коллективный договор, соглашение не выполняются;
- ответственность сторон и их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений - за неисполнение коллективного договора, соглашения предусмотрена юридическая ответственность (ст. 55 ТК РФ; ст. 5.31 КоАП РФ; ст. 145 прим.1 УК РФ).
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) в трудовом праве является методом правового регулирования труда, служащим для урегулирования противоречий интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК РФ.Развитие института социального партнерства играет важную роль в деятельности службы занятости населения РФ.
Уровни, формы и органы социального партнерства.
Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства включает в себя следующие уровни:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух или более субъектах РФ;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальный уровень, устанавливающий обязательства работников и работодателей в сфере труда (ст. 26 ТК РФ).
Законодательство не содержит определения понятия органов социального. Тем не менее, гл. 5 ТК РФ носит название «Органы социального партнерства».
К органам социального партнерстваотносятся все постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства, как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.
Органы социального партнерства можно подразделить на органы общей компетенции и специализированные.
Органами общей компетенции являются трехсторонние и двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля их выполнения на различных уровнях.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия, работающая на основании Федерального закона от “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений”1.05. 1999г. № 92 - ФЗ.
На региональном деятельность комиссий осуществляется на основании законов субъектов РФ. В частности, в Краснодарском крае данные правоотношения регулируются Законом Краснодарского края «О Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений » от 7. 05. 1998г. №129-КЗ.
На территориальном уровне образовываются трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
Отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии могут образовываться как на федеральном, межрегиональном, региональном так и на территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне (у конкретного работодателя) комиссия образовывается для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения (ст. 35 ТК РФ).
К специализированным органам социального партнерства относятся:
- координационные комитеты содействия занятости населения (ст. 20 Закона о занятости населения в РФ от 19.04.1991 г. №1032-1);
- совместные комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ);
- комиссии по трудовым спорам (ст. 384 ТК РФ).
Социальное партнерство реализуется в различных формах.
Формы социального партнерства – это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Основные формы социального партнерства перечислены в ст. 27 ТК РФ. Социальное партнерство осуществляется в формах:1.коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;2.взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;3.участия работников, их представителей в управлении организацией;4.участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
11.Коллективный договор: понятие, стороны, содержание, структура. Порядок разработки, заключения, изменения и дополнения коллективного договора.
Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Сторонами коллективного договора являются работодатель и работники предприятия в целом или отдельных подразделений.
По действующему законодательствусодержанием коллективного договора являются согласованные стороной условия (положения), призванные урегулировать социально-трудовые отношения у конкретного работодателя.
Структуру коллективного договора организации формируют сами. Как правило, он состоит из разделов (глав), которые, в свою очередь, подразделяются на пункты и, при необходимости, подпункты.
Ст. 41 ТК РФ дает примерный перечень вопросов, по которым в договор могут включаться взаимные обязательства сторон. Этот перечень не исчерпывающий и носит рекомендательный характер. Это могут быть следующие обязательства:
- форма, система и размер оплаты труда и другие денежные выплаты;
- механизм индексации оплаты труда;
- занятость и условия высвобождения работников;
- продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
- гарантии и льготы некоторым категориям работников и другие.
При осуществлении коллективно-договорного регулирования необходимо соблюдать общие требования к содержанию коллективного договора, определяющие его соотношение с иными нормативными актами.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать условия, ограничивающие или снижающие уровень прав и гарантий работников, предусмотренных законодательством о труде.
Помимо конкретных норм и обязательств коллективный договор должен содержать такие формальные сведения как наименования сторон, от имени которых он заключен, срок его действия, порядок изменения и продления.
Порядок заключения коллективного договора регламентируется (ст. 36,37,38,ч.2 ст. 40, 50 ТК РФ).
Процедура заключения коллективного договора начинается с ведения коллективных переговоров (ст. 36, 37 ТК РФ).
Сроки, место проведения переговоров, повестка дня, определяются представителями сторон, являющимися участниками переговоров (ч.7 ст. 37 ТК РФ).
По сложившейся практике единый проект коллективного договора обсуждается работниками в подразделениях работодателя и в него вносятся замечания, предложения, дополнения. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) работников конкретного работодателя.
По истечении трех месяцев с момента начала коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора стороны обязаны подписать договор на согласованных условиях в не зависимости от того, какое число положений проекта договора ими согласовано. Данное правило является императивным и не может быть изменено сторонами переговоров (ч.2 ст. 40 ТК РФ).
Одновременно с подписанием коллективного договора по согласованным условиям стороны переговоров при наличии неурегулированных вопросов обязаны подписать протокол разногласий (ст. 38 ТК РФ).
В отношении рассмотрения разногласий, включенных в указанный протокол, стороны переговоров вправе либо продолжить переговоры, либо приступить к процедуре урегулирования разногласий в соответствии с процедурой урегулирования коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК РФ).
Изменения и дополнения коллективного договора в течение его срока действия производятся только по взаимному согласию сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров, в порядке установленном ТК РФ для его заключения. Однако в самом коллективном договоре может быть определен порядок внесения в этот коллективный договор изменений и дополнений(ст. 44 ТК РФ).
По общему правилу, если работодатель юридическое лицо коллективный договор заключается в организации в целом и охватывает все филиалы, представительства, иные обособленные подразделения. Тем не менее, при необходимости учета территориальных, профессиональных и иных особенностей трудовой деятельности коллективный договор может заключаться в конкретном филиале представительстве, ином обособленном структурном подразделении(ч.4 ст. 40 ТК РФ).
При этом права и обязанности возникают у организации – работодателя, а не у соответствующего филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.
Подписанный коллективный договор в 7 – ми дневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду федерального, регионального или территориального уровней (министерство, федеральная служба, комитет по труду и т.д.) для уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).
Факт прохождения уведомительной регистрации, не влечет за собой ни каких правовых последствий, т.к. коллективный договор и соглашения вступают в силу с момента подписания либо со дня указанного в самих нормативных актах социального партнерства (ст.43, 48 ТК РФ).
Орган, осуществляющий регистрацию коллективного договора, проверяет соответствие положений договора законодательству о труде. В случае выявления условий коллективного договора, ухудшающих положение работников по сравнению трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права данный орган обязан сообщить об этом представителям сторон, подписавшим договор, для устранения допущенного нарушения прав работников. Одновременно о выявленных нарушениях законодательства извещается соответствующая государственная инспекция труда.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. При этом обязательным условием является взаимное согласие на внесение каких-либо изменений и дополнений.
Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. В соответствии со ст. 43 ТК РФ стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более 3 лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения, а также у индивидуального предпринимателя. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации, поставившим свою подпись под коллективным договором, а также в случае реорганизации в форме преобразования.
При реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения или выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3 месяцев со дня перехода прав собственности.
В случае реорганизации или смены формы собственности организации любая из сторон вправе направить* другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до 3 лет. Согласно ст. 57 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо (организация) считается реорганизованным с момента внесения записи о государственной регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц вновь возникших юридических лиц.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Согласно ст. 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо (организация) – прекратившим существование, после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.